Прямой эфир

«Аэроэкспресс» в Петербурге останется «беспомощным»

Александр Лобановский
29 октября 2018, 14:30
В Смольном решили сделать концессионное соглашение на строительство «Аэроэкспресса» не таким скандальным, как в случае с ЗСД. Концессионеру обещают не платить ежегодно из городского бюджета и не создавать тепличных условий.
Фото: globallookpress.com/ Komsomolskaya Pravda

Детали будущего концессионного соглашения по строительству «Аэроэкспресса» раскрыл на днях председатель комитета по транспорту Санкт-Петербурга Александр Головин. По его словам, оно будет отличаться от соглашений, которые город заключал с инвесторами ранее.

— Конкурсная документация по «Аэроэкспрессу» немножко другого характера. Город запланировал капитальный грант, но он не запланировал минимальный гарантированный доход. Это коммерческий риск (инвестора — ред.), — сказал Александр Головин.

Капитальный грант представляет собой единовременную выплату концессионеру. Предполагается, что он составит 10 млрд рублей.

За что платит бюджет

Минимальный гарантированный доход прописывался в других соглашениях Петербурга. Если концессионер не получает его в ходе своей работы, то город доплачивает разницу между ним и фактически заработанными деньгами.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Например, минимальный гарантированный доход от эксплуатации Западного скоростного диаметра (ЗСД) составляет 9,6 млрд рублей. В 2016 году город выплатил концессионеру 4,6 млрд рублей, в 2017 году — 5,2 млрд. На этот год запланирована выплата в размере 3 млрд рублей. За эту особенность госконтракт постоянно критикуют.

— По сути, это означает, что мы заплатим за ЗСД трижды. В первый раз — когда бюджет будет выделять средства на софинансирование строительства. Во второй раз — когда будем по нему ездить. И в третий раз — когда будем из своего кармана (как налогоплательщики) компенсировать инвестору положенный ему «минимальный доход», — писал, например, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский.

Такой же принцип заложен в госконтракте на организацию трамвайного сообщения в Красногвардейском районе (трамвай «Чижик»). На днях появилась информация, что, по предварительным расчетам, в 2019 году концессионер может получить из бюджета 0,7 млрд рублей, в 2020 году — 2,3 млрд, в 2021 году — 2,2 млрд.

Дополнительную скандальность этим ситуациям придает тот факт, что соглашения с концессионерами имеют статус конфиденциальных, вследствие чего их условия общественности не раскрываются.

Фото: chizhik-lrt.ru
Фото: chizhik-lrt.ru

Не будут ездить — отменим маршрутки

Конкурс на создание «Аэроэкспресса» в Петербурге ещё только объявлен, но уже получил налет скандальности. Депутаты критикуют его за то, что такой вид транспорта менее удобен, чем, например, метро или линия скоростного трамвая. Кроме того, недоумение многих вызывает предварительно озвученная стоимость проезда: 250 — 350 рублей. Это в 10 раз дороже, чем поездка на автобусе до станции метро «Московская». Появились предположения, что для того, чтобы обеспечить инвестору доходность, город пойдет на уменьшение количества автобусов и маршруток, курсирующих в аэропорт.

Основания для таких предположений существуют. В этом году на время проведения Петербургского международного экономического форума, маршрутки в аэропорт были отменены. По официальным данным — для «оптимизации маршрутной сети».

Однако Александр Головин опроверг предоставление такого рода преференций концессионеру «Аэроэкспресса». По его словам, инвестор будет сам устанавливать тариф на перевозку так, чтобы добиться оптимальной загрузки.

Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya
Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya

Но и предложенные условия могут привести к провалу проекта, считает Борис Вишневский.

— Они (инвесторы – ред.) могут попасть в экономическую ловушку. Если они будут устанавливать маленький тариф, то они не окупятся, если большой — никто ездить не будет, — говорит депутат.

В этих условиях Смольному не останется ничего другого, как всё-таки поддержать концессионера.

— Я очень боюсь, что сперва введут аэроэкспресс, а потом, старясь обеспечить им поток пассажиров, начнут всё-таки так или иначе сокращать количество автобусов. Я совершенно этого не исключаю, к сожалению, — говорит Борис Вишневский.

Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга не ответил на запрос 78.ru.