Общество
10:4821 ноября 2018

В Петербурге почти за 30 лет создали точную копию первого серийного самолёта-амфибии

По сравнению с предшественником конструктора Вадима Шаврова, новое творение получилось в два раза мощнее.
Фото: пресс-служба Средне-Невского судостроительного завода

Средне-Невский судостроительный завод завершает подготовку копии первого серийного самолёта-амфибии Ш-2. Энтузиасты во главе с лётчиком-испытателем Александром Селезнёвым строили его на собственные деньги почти 30 лет, с 1990 года. Совсем скоро машину испытают на воде. Если всё пройдёт успешно, амфибию ждёт испытание небом.

Автомобильный двигатель уникального самолёта, почти точной копии первого серийного советского самолёта-амфибии Ш-2, работает как часы. Воссоздать легенду решил военный лётчик, подполковник запаса ВВС Александр Селезнёв. Но его детище, по сравнению с предшественником конструктора Вадима Шаврова, получилось в два раза мощнее.

На днище лодки сделаны реданы, которые снижают сопротивление при глиссировании по воде. Такого приспособления в середине прошлого века конструкторы не знали.

— Она сначала идёт, как лодка, потом выходит, как глиссер, на этот редан. Таким образом соприкосновение воды с днищем лодки начинает уменьшаться, а вот дальше начинает вступать в действие нижнее крыло, самолёт выходит на экранный режим, а вот уже после скорости 80-100 км в час верхнее крыло начинает работать как самолётное, — рассказывает подполковник запаса ВВС Александр Селезнёв.


В первой половине следующего года самолёт-амфибию ждут полномасштабные испытания на воде. А в 2020-м он должен полететь в Арктику. В честь 800-летия со дня рождения святого Александра Невского на Северный полюс будет доставлена копия меча русского полководца. Судно полетит на высоте до полутора тысяч метров. Конструкторы уверяют: арктические холода выдержат и механизмы, и пилоты.

Кабина самолёта так и останется открытой. Ветровое стекло в полёте должно отводить потоки холодного воздуха от пилотов. А согревать их будут спецкостюмы с автономным электропитанием и печка с теплом от двигателя. Но не только ради полёта на Северный полюс воссоздан самолёт-амфибия. Александр Селезнёв надеется, что в будущем он будет запущен в серийное производство и поможет привлечь внимание молодёжи к небу.

— За державу обидно. На сегодняшний день большой дефицит в лётном составе, а почему он дефицит, да потому что в 90-е годы, в начале нулевых годов, были другие профессии в фаворе. А для того, чтобы подготовить лётчика, нужно большое время… и вот этот самолёт он как раз сможет стать той летающей партой, которая может позволить молодым людям прикоснуться к авиации, понять, нужна ли она им, — отметил Селезнёв.

Появление в цехах судостроительного завода винтокрылой машины стало событием для его работников. Они помогали доводить самолёт до совершенства. При изготовлении применялись материалы, которые больше подходят, например, для кораблей.

— Это самые новые материалы, которые используются на рынке сейчас, они занимают первое место, у них гарантия, в принципе пожизненная. Они не подвержены ни коррозии, ни другим внешним факторам. Конечно, это для нашего завода диковинка, тем более немного взглянуть в своё прошлое… что-то в этом есть схожее, корабли и самолёты, динамика всё-таки она одна, — объяснил мастер участка Дмитрий Михайлов.


Если в будущем такой самолёт поступит в массовое производство, то будет стоить, по оценкам экспертов, примерно как автомобиль Lada. Но главное — он призван продолжить историю своего легендарного советского предшественника, который хоть и был прост в изготовлении, выдерживал по шесть капитальных ремонтов и достойно зарекомендовал себя на службе в военной и гражданской авиации.

Напомним, ранее сообщалось, что американский самолёт провёл разведку на рекордно близком расстоянии от Петербурга.

Самолеты Технологии
Новости партнеров