— Я не очень довольна своим выступлением, — заявила Сурганова за кулисами сразу после сета на «Чартовой дюжине» в Ледовом дворце. — Не очень было слышно тональности. Жалко, что нельзя было отстроить звук так, как нам хотелось. Поэтому моя радость по поводу получения этой награды немножечко заретуширована.
Лидер группы «Сурганова и оркестр» и экс-участница «Ночных снайперов» заметила: она надеется, что в зале находились люди не только с абсолютным слухом. Таким слушателям повезло больше — они всех огрехов, что так огорчили Светлану, могли не заметить.
Простым смертным без абсолютного слуха, действительно, печали Светланы не понять: на сцене в Ледовом 16 февраля она выложилась максимально и была исключительно хороша. Но именно в этом вся Сурганова — в перфекционизме, внимательности к деталям, чуткости к каждому звуку и слову и безмерной ответственности за своё творчество.
Именно из-за перфекционизма солистка года, к примеру, никак не может заняться акустической программой.
— Это моя боль, — призналась Сурганова журналистам. — Я всегда так боюсь акустики! На неё никогда не хватает времени, потому что тут всё вообще должно быть филигранно, очень-очень тонко.
Но в условиях очень плотного графика заняться столь тонкой материей, как акустика, сложно.
— Для меня акустическая программа — это всегда стресс, — поделилась певица. — Хочется уже быть на уровне Стинга. Какие прекрасные акустические концерты делает Стинг! Такого плана хочется быть.
Для самой Сургановой последний год выдался очень насыщенным — «урожайным», как выразилась она сама:
— У нас сезон с апреля по апрель. Мы стартанули в апреле 2018 года — отпраздновали день рождения коллектива «Сурганова и оркестр», 15 лет нам стукнуло. В августе состоялось 25-летие группы «Ночные снайперы», к которой я хоть какое-то, но отношение имею. И, собственно, в ноябре полтинничек исполнился мне!
На юбилей «Ночных снайперов» Светлану пригласила Диана Арбенина. Вместе основательницы группы исполнили две песни: «Кошка» и «Солнце». Чтобы принять участие в праздничном концерте, состоявшемся 4 ноября 2018 года в Олимпийском, Сурганова отменила несколько концертов в Германии и Чехии. В интервью Светлана призналась, что для неё это было очень важно:
— Мы не стояли на одной сцене 15 лет. Мне было очень приятно. Может быть, когда-нибудь это будет иметь продолжение. Диана сама по себе очень самодостаточная, когда она берёт в руки гитару и просто поёт под гитару — это завораживает. И, по большому счёту, ничего больше не нужно. Максимум — ещё скрипочка.
Три юбилея за один год — график непростой. В связи с юбилейными концертами Сургановой пришлось отложить не только акустическую программу, но и многое другое. В списке «поставленного на паузу» оказался и спектакль «Моя счастливая жизнь», в котором Светлана играет в дуэте с актрисой Светланой Иванниковой.
Спектакль по мотивам пьесы «Диалоги по поводу американского джаза» рассказывает историю женщины, которой помогает справляться со всеми трудностями огромная любовь к музыке — а именно к джазу. Роль «джазовой девушки» в поисках счастья исполняет сама Сурганова. Режиссёром выступил Александр Цой.
— Сейчас у нас образовалась небольшая пауза, — призналась певица. — Мы давали этот спектакль в Риге, в Санкт-Петербурге, в Москве… Я думаю, когда мы откроем наше новое маленькое арт-пространство «Пушкин рядом», мы там дадим этот спектакль в своей, оригинальной сценографии. Она немного отличается.
Собственное арт-пространство Светлана Сурганова в скором времени планирует открыть на Набережной канала Грибоедова. Ранее она рассказывала журналистам, что собирается назвать свой арт-поинт «6/8». У этого наименования целый ряд ассоциаций: от музыкального размера до года рождения певицы и номера квартиры, в которой будет размещаться пространство.
Однако теперь его планируется назвать иначе — «Пушкин рядом».
— Мне предложили изменить название, — объяснила Сурганова. — Почему родилось название «Пушкин рядом»? Потому что буквально через дом, на канале Грибоедова, 174 находится мемориальная доска, которая гласит, что в этом доме жил с 1816 по 1818 год Александр Сергеевич Пушкин. Потом эти данные опровергли, но это не так важно. Вообще в районе Коломны жили многие великие: музыканты, поэты, и сам Александр Сергеевич в том числе. Именно там, в Коломне состоялось дебютное прочтение «Руслана и Людмилы», например. Поэтому Пушкин рядом, и в буквальном, и не в буквальном смысле. Это поэт, к которому обращались, обращаются и будут обращаться — все почитатели изящной словесности, поэзии, да и вообще русской речи как таковой. Пушкин наше всё — не боюсь повторяться.
Помимо Пушкина, у Сургановой сложились трепетные отношения и с другим блестящим отечественным поэтом — Мариной Цветаевой. Именно стихотворение Цветаевой легло в основу одной из самых популярных песен певицы — «Морская». Кроме того, петербурженка с большим удовольствием читает и другие стихи поэтессы на концертах.
Как призналась Сурганова, для неё поэзия Цветаевой вовсе не кажется сложной. Совсем наоборот:
— Может быть, это смелое заявление, но мне она очень понятна и близка. Мне её исполнять легко, и это очень органично. Мне кажется, я очень хорошо понимаю и чувствую то, о чём она говорит.
Был у Светланы опыт сотрудничества и с современными поэтами. К примеру, песня «Гертруда» написана на стихи Веры Полозковой. И Светлана не исключает аналогичного сотрудничества в будущем:
— Почему нет? Талантливых сейчас очень много. Сейчас совершенно другое умение писать, другая свобода поэтического слова.
Отметила певица и рэп-культуру — как совершенно «отдельное дело»:
— Это фактически жонглёрство. Сейчас такое количество людей владеет техникой стихосложения, что за ними, конечно, не угнаться. И за этим попадаются очень интересные находки: рифмические, ритмические и смысловые. Поэтому — почему нет? Но сейчас, к сожалению, нет возможности погрузиться в этот слой. Мне много присылают стихов, надо просто найти время всё это перечитать, соприкоснуться с этим.
Каждый поэт — источник своей особенной энергии, призналась певица и композитор. И каждый даёт свой, особенный заряд.
В разговоре о рэперах и их творчестве Сурганова рассказала, что в определённом смысле восхищается их свободой. Однако для себя такого обращения со словом не приемлет:
— Я им завидую белой завистью. Они так легко владеют рифмой, так легко её транслируют! Не то чтобы безответственно иногда, но вот такая лёгкость, смелость вызывает порой даже зависть. Я человек очень привередливый, и для меня каждое слово, сказанное публично — это, как сказала Раневская, плевок в вечность. Я несу ответственность, и я бы рада порефлексировать на многие темы, но что-то меня сдерживает. Поэтому я где-то лучше промолчу, чтобы не засорять эфир.
Отвечать за свои слова всё же должен каждый публичный человек, уверена Сурганова.
Высказалась Светлана и по поводу современной тенденции соединять несоединимое — разные виды искусства, жанры, направления и течения. По словам певицы, здесь она явно в тренде:
— Мне кажется, я давно живу на стыке жанров, по крайней мере, музыкальных. Сегодня, например, мы вообще играли синти-поп. Конечно, это неслыханная наглость — на рок-фестивале спеть откровенно синти-попную вещь! Но мне совершенно не стыдно, потому что там текст, в котором я отвечаю за каждое слово. Какие-то идеи подсказал мне Омар Хайям. Там в оригинале было не «мир — лабиринт наших идиллий», а «мир — усыпальница наших идиллий». Мне показалось это немножечко мрачновато, и я это перефразировала, да простит меня Омар Хайям!
Если же говорить о творчестве других — то из современных культурных деятелей саму Сурганову особенно впечатляет Покрас Лампас, российский художник-каллиграф, создавший собственное направление в искусстве — «каллиграфутуризм».
— Покрас Лампас просто произвёл революцию в изобразительном жанре. На мой взгляд, это очень интересно. Это шаг — я не знаю куда, вперёд, назад или в сторону, но очень интересный шаг в изобразительном искусстве, — отметила певица.
Молодым музыкантам, исполнителям и всем, кто занимается искусством, Светлана дала универсальный совет:
— Не гнаться за деньгами, не гнаться за наживой. Надо этим жить. Надо любить своё дело и надо быть ответственным. И не бояться трудиться. Мне кажется, сейчас не любят трудиться. Сейчас многие гонятся за быстрыми результатами. А ведь даже зачав ребёнка, надо его выносить, затем родить, а потом воспитать… Мне кажется, любое серьёзное произведение — это твоё детище, оно тоже требует энерговложения.
Сама Сурганова давно выбрала очень непростой путь смешения стилей и создания сложного музыкального материала вместе с целым оркестром. Оркестр с Сургановой уже 15 лет. И певица уверена, что сложные взаимоотношения инструментов помогают людям научиться лучше общаться друг с другом:
— Это полифония, это океан! Смотрите: разговор четырёх инструментов, квартет: скрипка, вторая скрипка, альт, виолончель — и сколько сочетаний между ними! Выстраивается даже не диалог, а кварталог. Нужно просто прислушиваться к инструментам и учиться у них вести диалог. Любой. Музыка нас учит жить в гармонии и вести диалог между собой. Поэтому нужно обязательно слушать классическую музыку, раскрывать все эти красоты, гармонии, взаимодействия — и, может быть, мы научимся друг друга слышать наконец-то. Господь Бог подарил нам такое чудо для того, чтобы научить нас слышать друг друга, а не воевать. Это моё мнение.
Всем своим слушателям Сурганова также рекомендует обращаться к этому океану, и не только музыкальному:
— Будьте избирательны, обращайтесь чаще к классике. Вообще уже всё сказано, любой ответ можно найти там. Современность — это хорошо, здорово, но не забывайте о корнях, наших русских корнях в том числе. Тот же Пушкин — он многое сможет вам дать, раскрыть.
Фестиваль премии «Чартова дюжина» прошёл в Петербурге впервые. Наградили в прошедшую субботу, 16 февраля, как немолодых и заслуженных музыкантов, так и тех, кто совсем недавно взлетел на пик популярности.
Светлана Сурганова отметила, что перенос фестиваля в Северную столицу, пусть даже единичный, — очень важная веха в музыкальной истории города:
— Я думаю, что это надо узаконить. В конце концов, Питер, Ленинград — столица рок-н-ролла. И это очень закономерно. Если не каждый год, то хотя бы раз в пять лет Питер может позволить себе такую роскошь — принимать рок-музыкантов здесь!