Прямой эфир

Путешествие «Христа во гробе»: Кому достанется скандальный шедевр Брюллова

Анастасия Гусева
19 февраля 2019, 18:27
Написанное Карлом Брюлловым для домовой часовни графа Адлерберга полотно «Христа во гробе» уже 16 лет находится в эпицентре скандала. Картину 19 века не могут поделить коллекционер из Германии и Русский музей.
Фото: artchive.ru

Всё началось в 2002 году, когда русско-немецкий коллекционер Александр Певзнер приобрел в Бельгии со своей женой Ириной полотно на евангельский сюжет. Картина «Христос во гробе» обошлась ему, по тем меркам, в 100 тысяч евро. Низкая цена была обусловлена отсутствием подписи художника. Поскольку коллекционер не был уверен в авторстве картины, он в 2003 году привёз её на экспертизу в Русский музей. К тому же, экспертиза полотна в России обошлась бы ему в разы дешевле.

Неопознанный шедевр

На границе случилось непредвиденное. Полотном заинтересовались не только ценители искусства, но и сотрудники ФСБ. У Певзнера возникли проблемы на Выборгской таможне — его обвинили в незаконном перемещении культурных ценностей через границу и недостоверном декларировании. Коллекционер оформил декларацию на временный ввоз, которая не предусматривает уплаты пошлины.

Но версия следователей кардинально отличалась от показаний коллекционера. В Генпрокуратуре были уверены, что Певзнер, договорившись с сотрудниками таможенного поста «Светогорск», получил подложный экземпляр таможенной декларации и ввез в Россию шедевр.

Видео: 78.ru

В итоге «Христа» конфисковали, и «вещественное доказательство» осталось на хранении в Русском музее, а его владелец начал судебные разбирательства. За 8 лет Певзнер провёл 30 судов. За это время, как отмечают искусствоведы, после всех событий к картине возрос не только интерес.

— Могу сказать, что сейчас она стоит много больше из-за скандала. Потому что и общественное внимание, и скандал всегда повышает стоимость картины, независимо от её качества и историко-художественного значения, — рассказал член петербургского Союза художников, доктор искусствоведения Дмитрий Северюхин.

И всё бы могло было закончиться уже в конце 2013 года, Выборгский городской суд закрыл дело в отношении коллекционера за истечением сроков. Полотно было решено конфисковать как орудие преступления, хотя само преступление не было доказано. Два года спустя — в 2015 году — после обжалований решение было принято в пользу Певзнера, но разрешение на вывоз шедевра так и не дали. А в апреле 2016 года суд снова принял решение о конфискации картины.

Фото: globallookpress.com/ Anton Gyngazov
Фото: globallookpress.com/ Anton Gyngazov

Подводные камни сделки

В и так непростой истории есть ещё и подводные камни: действительно ли Певзнеры — законные владельцы картины? Ведь покупали они её у православного храма. И знала ли о такой сделке епархия? Адвокат Светлана Савинова уверена, что если бы удалось найти доказательства незаконной передачи картины, то решить спор было бы проще.

— Если мы найдём корни, что картина передавалась неуполномоченным лицом от РПЦ, то тогда эта картина должна вернуться РПЦ. А уж вопрос, отдадут ли они её Русскому музею, это вопрос между собственником и Русским музеем, — сказала Савинова.

Впрочем, коллекционер не собирался сдаваться, и в 2017 году добился пересмотра дела, в результате чего Верховный суд постановил — картина должна быть возвращена собственнику. Выборгский городской суд, свою очередь, вынес решение об исключении полотна из Музейного фонда. Но в Минкультуры посчитали, что производство по уголовному делу не окончено. Более того, по рекомендации УФСБ информация о холсте на портале госкаталога Музейного фонда временно закрыта.

Фото: flickr.com/ Alejandro
Фото: flickr.com/ Alejandro

Точка близка

В Русском музее не скрывают, тут заинтересованы в том, чтобы сохранить у себя картину Карла Брюллова. Но музей хотел бы получить полотно законным способом. К тому же, картина написана очень сложной смешанной техникой, и нуждается в особых условиях хранения. Как бы там ни было, но некоторые служители Фемиды уверены — шедевр вернется обратно к тем, кто его купил.

— Думаю, что точка близка. Потому что все серьёзные инстанции, как Конституционный суд и Верховный суд, уже высказались. Наверное, уже осталось штрихи добавить, если там что-то есть по существу возразить. Тогда, может быть, будет еще какая-то эпопея. Ну, а так процесс по сути завершен, — уверен адвокат Алексей Медведский.

На исходе спора, как ни странно, в пользу Певзнеров настаивает и дальний родственник Брюллова, оценщик Алексей Шаскольский. Правда, добавляет, что делает он это, скрепя сердце.

— Картина, конечно же, очень бы хотелось, чтобы осталась у нас. Но все-таки должна уважаться воля тех, кто её в свое время купил, заплатил по тем меркам нормальные деньги. Потому что никто не знал, что это действительно Брюллов, — считает Шаскольский.

Но пока «Христос во гробе» только продолжает дорожать материально и ждать своей участи в фондах Русского музея вдали от глаз ценителей искусства.