Прямой эфир

Великие художники БДТ имени Товстоногова: Бенуа, Петров-Водкин и Кустодиев

Маргарита Звягинцева
15 февраля 2019, 21:06
Сегодня главному театру Петербурга – БДТ имени Г. А. Товстоногова исполняется сто лет. В стенах БДТ работало множество гениальных людей, от режиссёров до композиторов. Но сегодня вспомним тех, кто создаёт внутренний мир театра – художников.
Фото: официальное сообщество БДТ в vk.com

Александр Блок и красноармейцы

Ровно сто лет назад, 15 февраля 1919 года в петербургском Большом драматическом театре имени Товстоногова состоялась первая премьера. Первым спектаклем, с которого началась жизнь театра, стала трагедия Шиллера «Дон Карлос». Именно с этого дня ведёт отсчёт история БДТ.

Отмечать столетие театра однако планируется чуть позже: 3 и 4 марта. Как рассказал на пресс-конференции художественный руководитель БДТ Андрей Могучий, перенос праздника связан с московскими гастролями – в столице труппа БДТ представила пять спектаклей.

Заслуженный артист России Анатолий Петров поделился интересным наблюдением: у московских перекупщиков билеты на постановки БДТ уходили по 25-30 тысяч рублей. И каждый спектакль поражал своей проработкой до глубины души.

И это не удивительно – ведь в главном театре Петербурга за сотню лет его существования служило множество поистине великих людей. Причём речь идёт не только об актёрах.

#

Фото: официальное сообщество БДТ в vk.com

#

#

Фото: официальное сообщество БДТ в vk.com

Первым руководителем театра стал Александр Блок – в апреле 1919 года он был назначен председателем Директории (худсовета) БДТ.

– Блок внедрял много просветительских идей, – отметил Андрей Могучий. – Он создал театр высокой драмы и комедии, проповедовал высокое искусство. Он даже учил красноармейцев хлопать – они не могли этого делать, потому что в руках у них были винтовки…

В первые годы существования БДТ на сцене театра ставили пьесы Шекспира, Гюго и многих других мировых классиков. Блок был уверен, что классика спасёт театр от современной ему «немощной доктрины».

В 1921 году поэт скончался, прослужив на посту художественного руководителя БДТ всего два года. Но с этого момента летопись великих в жизни театра только началась.

#

Бюст Александра Блока в БДТ/ Фото: официальное сообщество БДТ в vk.com

#

Александр Блок/ Фото: официальное сообщество БДТ в vk.com

Безграничный космизм Петрова-Водкина

Помимо великих актёров и режиссёров, в главном петербургском театре служили и творили поистине великие художники. Причём в первые годы (и даже десятилетия) его существования именно декораторы определяли его художественную направленность.

Среди художников БДТ был и гениальный живописец Кузьма Петров-Водкин. В театр его пригласили в 1923 году – работать над «Борисом Годуновым» Пушкина. Изначально готовить декорации к спектаклю должен был другой видный художник – Владимир Щуко, однако он не справился в срок.

Для Петрова-Водкина это была не первая работа в театре: за десять лет до этого он оформлял «Орлеанскую деву» Шиллера в театре Незлобина, а в том же 1923 году – «Дневник Сатаны» по произведению Леонида Андреева в Ленинградском театре драмы им. Пушкина. Кроме того, и сам художник писал в молодости пьесы.

Для постановки «Бориса Годунова» Петров-Водкин провёл невероятную работу. Он создал несколько пространств, в каждом из которых можно было прочесть свой смысл: от наклонной стены, на которой предполагалось разместить народ, до личного пространства власти Бориса Годунова.

Кузьма Петров-Водкин/ Фото: culture.ru
Кузьма Петров-Водкин/ Фото: culture.ru

В декорациях к этому спектаклю художник максимально полно выразил своё стремление к макрокосму и пренебрежение бытовыми деталями. Но, к сожалению, зритель «Бориса Годунова» так и не увидел: в театр к моменту готовности декораций и эскизов пришёл новый директор – и решил полностью сменить репертуар.

Балаган Кустодиева

Другим гением от кисти на службе БДТ был Борис Кустодиев. Его пригласили в главный петербургский театра в 1926 году – оформить декорации к спектаклю «Блоха» Замятина.

Кустодиеву в БДТ повезло больше, чем Петрову-Водкину: его работа предстала оку зрителя. Это была вторая замятинская «Блоха» в жизни живописца: двумя годами ранее он уже создавал декорации для этой пьесы во МХАТе.

В первой своей работе художник решил обратиться к народному творчеству – лубку, стилизованному на собственный манер. Этот же приём Кустодиев использовал и в Северной столице. Правда, концепция была совершенно новой – и просто невероятной по масштабам.

Борис Кустодиев/ Фото: culture.ru
Борис Кустодиев/ Фото: culture.ru

На сцене петербургского театра вырос исполинский балаган. Настоящий балаган из брёвен, обклеенный цирковыми афишами, представлял собой портал в другой, лубочный мир. В этом мире обитали нарисованные на полотнищах лубочные Петербург, Лондон и Тула – и каждый город был изображён в своём «хрестоматийном» облике.

На сцене можно было увидеть и ларьки «Пищетреста», и царский трон, и казаков верхом на палках с лошадиными головами. Всё это сборное безумие было столь ярким, броским и гротескным, что производило просто невероятный эффект.

Нежная романтика Бенуа

Однако первым художником БДТ стал Александр Бенуа. Он же, к слову, был и одним из основателей театра, а позже стал и режиссёром. Бенуа был также идеологом и основателем художественного объединения «Мир искусства», участники которого во главу угла ставили эстетическую составляющую искусства.

Первой работой Бенуа в БДТ стала пьеса «Царевич Алексей» Мережковского, поставленная в 1920 году. В отличие от Петрова-Водкина с его безграничным космизмом, первый художник петербургского театра создал камерный мир, разделённый на два абсолютно разных пространства: ярко-красный мир Петра I и слепяще белый мир его сына.

Александр Бенуа/ Фото: culture.ru
Александр Бенуа/ Фото: culture.ru

В том же, 1920 году Бенуа создал декорации к шекспировскому «Венецианскому купцу». На сцене театра художник возвёл настоящий город, с улочками, каналами, мостами и глубокой венецианской романтикой – но в своём неповторимом стиле.

Среди работ Бенуа были «Слуга двух господ» Гальдони и «Женитьба Фигаро» Бомарше. Однако «Женитьба» не пришлась по вкусу критикам – и режиссёр, художник и один из столпов БДТ покинул театр, а затем и Россию.

Шёл 1926 год, и впереди у петербургского театра был ещё целый океан великих: от самого Георгия Товстоногова до таких актёров, как Иннокентий Смоктуновский, Владислав Стржельчик, Сергей Юрский, Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих. Перечислять гениальных актёров, талантливых художников, режиссёров и композиторов БДТ можно долго. Но первое столетие – безусловно, лишь начало творческой жизни театра.