За месяц до Нового года Союз производителей коньяка выступил с инициативой увеличить минимальную розничную цену на коньяк. Напомним, что уже около 10 лет государство регулирует алкогольный рынок, устанавливая минимальные цены на некоторые виды напитков. Для коньяка минимальная розничная цена (МРЦ) равна 371 рублю за поллитровую бутылку. Профильный союз предлагает поднять ее до 493 рублей.
Резко против инициативы высказался Минфин, в чьем ведении находится установление минимальных цен.
— Мы считаем нецелесообразным обсуждать сейчас вопросы значительного увеличения МРЦ на алкоголь, особенно перед грядущими праздниками - Новым годом и 8 марта. МРЦ на коньяк 371 рубль за 0,5 литра оправдана и учитывает покупательную способность граждан. Должны быть очень веские основания, чтобы изменить данную цену, а не просто желание заработать на потребителе. На данный момент обоснование роста цены недостаточное, — заявил директора Департамента налоговой и таможенной политики министерства Алексей Сазанов.
Вот только два месяца назад Минфин сам затеял повышение минимальных цен на алкогольную продукцию. 5 октября министерство открыло публичные обсуждения проекта нормативного акта, который устанавливает новые минимальные розничные цены: 307 рублей на бренди (сейчас 293 рубля), 388 рублей на коньяк (сейчас 371), 215 рублей на 40-градусную водку (сейчас 205), 168 — 308 рублей на ликероводочную продукцию (сейчас 160 — 294).
Документ уже прошел процедуру общественных слушаний. Теперь его должен утвердить Минюст, после чего приказ можно официально публиковать и он вступит в силу. Уложиться до Нового года вполне реально.
Минимальные розничные цены были введены для защиты от контрафакта. Считается, что дешевый алкоголь не может быть качественным, поэтому продавать продукцию дешевле установленных МРЦ запрещено. Однако государство не рискнуло поднять эти МРЦ до реальных значений, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.
— Государство в популистских целях неправильно считает минимальную цену, — говорит он. — Есть заводская цена. Туда заложены все накладные расходы, маленькая прибыль завода и т.д. Это считают правильно. А дальше, определяя минимальную розничную цену, государство считает оптовую наценку в размере 5%, а розничную в 15%. Таким образом, к заводской цене прибавляет 20%. В жизни все не так.
В реальности, по словам Вадима Дробиза оптовая и розничная наценки достигают 50%. Учитывая, что торговые сети фактически контролируют розничный рынок алкоголя, они имеют возможность диктовать свои условия. В итоге, по мнению Вадима Дробиза, коньяк стоимостью 370 — 440 рублей коньяком называться не может.
Прямо противоположной точки зрения придерживается генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский.
— Я полностью согласен с позицией Минфина. Но я бы добавил, что повышать минимальную розничную цену не только до Нового года нельзя, но и после. Она уже предельная. У нас 20 млн граждан живут за чертой бедности и не могут позволить себе приобретать легальный алкоголь, — говорит он.
Повышение минимальных розничных цен только увеличивает объемы черного рынка, уверен Максим Черниговский. Суррогат покупают те, кому не хватает на легальных напиток, объясняет он. При этом эксперт согласен, что издержки производителей сейчас чересчур высоки.
— Они (производители алкоголя — ред.) должны рекомендовать институтам законодательной и исполнительной власти инициировать снижение акцизов на легальную алкогольную продукцию. Это снижение приведет к тому, что себестоимость качественной алкогольной продукции снизится, — говорит Максим Черниговский.
Характерно, что до сих пор никому не приходило в голову поднимать цены на алкоголь в предпраздничный период — время наибольшего спроса. И если МРЦ все-таки вырастет, то заработают на этом прежде всего торговые сети, которые получат возможность реализовать ту же самую продукцию дороже.
Кстати, когда несколько месяцев назад Росалкогольрегулирование предложило обсудить введение МРЦ на пиво (сейчас государство не регулирует цены на эту категорию напитков), крупнейшие пивовары были удивлены, так как никого не просили об этом.