Прямой эфир

Андрей Кончаловский — о съёмке нового фильма, Джокере как иконе поп-арта и тайне искусства

Елена Кобзева
25 октября 2018, 11:58
Знаменитый режиссёр представил петербуржцам довольно необычную интерпретацию трагедии «Эдип в Колоне». В интервью 78.ru он рассказал о спектакле, новой картине о жизни Микеланджело, снятой в Италии, и зреющих планах на новые фильмы и постановки.
Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya

«Эдип» на сцене: отпечаток поп-арта на теле классики

— Ставить греческую трагедию так же сложно, как театр абсурда. Ибо нужна особая смелость, чтобы понять, как можно донести до современного зрителя некий смысл. И этот смысл — не в сюжете, — поделился Андрей Кончаловский.

Режиссёр поставил на сцене петербургского БДТ им. Г. А. Товстоногова одну из самых древних драм — древнегреческую трагедию Софокла «Эдип в Колоне». Слепого бродягу Эдипа сыграл актёр Николай Горшков — в БДТ он служит уже 19 лет. А роль Антигоны досталась супруге Кончаловского — Юлии Высоцкой.

Петербургская премьера спектакля состоялась ещё в марте, теперь же зрители снова могут увидеть неклассическое прочтение Софокла. Царь-изгнанник и его дочь выходят к зрителям в драных джинсах и кроссовках, слепец с белой тростью в тёмных очках толкает перед собой тележку из супермаркета, набитую хламом, и тащит клетчатый баул.

Но на этом отсылки к сегодняшнему дню не заканчиваются — лишь начинаются. Креонт, правитель Фив, из которых изгнали героя, предстаёт в образе Джокера, с выбеленным лицом и алой улыбкой от уха до уха. Джокер — наверное, один из самых популярных и узнаваемых образов в современной поп-культуре.

#

Спектакль «Эдип в Колоне»/ Фото: официальное сообщество БДТ имени Г. А. Товстоногова в vk.com

#

Спектакль «Эдип в Колоне»/ Фото: официальное сообщество БДТ имени Г. А. Товстоногова в vk.com

В постановке Кончаловского есть и другие интересные образы, о которых Софокл вряд ли мог помыслить. Царь Афин Тесей одет в добротный костюм-тройку, затянут галстуком и сияет дорогими начищенными ботинками. И всем своим видом он больше походит на чиновника.

Но всё это, на самом деле, не имеет такого уж большого значения. Почему Креонт обернулся Джокером? Андрей Кончаловский пожимает плечами:

— Так карта легла. Это просто пришло мне в голову.
#

Спектакль «Эдип в Колоне»/ Фото: официальное сообщество БДТ имени Г. А. Товстоногова в vk.com

#

Спектакль «Эдип в Колоне»/ Фото: официальное сообщество БДТ имени Г. А. Товстоногова в vk.com

Впрочем, у Креонта и Джокера есть общий стержень. Оба одни — идеальные, «чистые» злодеи.

— Джокер — это чрезвычайно интересная фигура, — поделился Кончаловский. — Это поп-арт, это Голливуд. Джокер гораздо интереснее, чем позитивные герои, просто в силу того, что отрицательные герои интереснее положительных, да ещё когда они такие яркие, такие «злодеи» с большой буквы. Но в этом есть определённая ирония…
#

Спектакль «Эдип в Колоне»/ Фото: официальное сообщество БДТ имени Г. А. Товстоногова в vk.com

#

Спектакль «Эдип в Колоне»/ Фото: официальное сообщество БДТ имени Г. А. Товстоногова в vk.com

«Главный вопрос всего», или Как ощутить себя ребёнком

Но костюмы и декорации не меняют смысла — который, как отметил режиссёр, совсем не в перипетиях сюжета.

— Это тот смысл, который объединяет всех великих драматургов всех эпох, начиная с Софокла, кончая Стриндбергом, Ионеско или Беккетом, — отметил Андрей Кончаловский. — Этот смысл является тайной.

Однако тайна, над которой бьются драматурги с древних времён, вовсе не должна быть раскрыта. Это не тот вопрос, на который необходимо обязательно найти ответ.

— Мы должны хотя бы почувствовать силу вопроса. А вопрос один: зачем мы живём? Зачем мы рождаемся, если мы должны умереть? — пояснил режиссёр. — И, поскольку ответа на это практически нет, то важно не задать себе этот вопрос, а почувствовать некое зрительское благоговение. И зрительскую благодарность за то, что ты каким-то образом почувствовал, приобщился к тому, что волнует героев Софокла, Шекспира — и дальше по списку. И всё это — единственная, та самая объединяющая тайна.
Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya
Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya

Андрей Кончаловский посетовал, что кино и театр — области «эфемерного» искусства, которое очень быстро исчезает и стирается из памяти публики:

— Всё будет забыто: старые картины мало кому известны, спектакли умирают… Поэтому, когда зритель приходит в театр, он приходит за радостью. Это не обязательно смех. Радость — это «чувства добрые», как говорил Александр Сергеевич. И эти «чувства добрые» могут быть вызваны комедией, могут быть вызваны трагедией, драмой, мелодрамой и так далее. Эти «добрые чувства» из каждого делают зрителя ребёнка. Вот это главное.

«Эдип» в Италии — и снова «карта легла»

Постановка «Эдипа в Колоне» на сцене петербургского театра была не первой реализацией софокловской трагедии Кончаловским. В первый раз режиссёр поставил этот спектакль четыре года назад в Италии, на сцене старинного театра «Олимпико» в городке Виченца.

Андрей Кончаловский признался: этот проект вовсе не был какой-то «долгоиграющей историей», которую он долго вынашивал и тщательно обдумывал. Напротив, это одна из тех ситуаций, когда, по его собственным словам, «так карта легла»:

— Меня пригласили, сказали: «Не хотите ли что-нибудь поставить у нас? Нам хотелось бы, чтобы вы поставили «Эдипа в Колоне». Потому что театр Палладио в Виченце открылся в 1580 году именно этим спектаклем. И там до сих пор стоят эти декорации — 500 лет!

В итальянской постановке все главные роли исполнили актёры из Италии. Эдипа сыграл Федерико Ванни, Креонта — Джузеппе Бизоньо, Тесея — Симоне Тоффанин. С Ванни, Бизоньо, а также с Антонио Гарджупо, сыгравшим Полиника, Кончаловский уже работал — актёры играли в его спектакле «Укрощение строптивой». А вот роль Антигоны и здесь, в Италии, досталась Юлии Высоцкой.

Режиссёр признался, что многие вещи — спектакли и фильмы — приходят к нему сами, и их не приходится «вынашивать».

— Я вообще жадный до работы, мне нравится пробовать всё, — поделился Кончаловский. — Это одновременно и достоинство, и недостаток. Потому что были такие случаи, когда я горел от этой всеядности…
Юлия Высоцкая и Андрей Кончаловский/ Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya
Юлия Высоцкая и Андрей Кончаловский/ Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya

Картина о Микеланджело: огромный успех и огромный бюджет

Тем не менее, успехов в карьере 81-летнего режиссёра было значительно больше, чем неудач и случаев «перегорания». Последней работой Андрея Кончаловского в кино, на данный момент, является снятая в Италии картина «Монстр» — или «Грех», как назвал картину автор первоначально.

Фильм рассказывает о великом Микеланджело Буанаротти в эпоху до создания фресок в Сикстинской капелле. Картина обещает быть поистине монументальной: бюджет фильма составил 12 млн евро. При этом, автор попытался снять историю гения максимально реалистично — к примеру, добыча мрамора для работ Микеланджело снималась по-настоящему, и камень извлекали ровно так, как делали это сотни лет назад.

На вопрос о том, с какими сложностями пришлось столкнуться во время съёмок фильма, Андрей Кончаловский развёл руками:

— Сложностей не было. По-моему, всё проходило прекрасно. «Прекрасно» — это не значит без каких-то проблем. Но что такое эти проблемы? Господи, это счастье, когда человек снимает картину как хочет, где хочет, и ему при этом дают за это деньги! Это называется полная свобода. И эта свобода дорого стоит.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Режиссёр признался, что 30 или 40 лет назад подобная свобода была для него немыслима.

— То, что я имел возможность снять эту картину — это, я считаю, колоссальная удача, — подчеркнул автор «Монстра».

Картина о жизни Микеланджело — это совместная работа Италии и России, отметил режиссёр. Часть бюджета для создания картины выделили Министерства культуры обеих стран.

— Но даже если бы они собрали все деньги, которые могут дать, всё равно картину бы не сделали — если бы не было мецената и филантропа. Во Флоренции был Лоренцо Великолепный, который поддерживал Микеланджело, и не только его — всех великих. У нас тоже есть такие меценаты, — рассказал наш собеседник. — Основные деньги дал Алишер Усманов. Без него мы вряд ли бы сняли картину, потому что это огромный бюджет.
Андрей Кончаловский/ Фото: официальное сообщество БДТ имени Г. А. Товстоногова в vk.com
Андрей Кончаловский/ Фото: официальное сообщество БДТ имени Г. А. Товстоногова в vk.com

Рублёв и Микеланджело: личные параллели Кончаловского

Что же касается собственной фильма — режиссёр признался, что сам неожиданно обнаружил интересные параллели в своём творчестве.

— Когда-то, на заре своей карьеры, я писал с Андреем Тарковским сценарий фильма о великом иконописце Андрее Рублёве. Этот сценарий был написан двумя молодыми людьми, бездумными, бесшабашными, с большим воображением. И он, конечно, получился такой — нарушающий все законы драматургии, — вспомнил Кончаловский. — И вот когда я окончил сценарий «Греха», я вдруг обнаружил, что это как вторая серия «Андрея Рублёва». Это как продолжение той же темы — такое же отсутствие желания следовать формуле биографии.

Андрей Кончаловский отметил, что биография любого художника рассказывает, как правило, о его работах, о картинах и скульптурах, которые он сделал, о пресловутом «становлении гения».

— Но то, что он художник — это вторично. Прежде всего он человек, — подчеркнул режиссёр. — «Грех» — так же, как и фильм о Рублёве, — это фильм о человеке своей эпохи.
Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya
Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya

Трилогия по Шекспиру, рок-опера и другие планы на будущее

Масштабная картина, снятая в Италии, ещё не появилась на экранах — а у 81-летнего режиссёра уже море новых проектов:

— Планов у меня бесконечное множество. Давно лежит сценарий о Рахманинове, готовится к работе сценарий о расстреле восстания рабочих в Новочеркасске в 1962 году, о котором мало кто знал тогда, а сейчас вообще никто не знает. Хочу поставить трилогию по Шекспиру, рок-оперу. Я сделал одну рок-оперу, «Преступление и наказание», и у меня есть ещё две идеи.

Кроме того, режиссёр планирует в ближайшее время поставить оперу Верди «Отелло» в Москве, а в Неаполе он совсем недавно закончил работу над драмой «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана. Главную роль в «Сценах» играет, как обычно, Юлия Высоцкая — в этом спектакле она говорит на итальянском.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Идеи, признался Андрей Кончаловский, возникают сами, «только успевай». Многие ждут своего часа несколько лет и даже десятилетий — но в этом нет ничего страшного. «Недоношенные идеи» нельзя выпускать на свет точно так же, как недоношенного ребёнка.

— Нельзя торопиться! Каждая идея должна созреть, — подчеркнул режиссёр.