Культура
12:1616 ноября 2018

В Русском музее открылась выставка неизвестных работ Малевича

Эскизы, нарисованные чуть ли не на коленке, на обычных тетрадных листах в клеточку помогают выстроить весь творческий путь художника.
Фото: пресс-служба Русского музея

В Русском музее открылась уникальная выставка легендарного авангардиста Казимира Малевича. На ней можно увидеть более 100 графических работ художника, которые широкой публике были неизвестны: они хранились в частном архиве и нигде ранее не выставлялись. Прошлым летом их преподнесла в дар музею ученица мастера.

Такого Малевича ещё точно не видели: парящая балерина, точёная фигура обнажённой девушки, портрет сына с огромными глазами — будущий гений супрематизма, как и многие другие художники, начинал с того, что рисовал с натуры.

— Вот так покажи этот портрет и спроси: «Кто это?» Будут думать. Между Врубелем, Серовым, кем-то ещё, — отмечает заместитель директора по научной работе Русского музея Евгения Петрова.
#

Фото: пресс-служба Русского музея

#

Фото: пресс-служба Русского музея

Сразу 117 графических работ из личного архива ученицы великого авангардиста. Эскизы, нарисованные чуть ли не на коленке, на обычных тетрадных листах в клеточку помогают выстроить весь творческий путь Малевича. Есть здесь и гуашь — жизнеутверждающие стрекозы на фоне камышей.

Глядя на эти миниатюрные рисунки, никогда не скажешь, что это Малевич. Типичная английская графика. Тем не менее, в работах чувствуется рука мастера, который, кстати, не гнушался никакими заработками и даже рисовал этикетки.

Одуванчики на чёрном фоне — весьма милая обёртка для мыла. Череп и свеча — тоже коммерческий заказ. Впрочем, на полках магазинов оригинально оформленный товар так и не появился.

Ирину Антонову, президента государственного музея имени Пушкина, сложно чем-то удивить. Но даже для неё художник предстаёт в весьма неожиданном свете, как реалист.

— Вот он такой. Он же не мог не видеть, что вокруг. Как-то на него это производит впечатление, безусловно, тоже, — смеётся она.

Шедевры стоимостью в несколько миллионов долларов складывались вот из таких кирпичиков. Несколько десятков эскизов, как энциклопедия супрематизма.

— Эти маленькие листочки только на первый взгляд кажутся такими скромными. Они действительно открывают нам дверь в лабораторию Малевича. Достаточно сложную и далеко не простую, — рассказывает заведующая отделом рисунка Русского музея Наталья Козырева.

Так посетители выставки становятся свидетелями творческого процесса. Возможно, после более детального знакомства с Малевичем, взгляд на его чёрный квадрат кардинально изменится. И под толстыми слоями краски, наконец, проступит истинный смысл произведения.

Напомним, ранее в петербургской парадной обнаружили картины Матисса, Пикассо и Малевича.

Больше интересных новостей читайте в нашем канале на «Яндекс.Дзен».

МузеиВидео
Новости партнеров