В Русском музее открылась уникальная выставка легендарного авангардиста Казимира Малевича. На ней можно увидеть более 100 графических работ художника, которые широкой публике были неизвестны: они хранились в частном архиве и нигде ранее не выставлялись. Прошлым летом их преподнесла в дар музею ученица мастера.
Такого Малевича ещё точно не видели: парящая балерина, точёная фигура обнажённой девушки, портрет сына с огромными глазами — будущий гений супрематизма, как и многие другие художники, начинал с того, что рисовал с натуры.
— Вот так покажи этот портрет и спроси: «Кто это?» Будут думать. Между Врубелем, Серовым, кем-то ещё, — отмечает заместитель директора по научной работе Русского музея Евгения Петрова.
Сразу 117 графических работ из личного архива ученицы великого авангардиста. Эскизы, нарисованные чуть ли не на коленке, на обычных тетрадных листах в клеточку помогают выстроить весь творческий путь Малевича. Есть здесь и гуашь — жизнеутверждающие стрекозы на фоне камышей.
Глядя на эти миниатюрные рисунки, никогда не скажешь, что это Малевич. Типичная английская графика. Тем не менее, в работах чувствуется рука мастера, который, кстати, не гнушался никакими заработками и даже рисовал этикетки.
Одуванчики на чёрном фоне — весьма милая обёртка для мыла. Череп и свеча — тоже коммерческий заказ. Впрочем, на полках магазинов оригинально оформленный товар так и не появился.
Ирину Антонову, президента государственного музея имени Пушкина, сложно чем-то удивить. Но даже для неё художник предстаёт в весьма неожиданном свете, как реалист.
— Вот он такой. Он же не мог не видеть, что вокруг. Как-то на него это производит впечатление, безусловно, тоже, — смеётся она.
Шедевры стоимостью в несколько миллионов долларов складывались вот из таких кирпичиков. Несколько десятков эскизов, как энциклопедия супрематизма.
— Эти маленькие листочки только на первый взгляд кажутся такими скромными. Они действительно открывают нам дверь в лабораторию Малевича. Достаточно сложную и далеко не простую, — рассказывает заведующая отделом рисунка Русского музея Наталья Козырева.
Так посетители выставки становятся свидетелями творческого процесса. Возможно, после более детального знакомства с Малевичем, взгляд на его чёрный квадрат кардинально изменится. И под толстыми слоями краски, наконец, проступит истинный смысл произведения.
Напомним, ранее в петербургской парадной обнаружили картины Матисса, Пикассо и Малевича.
Больше интересных новостей читайте в нашем канале на «Яндекс.Дзен».