В автобусах, троллейбусах и трамваях Петербурга появятся системы контроля пассажиров, рассказал в четверг, 25 октября, председатель комитета по транспорту Александр Головин. По его словам, это будет часть Комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ). Она, в частности, позволит оплачивать проезд различными способами: электронным проездным билетом, банковской картой, с помощью смартфона и т. д.
— Система в том числе предусматривает постепенный переход к бескондукторной схеме оплаты проезда, — сказал Александр Головин.
Глава комитета по транспорту пояснил, что конкурсы на перевозку пассажиров, которые объявят в 2019—2020 годах, будут включать требование установки на подвижной состав специального оборудования, подключенного к КИСУ ГППТ. В том числе — датчики, отслеживающие число вошедших и вышедших пассажиров, а также приборы, подсчитывающие, сколько человек оплатили проезд. Соответствующая информация будет поступать в диспетчерский пункт и водителю, который сможет сделать сообщение по громкой связи в салоне автобуса. Если же пристыдить «зайцев» не получится, то водитель вызовет контролёров.
Правда, пока что полномочия проверять билеты есть лишь у 55 сотрудников комитета по транспорту, признал Александр Головин. По его словам, чтобы исправить ситуацию, предстоит работа с законодательством.
Ещё одна проблема — существующая сейчас погрешность датчиков учёта пассажиров. Например, когда в автобус входит сразу много людей, датчик может не распознать их точное число. По словам Алекандра Головина, сейчас датчики дорабатываются.
— По моей оценке, ближе к 2025 году мы все транспортные средства переведём уже (на бескондукторную систему — ред.), — сказал глава комитета.
Александр Головин надеется, что петербуржцы проявят сознательность и будут платить, не дожидаясь контролёров. Хотя признаёт, эксперимент по отмене кондукторов, проведённый несколько лет назад, показал падение выручки на 40%.
Отменить кондукторов комитет по транспорту пытался несколько раз. Ещё в 2010 году на автобусы стали устанавливать валидаторы и чиновники заговорили, что работа кондуктора уходит в прошлое. В 2014 году в виде эксперимента на несколько автобусов установили турникеты, как в Москве. Но эксперимент признали неудачным, и сейчас Александр Головин уверяет, что никаких турникетов в общественном транспорте Петербурга не будет.
Наконец, в 2015 году городские власти анонсировали создание КИСУ ГППТ. Вице-губернатор Игорь Албин тогда заявил, что бескондукторная система оплаты проезда обойдётся в 1,6 млрд рублей. А директор ГКУ «Организатор перевозок» Владислав Самойлов добавил, что вложения окупятся. По его словам, на содержание кондукторов уходило 1,8 млрд рублей. Актуализировать эти цифры на текущий момент в «Организаторе перевозок» не смогли, сказав, что их невозможно вычленить из всех расходов на КИСУ ГППТ. Известно, что на её разработку выделено почти 756 млн рублей. Но в эту сумму не входит оборудование, которое перевозчики будут устанавливать на автобусы. Видимо, они будут делать это за свой счёт.
— Присутствие кондуктора дисциплинирует, но кондуктор — это каменный век, — говорит транспортный аналитик Владимир Валдин.
По его словам, технических сложностей перехода к бескондукторной системе нет и Петербургу давно пора это сделать. Владимир Валдин призывает в первую очередь обратить внимание на аспект контроля пассажиров, потому что «зайцы» будут всегда. Например, в Париже доля таких пассажиров достигает 50%.
— Все люди во всех страх мира сделаны из одного и того же мяса и ничего удивительного я в этом не вижу. Надо контролировать, — делает вывод эксперт.