Симфонический медиа-перформанс «Ом» — новый проект художника Олега Кулика, который он представил петербуржцам в прошедшую пятницу. Представление состоялось в общественном пространстве «Порт Севкабель». Описание перформанса обещало зрителям произведение нового вида современного искусства, родившееся из слияния музыки и инсталляции. Но получилось, в итоге, нечто значительно большее.
Зрители оказались в странном месте, для которого в обществе нет каких-либо готовых и привычных шаблонов поведения. В перформансе принимал участие Санкт-Петербургский оркестр новой музыки под управлением Фёдора Леднёва, однако мероприятие вовсе не было похоже на типичный концерт в филармонии.
Дабы дезориентировать зрителей, художник-постановщик, которым и выступил Олег Кулик, для начала спрятал оркестр от их глаз. Музыканты, исполнявшие произведения Леонида Десятникова, Филипа Гласса, Джачинто Шельси и Галины Уствольской, расположились позади публики. А перед её взором создатели перформанса повесили несколько экранов, один за другим, дабы создать иллюзию 3D-изображения без специального оборудования. При этом, визуальный ряд был весьма специфичен.
Сам Олег Кулик в интервью «78» заявил, что ни музыка, ни визуальная составляющая не были здесь основополагающими. Главное — это личные, субъективные ощущения человека.
— Конечно же, мы не собирались углубляться в этимологию, смысл или глубинное значение понятия «ом», — отметил художник. — Это было внешнее, рамочное — намёк на определённое состояние, в которое мы погружаем людей. А что это за состояние — это уже нужно было видеть непосредственно там.
Однако ничего тривиального, подчеркнул Олег Кулик, получиться не могло по определению:
— Нужно понять, когда соединяются Десятников и Кулик, будет что-то нестандартное. Не будет никакой гармонии, а будет представлен какой-то нестандартный, перпендикулярный взгляд. Мы его и предложили. Мы предложили перенести оркестр, который исполняет эту прекрасную музыку, назад. Он не находится в центре, и зрители не обязаны смотреть на эти руки, скрипки, прекрасные ноги — как они привыкли. Это сильно отвлекает.
При этом нельзя сказать, что зрители вовсе не чувствуют оркестра. Фортепиано (на котором, к слову, играл сам Олег Каравайчук — прославленный петербургский композитор и пианист), скрипки и другие инструменты, даже находясь за спиной слушателя, производят совершенно особое впечатление.
— Вы понимаете, как это здорово, когда великолепные артисты, великолепный дирижёр и 30 скрипок находятся за спиной, а не впереди: ты, действительно, чувствуешь эту вибрацию, весь этот диапазон… А перед тобой голые мужики медленно вращаются в трусах, — рассказал о перформансе художник.
Визуальный ряд представления был довольно специфическим. После мероприятия Олег Кулик выложил на своей странице в «Фейсбуке» фрагмент перформанса, и его страница тут же была заблокирована — за непристойные материалы. Однако сам художник считает, что, по сути, зрителю «Ом» не показывает ничего.
— Мы повесили ряд тёмных тюлей, на которые проецируются какие-то линии, точки, полоски, которые, скорее, вводят в заблуждение, в транс. А музыка звучит сзади, как аккомпанемент. Как говорили люди, они впадали в медитативное состояние, — рассказал автор представления.
Переживания, при этом, у каждого свои.
— Все зрители, все, кого я спрашивал, переживали это по-разному. Не было какого-то единого ощущения. Люди очень хорошо почувствовали музыку, потому что про неё забывали, и очень хорошо почувствовали пространство, — рассказал Олег Кулик. — В общем-то, у зрителей были очень сильные переживания трёх составляющих: видео, которое не имеет отношения к музыке, музыки, которая не имеет отношения к актёрам, и публики, которая тоже ни к чему не имеет отношения. Они все искали своё отношение и, в результате, впали в состояние «ом».
Помимо оркестра и видеоинсталляции, среди зрителей бродили актёры, одетые «бомжами». При этом, заранее о «третьей составляющей» представления гостей никто не предупредил — и зрители терялись в догадках, пытаясь понять, кто эти люди.
— Они лежали, вставали, ходили… Некоторые люди думали, что это другие зрители, некоторые думали, что это андеграундные художники, что это радикалы, какие-то омерзительные троглодиты и халявщики…. — рассказал Олег Кулик.
Актёры, как и странный визуальный ряд, должны были не гармонировать с музыкой, а, напротив, вызывать диссонанс — выбивая человека из привычного состояния ума. Чтобы сбить людей с толку, художник даже стулья собрал самые разные — из реквизита «Ленфильма»:
— Какой-нибудь VIP-гость может сидеть на маленьком стульчике, а бедный художник или бомж — в шикарном кресле, и у всех разные ощущения, — пояснил художник.
Сочетание минималистичной музыки и «медленной» визуализации, рассказал автор перформанса, «тормозит» постоянно ищущий информации разум — и он сам начинает дорисовывать образы. «Ом» принёс немало открытий не только зрителям, но и самому художнику.
Неожиданно выяснилось, что медленно вращающийся полуголый актёр может превращаться при нужном освещении то в страуса, то в жирафа, а то и вовсе в какой-нибудь внутренний орган. По словам Олега Кулика, в определённый момент ему показалось, что перформанс больше похож на операцию на кишечнике — хотя за рамки предварительно записанных видео создатели зрелища не выходили.
Исследование транса и необыкновенных, нестандартных состояний сознания — не в новинку для художника. Самой известной работой Олега Кулика до сих пор остаётся перформанс «Бешеный пёс, или последнее табу, охраняемое одиноким Цербером». В первый раз образ «бешеного пса» художник примерил осенью 1994 года в Москве.
В тот день, 23 ноября, художник разделся донага, надел ошейник с цепью и явился в таком виде на четвереньках прохожим. «Пса», выбежавшего из художественной галереи на Малой Якиманке, держал на привязи его друг, художник Александр Бренер, который сам был одет лишь в боксёрские трусы. В таком виде «Цербер»-Кулик стал бросаться на проезжающие машины и проходящих мимо людей.
В интервью «78» художник признался, что тогда, 24 года назад, в определённый момент испытал очень необычные ощущения:
— Я был без очков и впал вдруг в такое трансовое состояние — мне показалось, что я в джунглях. Я плохо вижу, я голый, и я начинаю вести себя совершенно естественно для джунглей. Это состояние длилось семь минут, но мне показалось, что это вечность. А когда оно прошло, моя жизнь изменилась. Но это было настолько замечательно, настолько естественно, что я совершенно не ощущал, что рядом есть какой-то Кремль, какие-то машины, стройка, какой-то Горбачёв… Я ощутил, что это всё временно.
«Бешеный пёс» настолько шокировал публику, что на долгие годы стал «визитной карточкой» художника — даже когда сам Олег Кулик уже давно перестал выходить на прогулку в образе собаки и взялся за крупные театральные постановки. Кроме Москвы, этот перформанс увидел однажды и Цюрих. Это представление, впрочем, закончилось для художника скандалом.
Как рассказал Олег Кулик «78», его пригласили на выставку художника Нико Пиросмани в музей Кунстхауз в Цюрихе. Он получил красивое письмо на официальном бланке с предложением показать там свой перформанс в образе собаки. Художник с удовольствием согласился и приехал.
Позже, однако выяснилось, что российского акциониста в Цюрихе никто не ждал — письмо написал переехавший в Швейцарию русский художник Александр Шумов. Правда, в интервью «78» Олег Кулик рассказал, что предлагал швейцарцам другие образы:
— Я долго отказывался, говорил, что могу быть не только собакой — я могу быть коровой, птицей, у меня вообще большой диапазон… Но они говорили: «Нет-нет, нам надо именно это». Я отвечал: «Это же скандально, агрессивно, я не контролирую себя…» А они говорили: «Замечательно! Такой драматизм!»
В итоге, «Бешеный пёс» в исполнении русского акциониста по-настоящему шокировал зарубежного зрителя.
— И когда был первый укушенный, они проснулись и поняли, что это не Жан-Клод Ван Дамм, что задница жены британского атташе настоящая, запах порванных чулок настоящий, и художник настоящий — и тут же вызвали полицию. Как только появляется что-то настоящее — сразу полиция-тюрьма-смерть. Либо слава, — рассказал Олег Кулик.
Интересно, что в 2017 году Рубен Эстлунд снял фильм «Квадрат», который рассказывает историю куратора шведской художественной галереи. В одном из эпизодов фильма, получившего «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, публике предстаёт «русский художник Олег» в образе собаки — и кусает всех за столом.
Олег Кулик согласился, что в фильме использован его образ, но отметил, что эпизод недостоверен. Дело в том, что актёр одет в брюки — а сам Олег Кулик представал публике абсолютно голый.
— Недостаточно убедительно, — отметил автор оригинального перформанса. — Где вы видели собаку в штанах? Это, конечно, сильное нарушение образа.
Художник заявил, что хочет снять «свой собственный маленький ремейк» на этот фильм, дабы восстановить справедливость и «довести всё до логического конца».
Впрочем, сам фильм «Квадрат» Олегу Кулику понравился. Он отметил, что картина эта рассказывает о силе современного искусства.
— Только современное искусство может перевернуть эту устаревшую парадигму, где произведение заслоняет художника. Сейчас происходит огромный поворот. Это связано со многими вещами, но именно акционизм делает художника интереснее его произведения. Сегодня человек может сам стать произведением искусства, — заявил художник.
В отличие от друг школ искусства, в акционизме нет каких-то «лекал» и учебников, отметил Олег Кулик. Здесь нужно быть абсолютно уникальным. И научить этому виду искусства, уверен художник, так же невозможно, как нельзя человека научить быть личностью.
— Вот как научить человека быть личностью? Все пытаются как-то вписаться, подстроиться, совершают много конъюнктурных жестов, которые очень далеки от акционизма и свободного поведения. Но они хотят быть не свободными — они хотят быть успешными, — поделился художник своим мнением о некоторых «успешных современных акционистах». — А акционизм — это не про успех. Это искусство, которое получает очень много хайпа, но очень мало денег, потому что нет предмета продажи. И, конечно же, это не бизнес. Это не бизнес, не слава, это личность. Ну, кто захочет быть личностью, за которую не платят, а могут дать по морде? Никто. Акционизму научить очень трудно.
Поделился художник и своими мыслями о «правильном бизнесе». По его мнению, идеальный пример такого бизнеса — это работа Илона Маска.
— Этот бизнесмен как никто воюет с другими бизнесменами. Илон Маск развивает солнечные батареи, путешествия в космос — то, что потом обеспечит существование людей, — отметил Кулик.
«Идеальным обществом» кажется Кулику сообщество людей, приезжающих на американский фестиваль Burning Man в пустыне Невады:
— Это место, где не работают ни национальные, ни религиозные, ни сексуальные идентификации. Люди ведут себя там невероятно свободно. И если ты там не уникален, а на кого-то похож, то это вызывает ощущение, как будто ты маньяк — то есть всё наоборот. Такая толерантность и свобода! И если ты чуть-чуть несчастен, тебя обязательно пригреют, обнимут. Там нет телефонов и денег. Как это — без денег, без телефона, и тебя ещё и любят?! Это такой стресс, практически унижение для обычного человека. Я совершенно был отравлен этой атмосферой и бежал оттуда в наш счастливый мир, — пошутил Олег Кулик.
По слухам, Илон Маск, побывав на фестивале Burning Man, решил не лететь на Марс, а построить своё общество прямо там, в Неваде. И дать ему имя — Burning Mars. Олег Кулик уверен, что подобное общество было бы новым витком социальной эволюции человечества.
Впрочем, пока Burning Mars — лишь фантазия, и нашему прекрасному миру с привычными общественными устоями и капиталистическими ценностями ничего не грозит. А потому и Олег Кулик продолжает спокойно заниматься своим творчество и гастролировать с новым перформансом и другими работами.
Как рассказал «78» художник, после визита в Петербург он отправится в Прагу. Там его ждёт «большая выставка про гопников и культуру гопничества», на которую его пригласили рассказать об андеграунде и контркультуре. Однако в Петербург Олег Кулик обещал обязательно вернуться — и признался что обожает наш город.