Девятибалльный шторм, крушение баржи с сотнями пассажиров, водный апокалипсис и цепочка личных трагедий – всё это ожидает зрителей в новом российском фильме режиссёра Алексея Козлова «Спасти Ленинград». Премьера приурочена к годовщине освобождения нашего города не просто так: картина изначально снималась к 75-летнему юбилею снятия блокады.
Действие драмы разворачивается в течение одних суток – 16 сентября 1941 года. За основу создатели фильма взяли реальную трагическую историю баржи 752, которая в этот день должна была спасти жизни полутора тысяч человек, но вместо этого стала их последним пристанищем.
Судно перевозило эвакуированных горожан из Осиновца на другой берег Ладоги. Однако на озере разыгрался шторм, и баржа пошла ко дну. На зов о помощи прилетели самолёты – но не спасателей, а врагов. Из 1,5 тысячи пассажиров спаслись лишь две сотни человек.
Случившаяся трагедия показана через призму романтической истории юной девушки Насти и её возлюбленного. Главную женскую роль в фильме исполнила 16-летняя Мария Мельникова – дочь актрисы Анастасии Мельниковой. Которой, к слову, досталась в картине роль матери Насти.
Как рассказал режиссёр Алексей Козлов, история баржи 752 не является тайной – но о ней очень мало знают сегодня люди.
– Это известная история, не мы её открыли, до нас уже существовало документальное кино, и даже не одно, на эту тему, – подчеркнул создатель картины в интервью 78.ru. – На эту тему высказывались в документальном фильме «Неизвестная война», снятом в конце 1970-х, там есть факт гибели баржи. Другое дело, что нам получилось дать импульс этой истории, о ней заговорили. Для нас это очень важная цель. Потому что 27 числа об этом историческом трагическом факте блокадного Ленинграда узнают все.
Рабочее название картины было иным – изначально Алексей Козлов так и назвал фильм: «Баржа 752». Однако прокатчик предложил более громкое наименование, и режиссёр уверен, что не зря:
– Мне оно очень понравилось, потому что в этот день, 16 сентября происходило много разных событий. Это был своеобразный Рубикон, совершенно особенный день в истории блокады Ленинграда. Именно в этот день Шостакович обращается к горожанам по радио, рассказывая, что пишет симфонию. В этот день по Ладоге шло четыре наших баржи, и у немцев была задача не пропустить их. И если баржа пройдёт – это будет означать, что есть путь к спасению. Если говорить о некоем зерне картины, я думаю, мы хотели показать людей в состоянии приходящей войны, как они меняются, как меняются их ценности.
При этом, невероятная зрелищность картины не разрушает эту концепцию, уверен создатель фильма:
– Я сделал акцент на то, что мы должны снимать выразительное кино. И это никак не противоречит тематике.
– Аналогов нашему фильму в отечественном кинематографе нет, – уверенно заявляет режиссёр картины.
Драму «Спасти Ленинград» неофициально уже окрестили «Ладожским «Титаником» – за невероятный размах сцен с буйством стихии и крушением баржи. Создать такой фильм, признался Алексей Козлов, было невероятно сложно технологически. При этом, были использованы «все известные на сегодня кинематографические технологии».
– Мы очень долго репетировали. Сначала построили у меня в деревне небольшой водосброс 6 на 6 метров и поставили целью испытать, что такое водная стихия, прежде чем идти к инвесторам, – признался создатель картины.
Часть эпизодов с девятибалльным штормом отсняли на открытой воде, часть – в павильонах на городской киностудии. Как рассказал Алексей Козлов, для съёмок пришлось найти самую настоящую старую баржу. Её полностью реконструировали – и использовали как реальную декорацию в кадре.
Кроме того, был отстроен целый порт на берегу озера. Правда, съёмки велись не на Ладоге, а недалеко от Великого Новгорода – на озере Ильмень. Дело в том, что разгар полевой работы над фильмом совпал с Чемпионатом мира по футболу, и съёмочной группе пришлось уехать подальше от Петербурга.
Исключительно крупномасштабными, отметим, были съёмки не только «в поле».
– В Петербурге мы построили гимбл (вращающуюся шарнирную опору – прим. ред.) 24 на 12 метров, металлический, работающий на гидравлике, полностью разобрали и перенесли из Новгорода декорации сюда, сделали четыре водосброса общим объёмом 16 кубов, – рассказал Алексей Козлов. – В день мы сбрасывали на актёров по 100 тонн воды! Шторм в фильме длится десять минут, и за всё это время есть только один кадр, в котором работает каскадёр, остальное актёры сыграли сами. У всех у нас было ощущение, что получается что-то достойное.
Кроме того, большое значение в фильме имеет и компьютерная графика. Но «живого» действия всё же значительно больше:
– У нас режиссёры с водой работать боятся – она неуправляема, это стихия. Но мне удалось с ней договориться. И я думаю, что мы, возможно, хотели бы снять ещё одну историю, где будет шторм.
Для Анастасии Мельниковой, которая сыграла в фильме роль матери главной героини, история баржи 752 – совсем не пустой звук. На точно такой же барже покидал осаждённый немцами Ленинград в своё время отец актрисы. Поэтому историю, рассказанную в сценарии, Мельникова знает из первых уст.
При подготовке к съёмкам, рассказал Алексей Козлов, была проведена огромная работа. Поднимали исторические документы, общались с музейщиками. Пытались создать максимально достоверный материал.
– В жизни бывают события, которые делят твою жизнь на «до» и «после». Мне кажется, что до рождения Машки (дочери Марии Мельниковой – прим. ред.) я не жила. Но вчера я села в зал – и не заметила на экране, как играет мой ребенок, потому что она была частью огромной истории. Это такая мощная, масштабная история, что за летящей волной я даже не обратила внимания на своего ребенка!
В картине «Спасти Ленинград» Анастасия Мельникова играет мать главной героини Насти. Девушка отправляется на баржу, чтобы спастись из осаждённого города, в то время как её мать остаётся в Ленинграде. Актриса уверена – история, рассказанная в фильме, имеет исключительное значение:
– Я здесь родилась и выросла, я жила рядом с Ладогой, и значимость события для меня невероятная. Наши петербургские дети, слава богу, знают, что такое блокада. А вот в масштабах страны – я не уверена, что знают. В картине эта история показана так талантливо, с таким чутьём... Этот фильм про мою страну, про мой город, про мою семью. Я счастлива, что мой ребенок сопричастен этой истории.
Сама же Мария Мельникова, которой на момент создания фильма едва исполнилось 16 лет, признаётся: во время съёмок масштаб не осознавался:
– До меня очень долго доходило, частью чего я стала. На съёмочной площадке тут волна, там волна, это такой водный аттракцион. А потом видишь трейлер, весь фильм, и понимаешь, что это не аттракцион, что это так и было! Что люди после того, как отсидели в холодной воде, не пойдут в палатку греться – они вообще никуда не пойдут.
Во время съёмок на берегу озера девушка вынуждена была остаться одна – ведь картину снимали далеко от Петербурга, и прямой помощи и поддержки от мамы на съёмочной площадке не было.
– Мама помогала морально, – поделилась юная актриса. – Мы снимали в Старой Руссе, это четыре часа от города, и мама не могла приезжать просто так каждый вечер, просто в силу её рабочего графика. Но каждый вечер мы созванивались. И несколько маминых слов психологически очень помогали.
Однако своим профессиональным опытом Анастасия Мельникова с дочерью не делилась:
– Совета как играть то, как играть это, мама не давала. Она говорила: «Маша, я тебя очень люблю, но я актриса, а не режиссёр. Что говорить, как делать – слушай режиссёра и делай, как он говорит», – рассказала Мария.
Юная актриса призналась, что больше всего её поразили прекрасные взаимоотношения между людьми на съёмочной площадке.
– Я очень боялась: я такой человек, которому обычно сложно влиться в коллектив. Но там были настолько хорошие, доброжелательные люди, что, даже когда нет смены, хотелось просто прийти, где-нибудь сидеть и смотреть. Со всеми было очень весело и интересно общаться. Всегда были люди, которые приходили на помощь. И хочется просто ещё раз признаваться в любви съёмочной группе – за отзывчивость и доброжелательность!
Партнёром Марии Мельниковой на съёмочной площадке стал актёр Андрей Миронов-Удалов – внук великого Андрея Миронова. Как отметил режиссёр Алексей Козлов, здесь долго раздумывать не пришлось:
– Он надел форму, встал в с первым пробным эпизодом, и через пять минут мне стало очевидно, что это его роль.
Если у 16-летней Маши до этого были лишь краткие эпизодические роли, то у 26-летнего Андрея Уварова уже есть небольшая фильмография. Кроме того, он является актёром Театра им. Евгения Вахтангова уже четвёртый год.
В фильме, рассказал создатель картины, около 60 персонажей, множество ярких и интересных историй – и всё это переплетается и расцветает на фоне масштабной трагедии.
– Благодаря этому фильму я вернулся из Петербурга в Ленинград, – признался Алексей Козлов. – Само слово «Ленинград» забывается, но есть второе слово, связанное с ним неразрывно – «блокада». И благодаря ему слово «Ленинград» не забывается, это сочетание вечно, трагично.