Группу «Калинов мост» родившийся в Забайкалье музыкант основал ровно 33 года назад. Тогда Дмитрий Ревякин был студентом Новосибирского электротехнического института, и студенческая реальность серьёзно повлияла на длинноволосого юношу. Переехав в Новосибирск, он стал писать стихи, сочинять песни, а потом и вовсе решил собрать свой ансамбль. Назвал его «Калиновый мост». Мама-филолог позже поправила: «Калинов».
Необычные фолковые мотивы с серьёзным уклоном в славянскую мифологию понравились многим. Вскоре группа выбралась за пределы Новосибирска — и до сих пор гастролирует по России, записывает альбомы и клипы.
— Я о таком даже мечтать не мог, — признался Дмитрий Ревякин, отвечая на вопрос о том, исполнились ли его юношеские мечты.
Свой 55-летний юбилей музыкант отпразднует в Петербурге. В БКЗ «Октябрьский» чествовать Ревякина соберутся все его самые близкие друзья и соратники: Юрий Шевчук, Константин Кинчев, Олег Гаркуша и лидер группы «Чиж & Co» Сергей Чиграков. Выбор Северной столицы для первого праздничного концерта совершенно не случаен, отметил музыкант:
— В Петербурге — это символически. В январе 1987 года мы впервые выехали из Сибири и играли в Ленинградском Дворце молодёжи. Это было наше первое появление в европейской части страны, и Питер нас принял благосклонно. И продолжает благосклонно принимать, поддерживает. Поэтому Питер первый.
Дмитрий Ревякин отметил, что питерская аудитория ощутимо отличается от любой другой:
— В Питере умеют слушать музыку, зритель вдумчивый, требовательный. И одновременно информированный. Присутствует определённая раскованность, но она ничуть не мешает воспринимать нашу музыку.
После Петербурга фронтмен «Калинова Моста» отправится в Москву. Второй праздничный концерт в честь именинника состоится в Кремле — там Ревякина поздравят Пелагея, Гарик Сукачёв, Александр Скляр, «25/17» и ещё целый ряд звёзд. После этого у группы состоится несколько концертов в разных городах, в том числе и на родине, в Новосибирске.
Несмотря на столь внушительный возраст коллектива, Дмитрий Ревякин уверяет: сил и творческих планов очень много.
— У нас всё по-прежнему свежо, мы жадные до работы, а если и бывает усталость, то только физическая, не эмоциональная. В основном, из-за переездов, — отметил музыкант. — Расстояния у нас огромные, передвигаться приходится по разному, на машинах, поездах, самолётах. Но, всё равно, каждый в группе уже давно выработал для себя поведенческие принципы — как оставаться в строю.
Участники группы живут и работают в разных городах. Но это не мешает им постоянно записывать альбомы, давать концерты и гастролировать. На вопрос, как же это удаётся, Ревякин разводит руками:
— Научились как-то, приспособились. У нас много домашней работы. А когда собираемся на репетиции, всё сжимается, уплотняется, и удаётся достаточно быстро решить музыкальную составляющую. Потом работа в студии — записываем кто где, это Новосибирск, Подмосковье, Москва. А остальное делает звукорежиссёр.
С Петербургом Дмитрия Ревякина связывает не только первый концерт — который, между прочим, организовал в своё время Константин Кинчев, большой друг музыканта из Сибири. В Северной столице был также снят один из последних клипов группы. Видео на песню «Всадники» из альбома 2016 года «Сезон овец» демонстрирует пылающий Петербург — и Ревякина с двумя детьми, уплывающего из горящего города.
— У меня была давняя мечта: снять видео в Питере, и вот она осуществилась, — поделился лидер группы. — Сняли клип благодаря моему товарищу, который дал деньги, его дети сыграли в клипе. И благодаря Игорю Гудкову, который это всё производство организовал.
По сюжету «Всадников», двое детей убегают питерскими дворами от неких странных тёмных сущностей, распадающихся на пепел с каждым шагом. А в это время по Фонтанке проплывает теплоход с Ревякиным и коллегами — и они по пути спасают беглецов.
Вместе с детьми участники «Калинова моста» проплывают также мимо пылающего Дома Зингера, горящей Новой Голландии и объятой огнём арены «Санкт-Петербург». На вопрос, зачем же было сжигать наш город, музыкант ответил:
— Это не мы сжигали Петербург, это кто-то другой его сжигал, а мы спасались, уходили в иную реальность.
Снять клип музыкантам помогли поклонники. Как рассказал Дмитрий Ревякин, на кинутый клич с предложением поучаствовать в съёмках откликнулось немало энтузиастов:
— Это они играли неких сущностей, которые преследовали детей. Видимо, они-то и подожгли город.
Фанаты помогают группе очень часто и много.
— Благодаря поклонникам группа и существует до сих пор, — разводит руками Ревякин. — Более обеспеченные помогают финансами: на инструменты, на студию, на видео, ещё на что-то. А поклонники собирают деньги на «Планете». Когда мы записываем очередной альбом, мы оправдываем, я надеюсь, их вложения.
Только благодаря слушателям группы «Калинов мост» записал три последних альбома. Первым опытом краудфандинга стала пластинка 2016 года «Сезон овец». Музыкант признавался журналистам, что поначалу сомневался в этом способе сбора средств: неужели идти с протянутой рукой? Тем не менее, краудфандинг оправдал себя, и не раз.
— Вот сейчас «Даурия» вышла («Даурия» — новый альбом группы 2019 года), это тоже при помощи краудфандинга, и «Contra» тоже с его помощью была записан, — рассказал Ревякин. — Краудфандинг работает.
При сборе средств на пластинку «Сезон овец» музыкант предложил поклонникам целый ряд интересных лотов. Среди них были и «вечный» билет на все концерты группы, и визит за кулисы, и много другое. Но самым необычным лотом можно назвать разбор стихотворения смелого акционера самим создателем группы.
Как ни странно, безумного ажиотажа этот лот не вызвал — хотя на сам выпуск альбома поклонники «Калинова моста» жертвовали с радостью, а графоманов и поэтов в нашей стране всегда было не счесть. Тем не менее, трое смельчаков всё же прислали музыканту свои стихи.
— Я им ответил. Но вам ничего не скажу, — ответил Ревякин на вопрос о качестве фанатской поэзии.
Так что поклонники группы могут спать спокойно: их секреты музыкант никому не раскроет.
«Даурия» — последний на данный момент альбом группы, увидевший свет совсем недавно, в 2019 году. Пластинка посвящена Забайкалью, родному краю Ревякина, где он родился и провёл своё детство. Собственно, большая часть песен «Даурии» была записана именно там, причём в разное время.
Работу над альбомом Ревякин начал давно, ещё до выхода пластинки «Циклон» в 2015 году. В апреле 2018 на краудфандинговой платформе «Планета» стартовал сбор средств на выпуск «Даурии». Собрать предполагалось около миллиона рублей. В итоге, поклонники пожертвовали более 800 тысяч рублей, и альбом был записан. О творческом процессе Ревякин не рассказывает — но любит пошутить:
— Вы знаете, я сидел, думал… Чай, табак. Потом меня осенило. Пролетела голубица, но в окно не ударилась. Я понял: надо писать альбом.
Планов у Дмитрия Ревякина немало. Среди них — и личный проект:
— Мне хочется записать акустический DVD, у меня есть пьесы, которые написаны в 1992 году, тот период, за что нас многие любят, и мы обязательно это воплотим.
Источник вдохновения у музыканта один — детство. А также семья и любовь родных и близких.
— Мне кажется, у всех людей всё заложено в детстве, — поделился Дмитрий Ревякин. — Если родители разошлись — это травма. Мне посчастливилось, у меня родители не разошлись, у меня была полноценная семья. Потом была женитьба, рождение ребёнка, искренние доверительные отношения уже в моей собственной семье. Вот и всё, если ты понимаешь, что за тобой очаг, за тобой источник вдохновения, источник критики, источник, который может тебя подровнять в тот или иной период твоей жизни — вот и все слагаемые.
Музыкант признался, что никогда не чувствовал себя взрослым человеком:
— Надо быть и разгильдяем, надо быть и оптимистом, и пессимистом, всё как в детстве. Главное, чтобы уголёк искрил.
Сейчас Дмитрия Ревякина в творчестве поддерживает сын. Именно он является последние три года директором группы «Калинов мост». Как признался музыкант, исполняя требования своего ребёнка, ему периодически приходится наступать «своей песни на горло» и делать то, чего совсем не хочется. Например, общаться с журналистами. Однако Дмитрий не жалуется, а, напротив, гордится:
— Он не жёсткий директор, он директор вдумчивый, с дипломатией, с хорошо поставленной речью, с безупречной логикой. И он справляется с нами, волками и ветеранами.
Отдать должность директора группы сыну Ревякин предлагал давно — но в шутку.
— Потом ему подсказал мой хороший товарищ: «Что ты мучаешься, сейчас директора у группы нет, попробуй». Он попробовал — и всё получилось, — рассказал музыкант.
Именно сын Степан в своё время подтолкнул Дмитрия к сотрудничеству с группой «25/17». Музыка популярной команды из Омска заинтересовала Ревякина — а когда он узнал, что ребята тоже сибиряки, он согласился на совместное сотрудничество.
В итоге, лидер «Калинова моста» принял участие в записи композиции омичей «Корабль». Кроме того, Дмитрий выступал вместе с «Бастой». Как признался сам Ревякин, на тот момент его заинтересовала рэп-культура как явление, и он даже в собственных пьесах того времени («Рокот рока», «Сезон овец», «Стезя») пытался экспериментировать в новом для себя ключе.
Но теперь все эти эксперименты позади, уверенно заявляет музыкант. Более того, рэп он и вовсе не считает музыкой — и твёрдо уверен, что скоро это явление исчезнет. В отличие от русского рока, который, по мнению музыканта, до сих пор жив и будет жить:
— Я считаю, что, пока у нас в стране любят петь, у нас будет рок-музыка. У нас страна поющая, у нас цивилизация слова, иначе не может быть. Никуда это не денется. А вся эта пена, которая заявляет, что рок умер, — её сдует. То, что они делают — это же петь нельзя! Это иноземная городская культура, культура Бронкса, ещё чего-то там. Это эпигонство, подражание на уровне обезьян, начиная от одежды и повадок. Это всё Это всё сдуется, этого не будетм, этого не будет.
А вот тот факт, что рок-культура также пришла в нашу страну с Запада, Ревякин не считает существенным в «споре рока и рэпа»:
— У нас была своя культура песни, на этом рок и базируется. А формы, инструменты — пусть они будут иноземные. Другое дело, какое вино мы в эти меха заливаем. Вот в чем всё дело. У нас вообще очень много всего подражательного, но это не значит, что мы сами из себя ничего не представляем.
Сибиряк, родившийся в Забайкалье, сам Дмитрий Ревякин уже не одно десятилетие живёт в Москве. Но столичным жителем себя вовсе не считает — и даже не представляет, как мог бы им стать. Сибирские корни в нём сильнее всего, уверен музыкант.
— Москва — это место работы, — подчёркивает Ревякин. — Это огромный мегаполис, где я выбрал для себя оптимальные методы решения задач. Я сижу в своей берлоге, читаю либо пишу что-то. Либо звоню друзьям, они приходят ко мне. Я выбираюсь из своей берлоги только в случае крайней необходимости. В Петербург, например.
При этом, Дмитрий живёт не столько в столице, сколько в своей маленькой «общине»:
— Меня все уже там знают: в магазине, у подъезда мужики… Такое маленькое комьюнити в огромном мегаполисе. И это здорово. Это говорит о чём? Это говорит о том, что у нас общинность, в нашей крови, в наших генах она присутствует до сих пор.
Правда, значительно больше «общения в общине» Дмитрий Ревякин любит быть один.
— У меня очень мало свободного времени, а если оно есть, я либо нахожусь в тишине, читаю, либо на лежанке валяюсь, — признался музыкант.
Но больше всего радости приносит Ревякину всё же именно творчество. Однако никакого «рецепта вечной жизни» «Калинова моста» у него нет:
— Мы просто делаем свое дело. Песни пишутся, мы стараемся их отрепетировать, положить на плёнку, и всё. Если случается — ездим с концертами, нам это интересно, мы этим живем. Мы кайфуем от того, что получается на сцене.