Прямой эфир

274 года «Императорскому фарфоровому заводу»: как создают русское «белое золото»

Алиса Мун
18 сентября 2018, 13:58
Особенности процесса изготовления изделий, история предприятия и любопытные факты — 78.ru заглянул на рабочую «кухню» известного на весь мир производства фарфора.
Фото: globallookpress.com/ Galina Barbieri

Днём рождения Императорского фарфорового завода принято считать именно 18 сентября — это дата именин императрицы Елизаветы Петровны. Именно по её указу и была основана знаменитая на весь мир порцелиновая мануфактура. К годовщине в музее завода откроется выставка «Натюрморт», там можно увидеть новый сервиз главного художника завода Нелли Петровой, бисквитные арт-объекты, а также необыкновенные шахматы.

На изготовление заготовки фигурки здесь требуется от 30 до 40 минут — сначала жидкий фарфор или шликер перемешивают и затем заливают в уже готовую форму. Ждём две минуты и лишний фарфор сливается. Через полчаса достают высохшее или, как говорят специалисты, завяленное изделие.

После фигурку моют и отправляют в печь на обжиг. Этот процесс может занимать до 24 часов. Температура в печи зависит от типа изделия. Для тарелок —1400 градусов, для маленьких фигурок животных из более мягкого фарфора достаточно 800 градусов.

Обожжённую статуэтку покрывают специальной глазурью. Затем её снова обжигают. И последнее, самый кропотливый этап — роспись. Кстати, иногда эти этапы меняют и глазурью покрывают уже расписанную фигурку.

Некоторые фигуры требуют ещё более филигранной работы — иногда она затягивается даже на месяцы. На огромном заводе всего 23 художника по росписи. Именно они придумывают и воплощают рисунок на фарфоре, а затем авторскую вещь бережно копируют в производственном цеху. Например, знаменитую сине-белую «кобальтовую сетку». Её в 1944 году придумала художница Анна Яцкевич. Колоссальный успех своеобразный узор получил уже после её смерти. И стал своего рода одним из символов блокады Ленинграда. Изделия с таким рисунком невероятно популярны и сегодня.

Сегодня на территории в более чем 5 гектаров находится 12 цехов. Здесь выпускают до 4000 различных изделий. От самых маленьких ложек, чайников и кофейных сервизов до огромных ваз в половину человеческого роста. За почти три столетия производство здесь шло непрерывно. На время останавливалось только в годы блокады. А печи, в которых обжигают фарфор, по словам сотрудников, не выключают никогда.

На заводе ещё с Первой мировой войны создавали русское оптическое стекло, которым пользовались и при советской власти в военных целях. А в 1930-е годы здесь производили свечи для зажигания автомобилей. И только к середине XX века завод перешел на производство исключительно художественных изделий. Твёрдый, костяной фарфор, из которого делают посуду, тоньше и белее, чем английский. Недаром его называют русским белым золотом. В России такой фарфор не производят нигде.

Точный рецепт на заводе держат в секрете. Как и особую технологию производства, которую изобрёл первый бергмейстер порцелиновой мануфактуры Дмитрий Виноградов.

Фарфор не боится ни сырости, ни перепадов температур, разве что не любит пыль. Поэтому витрины музея герметичны, а протирают бесценные экспонаты крайне редко — раз в год, а то и в два.

Вещи берутся очень аккуратно. В случае, если сотрудник случайно разобьёт какой-нибудь предмет, составляют специальный акт и вызывают бригаду реставраторов. Вещь восстанавливают, ведь поговорка «разбитую чашку не склеишь» точно неприменима к императорскому фарфору.