Экономика
12:3923 ноября 2018

Промышленный разворот: Беглов делает ставку на местное производство

Недавно мы посвятили серию статей «смертным грехам» промышленной политики Смольного. Тогда профильный комитет прислал в редакцию возмущенное письмо, но с приходом нового градоначальника чиновникам похоже пришлось-таки взяться за работу над ошибками.
Фото: пресс-служба Администрации Санкт-Петербурга

Правительство Петербурга ведет переговоры о строительстве нового завода по производству вагонов для метро и железных дорог, а также трамваев. Александр Беглов внес изменения в городскую программу развития промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса, которая будет действовать до 2023 года. А в проекте поправок к генплану, которые Смольный отправил в городской парламент, увеличивается площадь промышленных зон, то есть территорий, на которых можно строить и развивать предприятия. Все это дает повод считать, что именно развитие промышленности станет одним из приоритетов городской администрации под руководством Беглова.

Нужны ли Петербургу трамваи?

Недавно мы посвятили серию статей промышленной политике Смольного последних лет. Они вызвали болезненную реакцию у председателя комитета по промышленной политике и инновациям Максима Мейксина, который прислал в редакцию возмущенное письмо на несколько страниц и потребовал удалить материалы. Среди прочего ему не понравился тезис о том, что администрация слабо использует промышленный потенциал города при осуществлении госзаказа. К примеру, мы обратили внимание на тот факт, что город ежегодно тратил по 6 млрд рублей на приобретение подвижного состава для общественного транспорта, но на долю петербургских поставщиков пришлось менее трети данной суммы.

Это притом, что в Северной столице исторически сконцентрировано немало предприятий, которые вполне могли бы самостоятельно обеспечить местные потребности. Причем некоторые из них специально создавали новые мощности с прицелом на заказы из Смольного.

Фото: globallookpress.com/ Daniil Ivanov
Фото: globallookpress.com/ Daniil Ivanov

В 2012 году «Трансмашхолдинг» и французская Alstom основали совместную компанию «ТрамРус». Объем инвестиций оценивался в 30 млн евро, но планы по выпуску до 100 трамваев в год так и остались на бумаге. Все ограничилось лишь четырьмя трамваями. Аналогичные усилия предпринимал и «Кировский завод». Сперва он создал совместное производство с украинским вагоностроительным заводом ради выпуска вагонов метро и трамваев. Потом была попытка создания совместного предприятия с чешской Scoda. Но заказы на трамваи так и не пришли.

- Предприятие действительно активно искало новые сферы приложения компетенций. Этот конкретный проект оказался не востребован рынком, как представляется, в связи с тем, что производство электротранспорта не является ключевой компетенцией «Кировского завода», - заявил Мейксин, комментируя нашу статью.

Другой взгляд на электротранспорт

Однако на самом заводе пришли к другому выводу. Отвечая на одну из наших публикаций, там обратили внимание на успешный опыт ООО «Вагонмаш», учредителями которого являются ПАО «Кировский завод» и Scoda Transportation. Компания успешно работает с 2012 года, поставляя питерской подземке новейшие вагоны «НеВа». 100 вагонов уже обслуживают 3-ю линию петербургского метро. Возможно, их было бы и больше, если бы Смольный не сорвал планы по обновлению подвижного состава метрополитена к чемпионату мира по футболу, заказав гораздо меньше, чем планировалось. Изначально предполагалось, что в 2016-2017 годах только для Невско-Василеостровской линии приобретут 396 новых вагонов, но потом, как водится, что-то пошло не так.

- ООО «Вагонмаш» готово локализовать производство на Кировском заводе новейших сочлененных низкопольных трамваев, которые Škoda Transportation поставляет в 26 стран мира. Но здесь играет роль, прежде всего, умение властей находить необходимые средства в бюджете на эти нужды, работать по лизинговым схемам приобретения подвижного состава для города, выстраивать долгосрочные (не на один год, как сейчас) отношения и реализовывать взаимовыгодные проекты. За производителями трамваев дело не станет, - заверили телеканал «78» на «Кировском заводе».
Фото: пресс-служба ПАО «Кировский завод»
Фото: пресс-служба ПАО «Кировский завод»

Еще одна проблема состоит в том, что тот же ГУП «Горэлектротранс» не слишком активно обновляет свой парк. Есть масса причин, по которым в Петербурге стоило бы развивать именно трамвайный транспорт – от историко-мемориальных, связанных с блокадой, до экологических и чисто экономических. Маршрутки покупаются у иностранных производителей, а трамваи мы могли бы строить в городе, увеличивая количество рабочих мест и объем бюджетных доходов.

- К сожалению, сейчас ГУП «Горэлектротранс», при имеющемся парке трамваев около 800 единиц, в год закупает всего 2-3 новых трамвая для города. Можно посчитать, через сколько столетий он сможет обновить свой подвижной состав. В этих условиях инвестиции ООО «Вагонмаш» в производство трамваев не окупятся никогда, - сетуют на «Кировском заводе».

Покупаем свое

В этой связи в Смольном накануне уже заявили, что в период с 2021 по 2025 год городу потребуется 452 трамвайных вагона разной вместимости и комплектации. Также в период с 2022 по 2030 год понадобится до 800 вагонов метро. Кажется, что-то на этом фронте начинает меняться. Радует и то, что новому предприятию по строительству вагонов и трамваев сразу поставили задачу по уровню локализации производства до 70-80%. Это значит, что большинство комплектующих также должны закупаться у местных компаний. Предполагается, что первая продукция может быть спущена с конвейера уже в 2021 году, а ежегодно будут выпускать до 100 вагонов с возможностью расширения производства еще на 100 вагонов в год.

Фото: пресс-служба СПб ГУП
Фото: пресс-служба СПб ГУП "Горэлектротранс"

На первом же заседании правительства Петербурга Александр Беглов дал понять, что экономическая политика города последних нескольких лет его в корне не устраивает – город не успевает зарабатывать достаточно денег, чтобы исполнять свои обязательства, не говоря уже о серьезном стратегическом развитии, и в итоге вынужден делать все больше внешних заимствований, залезая глубже и глубже в долговую яму. Градоначальник уже предпринял несколько шагов, которые направлены на снижение долговой нагрузки.

В этой связи совершенно неслучайно, что вице-губернатор Михаил Мокрецов стал самым слабым звеном в Смольном и первым отправится на выход после приезда нового градоначальника. Именно он отвечал за финансы. При этом первые решения Беглова направлены на то, чтобы повысить прибыльность и рентабельность промышленных предприятий города, в том числе за счет государственного заказа.

ПромышленностьЗаводыТранспорт
Новости партнеров