«Юморист» – первый «сольник» Михаила Идова. 42-летний режиссёр-дебютант много лет отдал работе сценариста, был журналистом в Нью-Йорке и сотрудничал с New York Magazine, два года являлся главным редактором русской версии журнала GQ, работал креативным директором в кинокомпании Фёдора Бондарчука. И вот, наконец, осуществил мечту – снял свой собственный (от начала до конца) фильм.
Действие картины происходит в 1984 году. Главный герой – комик Борис Аркадьев, успешный и всеми любимый представитель советской творческой элиты. В определённый момент у немолодой уже знаменитости случается кризис: он вдруг понимает, что является лишь марионеткой, крошечной деталью в огромной машине советской идеологии. И с тех пор жизнь юмориста начинает ломаться.
В интервью 78.ru Михаил Идов признался, что вынашивал идею картины очень долго. А сам сценарий написал исключительно быстро – всего за десять дней:
– Я ходил с идеей этого фильма где-то два года. Записал краткое изложение сюжета, и болел этой идеей, долго думал о ней. А когда представился шанс сесть и всё записать, я, действительно, написал сценарий всего за десять дней.
Но после того, как был готов «скелет» картины, выяснилось, что предстоит ещё огромная и очень специфическая работа:
– После этого я больше месяца писал шутки. А писать шутки к этому фильму было гораздо сложнее, чем писать сам фильм, – отметил режиссёр. – Это чрезвычайно странный вызов для себя как для сценариста – шутить, используя чужое чувство юмора. Потому что моё-то чувство юмора совсем не похоже на то, как шутили советские комики в 1984 году.
Главная сложность состояла в том, чтобы не скатиться до пародий, пояснил Михаил:
– Это не должно было быть карикатурно плохо, это не должно было быть пародией на то, как тогда шутили. Это должна была быть такая аутентичная стилизация. И вот здесь я чуть не помер, пока писал.
Все шутки к «Юмористу» Идов, действительно, придумывал сам. Но отказ от услуг профессиональных комиков вовсе не был принципиальным шагом или вызовом.
– Шутки должны были быть не идеальными, – пояснил режиссёр. – Если бы у меня стояла задача сделать супер-остроумные шутки, особенно ту самую юмореску, по которой знаменит главный герой – я бы, наверное, не рассчитывал на себя. И обратился бы к лучшим юмористическим умам современности с просьбой мне помочь.
Михаил признался, что вложил в картину максимум собственного жизненного опыта – правда, «завуалированно». Хоть в те времена он и был ребёнком, но сама суть происходящего вызывала в режиссёре живой отклик:
– Сомнения главного героя в степени его таланта, в том, на своём ли он месте, любят ли его люди за то, за что он заслуживает любви, – это всё, на самом деле, мои тараканы.
А вот на месте комика Бориса Аркадьева мог быть и совершенно другой персонаж.
– Этот человек мог бы с тем же успехом быть эстрадным певцом, – отметил режиссёр. – Потому что сама идея была – проанализировать вообще институт советской знаменитости. Как это работало, как творческий человек, достигший какого-то успеха, в условиях цензуры начинает прогибаться, прогибаться, и в какой-то момент ломается.
Однако история жизни юмориста подошла всё-таки идеально, отметил Идов:
– Мне кажется, сама ситуация с советской цензурой юмора как-то очень выпукло показывает абсурдность этой системы. Когда для того, чтобы рассказать шутку со сцены, даже не пьесу сыграть, не книгу выпустить, а просто шутку рассказать, нужны печать, удостоверение, подпись и так далее.
«Юморист» ещё не вышел на экраны, но главный саундтрек к нему уже две недели обсуждают в СМИ. В первую очередь, потому, что написал и исполнил его рэпер FACE, известный весьма смелыми и провокационными текстами.
Более того, 11 февраля сам FACE опубликовал на Youtube клип на композицию «Юморист». Режиссёром этого видео, в свою очередь, также выступил Михаил Идов. Симбиоз историй из жизни советской творческой элиты и русского рэп-исполнителя кажется довольно странным. Однако сам режиссёр ничего странного в этом не видит – по его словам, это «очень простая история»:
– У Фейса вышел альбом «Пути неисповедимы», который оказался очень неоднозначным с музыкальной точки зрения. Но мне понравилось, что этот человек готов был пожертвовать частью своей фанатской базы, в каком-то смысле карьерой, чтобы сказать вещи, которые он хотел сказать. Это очень круто, по-граждански круто. И мне показалось, что есть нечто общее между Фейсом и героем моего фильма, который тоже терпит-терпит – и взрывается. И я решил показать Фейсу свой фильм.
Видео с готовой картиной Идов передал Ивану Дрёмину (настоящее имя Фейса) через брата музыканта, с которым режиссёр был знаком.
– Фейсу фильм понравился и вдохновил его на этот трек, – завершает короткий рассказ появления песни Михаил. – И, когда мы его послушали… Честно говоря, не без замирания сердца – я не знал, что там будет. Фейс всё-таки неоднозначный парень, и ты никогда не знаешь, что он тебе принесёт – может, там будет три минуты ругани!
Но – обошлось:
– Трек оказался настолько офигенным, что мы тут же решили поставить его в финальные титры фильма. Где он, мне кажется, очень хорошо работает. Он создаёт «мостик» между событиями в конце фильма. Я не буду спойлерить, но получился мостик между событиями сегодняшнего дня и последними событиями в картине.
«Юморист» стал первым крупным дебютом Михаила Идова в полнометражном кино в качестве режиссёра – но не первой режиссёрской работой в принципе. Одним из самых известных и нашумевших режиссёрских творений Идова можно считать клип певицы Лизы Монеточки на песню «90-е».
В этом мини-фильме Монеточка предстаёт в образе Данилы Багрова из первого балабановского «Брата». Лиза мастерит обрез, трясётся в грузовом трамвае по питерским рельсам, отвисает на квартирных тусовках и уходит от «хвоста» через дворы-колодцы.
Как рассказал режиссёр, снять «90-е» получилось неожиданно и исключительно легко. Клип был создан практически «моментально»: от появления идеи до начала съёмок прошло всего две недели. А сама идея появилась у Идова тоже совершенно неожиданно:
– Я слушал альбом «Раскраски для взрослых», и мне пришёл в голову образ Монеточки, идущей по Петербургу в костюме Данилы Багрова. И я предложил Монеточке снять именно такой клип. Она тут же согласилась. В течение недели нашлись деньги на это, и через две недели мы уже стояли в трамвайном депо перед тем самым знаменитым пустым трамваем – и ставили на него камеры.
Сам Михаил Идов считает эту работу «просто чем-то забавным». Но сама возможность так быстро воплотить в жизнь свою идею – величайшее счастье, уверен режиссёр.
Сотрудничеством с Монеточкой Михаил остался очень доволен. По словам автора клипа, он и сам не ожидал, что работать с ней будет так легко и приятно:
– Лиза – суперпрофессионал. Учитывая, что это был её первый клип, в котором она снималась, в котором ей нужно было входить в кадр, играть какую-то роль, я немного волновался. Думал, что она, как новичок, может быстро устать, что через три-четыре часа у нас могут начаться проблемы…
До работы с Идовым у Лизы были только любительские видеоматериалы и один профессиональный анимационный клип. В «90-х» певица дебютировала как актриса – и, по словам режиссёра, показала себя с хорошей стороны:
– Она отработала шестнадцатичасовую смену вообще без каких-либо претензий. Я бы с огромным удовольствием снял её в чем-то ещё, если ей захочется. Мне кажется, у неё есть и актерские задатки.
Вышедший полгода назад, клип «90-е» спровоцировал целый шквал критики – в основном, от фанатов «Брата» и Балабанова. Михаил Идов признался:
– Я неоднозначно отношусь к наследию Балабанова. И поэтому мне даже на уровне этого клипа Монеточки было интересно состоять в такой лёгкой полемике с его наследием. И особенно с тем, как его наследие перевирается. Мне очень не нравится культ Данилы Багрова как безусловно положительного героя. Это не то, что Балабанов закладывал в первого «Брата».
Режиссёр признался, что считает картину «Брат» 1997 года «совершенно гениальным фильмом». Чего никак не может сказать о его сиквеле – по мнению нашего собеседника, «Брат 2» является «простой агиткой про встающую с колен Россию».
– Мне кажется, второй «Брат» – это в некотором роде предательство первого фильма, – признался режиссёр.
Тем не менее, Идов уверен:
– Балабанов – один из великих русских режиссёров и один из лучших режиссёров XX века. Есть несколько фильмов, которые я очень люблю: «Про уродов и людей», первый «Брат», из поздних – «Кочегар». Отношение к его творчеству у меня неоднозначное. Но он мастер, и я фанат.
Если в качестве режиссёра Михаил Идов дебютировал лишь недавно, то сценаристом его можно назвать вполне опытным. Среди его сценарных работ есть несколько исключительно успешных сериалов. В том числе – сериал «Лондонград» о безумных авантюрных приключениях русских в Великобритании.
Сам сериал снимался не только в Лондоне, но также в Оксфорде, Кенте, Эссексе, Москве и Петербурге. На телевидении «Лондонград» стартовал в 2015 году, и Михаил Идов явился ведущим сценаристом первого сезона.
В основу сюжета легли вполне реальные события из жизни рэпера Оксимирона, с которым Михаил Идов дружит уже много лет.
– Это, действительно, так – мы основывали главного героя на Оксимироне, – поведал Михаил Идов. – Он рассказал нам несколько историй из своей жизни. После Оксфорда он работал в Лондоне, в агентстве, которое занималось нуждами русских клиентов. Конечно же, задания были не такие авантюрные, как написали мы, но за основу мы взяли идею такого агентства, которое занимается русскими посреди Лондона. Мне кажется, у нас с Оксимироном получилась хорошая коллаборация.
Для сериала своего друга сверхпопулярный музыкант не только рассказал несколько историй из жизни. Мирон Фёдоров также написал трек, который так и называется – «Лондонград».
– Я до сих пор люблю песню «Лондонград», – признался режиссёр. – Единственное моё сожаление – что она не звучит на титрах каждой серии. Она была записана именно как саундтрек, а не просто как «трек рядом с сериалом». Но, с другой стороны, я не режиссировал его, и поэтому там было принято много решений, с которыми я не очень согласен.
Среди спорных моментов Михаил отметил «вопросы тона» и жанра:
– На мой вкус, «Лондонград» снят с большим уклоном в комедию, чем мне хотелось бы. Я бы его выдержал на уровне «Одиннадцати друзей Оушена», то есть как такой авантюрный экшн слегка с элементами комедии. Но тогда мне даже в голову не приходило режиссировать…
Сам Идов около 20 лет прожил в США – а именно в Нью-Йорке, куда в 1992 году эмигрировали его родители. Однако снять «Нью-Йоркград», признался наш собеседник, желания у него не возникало:
– Странным образом мне было интереснее работать с Великобританией, именно потому что русский Нью-Йорк я слишком хорошо знал. И он более провинциален в некотором роде. Русский Лондон – это такой «филиал Москвы», Москва и Лондон – своего рода сообщающиеся сосуды. А Нью-Йорк сам себе на уме. Поэтому мне интереснее было писать именно про Лондон, который я гораздо хуже знал на тот момент.
В роли сценариста Михаил Идов работал и над полным метром. Идов и его супруга Лили являются авторами сценария к нашумевшему фильму Кирилла Серебренникова «Лето» о юности и первых шагах в музыке Виктора Цоя.
Как признался наш собеседник, изначально ему и Лили предложили лишь «подредактировать» уже имевшийся на тот момент сценарий. Но обойтись краткими правками и упустить такую возможность сценарист не мог – ведь с подросткового возраста Идов сам является горячим поклонником творчества Цоя.
– Вместо того, чтобы редактировать, мы решили практически выбросить этот сценарий и написать свой, основанный на мемуарах Надежды Науменко – вдовы Майка Науменко, – признался Михаил. – Собственно, это и было главным решением, которое повернуло всю эту историю в нынешнем направлении.
При этом, Михаил не скрывает – 60% сценария к картине написала Лили. Однако после завершения этого этапа работы случилась пауза: не могли найти режиссёра.
– Нам страшно повезло, что мы привлекли внимание Кирилла Серебренникова, – уверен Идов. – Мы сделали драфт-сценарий вместе с Кириллом, он написал потом режиссёрский сценарий, добавив в него все эти великолепные театральные вещи, которые происходят в самом фильме: музыкальные сцены, сцены с анимацией поверх плёнки… Вот так это и произошло. А потом во время съёмок Кирилла арестовали, и фильм был доделан в совершенно безумных условиях. Но он был доделан, он есть, и это огромное счастье.
Сегодня Михаил Идов чувствует себя в режиссёрском кресле уже вполне уверенно – и не боится планировать новые режиссёрские работы. На данный момент в планах сразу два проекта: русский и англоязычный. Которые он, как и всё прочее (помимо «Юмориста») делает в соавторстве с супругой:
– Следующий наш русскоязычный проект мы опять пишем вместе. Это будет романтическая комедия. Маленький компактный фильм про группу околотворческих молодых (и не очень) людей, которых мотает по всему миру. Они встречаются в разных местах, в разных конфигурациях, предают друг друга, влюбляются друг в друга… Но, при этом, их неудержимо тянет к себе Москва – и их дороги всегда пересекаются там. После всего этого ретро этот фильм ближе всего к тому, как живём мы сами, здесь и сейчас.
Помимо русской комедии, Михаил работает и над проектом для англоязычной аудитории. Осенью текущего года он собирается снимать фильм в Канаде – «если всё будет хорошо»:
– Мой следующий англоязычный фильм про рок-группу – правда, вымышленную. Будет немножко от U2, немножко от других групп. Но пока это шкура неубитого медведя.