Киноистория о жизни и метаниях комика Бориса Аркадьева, вымышленной советской звезды 1980-х, выходит на экраны сегодня, 1 марта. Фильм стал дебютом в большом кино не только для режиссёра Михаила Идова. «Юморист» оказался первой крупной работой в полном метре и для исполнителя главной роли – Алексея Аграновича.
В интервью 78.ru актёр признался, что в картине он, по сути, играл самого себя:
– Я бы не смог сыграть совершенно другого человека, мне не известного вообще. Всё равно я вынашивал его в себе. Я не из тех артистов, которые могут стать абсолютно другими людьми. Это, к сожалению, мне не дано.
За роль юмориста Бориса Аркадьева, обласканного славой, но измученного внутренними конфликтами и внешней несвободой, Агранович уже успел получить первый приз. На кинофестивале «Движение» в 2018 году ему досталась награда за лучшую мужскую роль. Возможно, на выбор жюри немало повлияла именно искренность актёра.
Но сам Агранович ничего особенного в своём герое не видит. Напротив, исполнитель роли юмориста подозревает, что зрителя подкупает в Борисе Аркадьеве его «обычность»:
– Мой герой похож на живого человека, а в кино это важно. Он и слабый, и сильный, говорит, как обычные люди, ходит на своих двоих… Одним словом, живой человек.
Алексей Агранович признался, что первые съёмки в большом кино произвели на него сильнейшее впечатление. Ранее на счету актёра было несколько небольших ролей в фильмах «О чём говорят мужчины», «Кислота» и ряде других, роли в сериалах и театре. Но такого глубокого погружения в мир кино ещё не было.
– Это такой затяжной сон, в котором ты временами просыпаешься в холодном поту, а потом засыпаешь, и тебе снится что-то приятное, – поделился актёр.
Но кошмары, очевидно, на съёмочной площадке Аграновича не преследовали.
– Съёмочный процесс у нас был организован практически идеально, – рассказал Алексей. – Мы сняли всё за три недели в одном городе. Уехали в Ригу и там прожили эти три недели, не выныривая, не соприкасаясь практически с другой реальностью.
А в это время вокруг происходили «какие-то чудеса», отметил актёр. И собственно свою работу он сравнил с опасным цирковым искусством:
– Кино – это странный процесс. Получается одноразовая вещь: вы сняли эпизод – и всё, завтра уже другой. Ты не можешь вернуться. Не можешь в следующий раз сыграть по-другому, как в театре, не можешь исправить актёрскую ошибку. Это режиссёр может потом переосмыслить материал, что-то не взять. И это сродни путешествию по канату без страховки, особенно в первый раз. Поэтому все три недели съёмок – это самое яркое впечатление. Я их никогда не забуду.
Правда, без перегорания к концу столь насыщенной работы не обошлось.
– Я очень устал от самого себя к концу съёмок, – признался Алексей Агранович. – Через три недели я терпеть не мог того человека, которого видел в зеркале – и от которого некуда было деваться.
С театром у Алексея Аграновича отношения более близкие. Так, актёр играет в спектаклях «Квартета И». Последняя работа Аграновича с комедийной четвёркой – постановка «В Бореньке чего-то нет».
По признанию актёра, с «Квартетом И» его связывает, в первую очередь, давняя крепкая дружба, которая берёт своё начало ещё в юности.
– Мы познакомились в 1992 или ’93 году – вспоминает Алексей. – Я был студентом, они тоже были на последних курсах.
Забавная история – но актёров свёл отнюдь не театр. Их подружил популярный вид спорта:
– Я тогда был капитаном ВГИКовской сборной по футболу. Однажды какой-то человек пришёл к нам во ВГИК и сказал мне: «Слушай, у нас тут сборная артистов Москвы, приходи к нам играть». Я пришёл – и встретил там Лёшу Бараца и Славу Хаита, которые тоже были рекрутированы помогать пожилым артистам в команде. Так мы и подружились – на почве футбола.
Как рассказал Агранович, чаще он в спектаклях «Квартета И» не играл, а исполнял роль конферансье. Недолго он даже был директором театра, но на первом месте всегда стояла дружба.
– Спектакль «Боренька» – это моя первая драматическая роль в «Квартете И». И это чистое удовольствие. Ты просто приходишь в компанию к свои друзьям и вместе с ними валяешь дурака.
После окончания ВГИКа Алексей Агранович долгое время почти не возвращался к работе актёра – хотя очень этого хотел. Помимо небольших эпизодических ролей в кино в его актёрской карьере было затишье. Но всё изменилось, когда на Аграновича обратил внимание режиссёр Кирилл Серебренников.
– Я 20 лет не работал артистом, – вспоминает наш собеседник, – И он предложил мне вдруг, практически не будучи со мной знакомым, сыграть в его спектакле «Обыкновенная история». С этого всё и началось. «Обыкновенная история», потом «Маленькие трагедии»… Если говорить про театр, то в профессиональной моей карьере «виновен», в первую очередь, конечно Кирилл.
С Серебренниковым Агранович познакомился случайно – на скромном праздновании дня рождения общего знакомого, режиссёра Алексея Мизгирёва. Вторая встреча, как ни странно, тоже случилась на праздничной тусовке в честь чужих именин:
– Собственно, там он и предложил мне сыграть в его спектакле. Я был сильно удивлён. Мы договорились о следующей встрече, на которую я пришёл уже отказываться. Но… В общем, меня не нужно было долго уговаривать.
В настоящее время Агранович продолжает работать в театре «Гоголь-центр» – и считает это важнейшей вехой в своём творчестве:
– У меня есть ощущение того, что я занимаюсь настоящим делом в этой профессии. И имею отношение к тому, к чему всегда хотел иметь отношение.
Если в полнометражном кино Агранович пока новичок, то в работе продюсера он – признанный профессионал. Уже почти четверть века Алексей занимается режиссурой и продюсированием различных церемоний и шоу федерального масштаба.
Среди работ Аграновича – премия ТЭФИ, «Кинотавр», Московский международный кинофестиваль, премии «Учитель года», «Золотой орёл» и многие другие. Всего он поставил более ста различных церемоний.
Как признался наш собеседник, самое сложное в этой работе – сделать из «одноразового мероприятия» нечто стоящее, шоу, которое запомнится надолго.
– Изначально люди идут на такие мероприятия не как на спектакль, не за переживаниями – они идут на тусовку, чтобы их чуть-чуть развлекли, повеселили. Но мы когда-то давно для себя решили, что в каждую такую историю будем пытаться вкладывать смысл, мысль, пытаться о чем-то с людьми поговорить.
Создавать незабываемое шоу у Аграновича получается неплохо – это подтверждает, к примеру, присуждённый ему приз «За самое яркое событие» фестиваля «Кинотавр». Но есть в постановке церемоний и другие сложности.
– Я с 2005 года открываю и закрываю «Кинотавр», почти 14 лет, – посчитал Агранович. – Каждый год ты сталкиваешься с одной и той же задачей. И самое сложное здесь – не повторять самого себя, сохраняя при этом интерес публики. Приходится всё время придумывать что-то новое. Что-то, что будет будоражить людей.
Однако первая продюсерская работа Аграновича была связана не с премиями и наградами – а с музыкой. В 1994 году Алексей приехал в Петербург, где познакомился и подружился с Юрием Шевчуком и группой «ДДТ».
– Я попросил его быть моим крестным, – вспоминает актёр. – Но оказалось, что он сам некрещёный, и мы вместе крестились в учебной церкви Александро-Невской Лавры.
После такого акта сближения Агранович решил продюсировать «ДДТ».
– Это был мой первый продюсерский проект: в Москве, в Театре Советской Армии я делал совместный концерт «ДДТ» и группы «Калинов Мост». Было два отделения, я сам находил деньги, спонсоров… Это была моя первая самостоятельная работа.
Но после этого с продюсированием музыкальных групп Алексей завязал. И вовсе не потому, что работа оказалась нехороша:
– Мне вообще не очень интересно продавать других. А музыкальный продюсер всегда продаёт кого-то. Мне было интереснее пытаться делать что-то самому. В те времена для нас всё было новым, я очень многое пробовал – всё, что было интересно. Я не искал этих возможностей, меня приводила к ним жизнь. И все эти церемониальные дела, шоу и прочее тоже случайно появилось в моей жизни, Это было интересно и в этом можно было развиваться, поэтому я с удовольствием за них цеплялся.
Тем не менее, Алексей Агранович не проводит жёсткого «водораздела» между всеми многочисленными видами своей работы. Каждый из них важен по-своему, уверен актёр.
– Для меня актёрская работа, режиссёрская, продюсерская – это просто разные языки, с помощью которых я пытаюсь говорить о том, что мне интересно, – пояснил наш собеседник. – Когда ты можешь одну историю рассказать на нескольких языках – это очень круто.
Конечно, во всём это многообразии «творческих языков» актёрская стезя выделяется особо.
– Театр и кино – это, может быть, один и тот же язык, но разные диалекты. Там есть свои нюансы. Театр мне понятней – не то, чтобы я лучше владел языком, но его я понимаю больше, – поделился Агранович. – В театре история линейная: ты вышел на сцену и через два часа ушёл. За это время с тобой что-то должно было произойти. Перед тобой сидят зрители, трюк чистый.
Кинематограф же – история значительно более запутанная:
– В кино есть масса обстоятельств, которые влияют на то, как ты сыграл. Актёру, особенно такому начинающему, как я, трудно понять, как там выстраивается ткань повествования, – отметил Алексей. – Тут очень важно, чтобы ты верил режиссёру, чтобы он тебя слышал, а ты слышал его. Театр и кино – очень разные вещи. Но и та, и другая очень интересны.