История знаменитой криминальной саги восходит к концу 1993 года, когда будущие создатели сериала обратились к журналисту Андрею Баконину, работавшему под псевдонимом Андрей Константинов. Последний был настоящим знатоком «закулисной» жизни преступного мира Северной столицы — цикл статей, вышедший из-под его пера, подарил многосерийному фильму своё звучное название «Бандитский Петербург». Несмотря на отсутствие опыта в создании киносценариев, журналист написал несколько романов, которые легли в основу сериала.
Первым из режиссёров, выразивших желание перенести на экран прозу Баконина, был Валерий Огородников («Барак», «Красное небо. Чёрный снег»). К сожалению, денег на съёмки не нашлось, и спустя некоторое время к проекту подключился Владимир Бойко («Собачье сердце»), выкупив права на романы.
Камнем преткновения между журналистом и режиссёром стал выбор актёра на главную роль. В образе Андрея Обнорского, которого Баконин наделил автобиографическими чертами, автор «Бандитского Петербурга» видел исключительно Александра Домогарова. Бортко, в свою очередь, хотел утвердить Дмитрия Нагиева. Спор возник и по поводу актрисы во второй части фильма: Баконин писал её персонажа с реальной женщины, но режиссёр видел эту роль совсем по-иному. В конечном итоге всё обошлось взаимными уступками: Обнорского сыграл Домогаров, а роковой героиней стала Ольга Дроздова, которую выбрал Бортко.
Роли второго плана получились не менее яркими — в первую очередь за счёт того, что прототипами этих персонажей послужили настоящие преступники. Барон из первой части сериала был списан с вора в законе Юрия Алексеева, который специализировался на краже антиквариата. А вот о том, кто стал прототипом авторитета Антибиотика, петербургского «Дона Корлеоне», продолжают спорить до сих пор: сам Баконин предпочитает на эту тему не распространяться. Любопытно, что на эту роль Бортко без проб пригласил Михаила Ульянова («Ворошиловский стрелок»), но актер не смог принять участие в съёмках из-за проблем со здоровьем. В конечном итоге Антибиотика сыграл Лев Борисов, своим ярким исполнением завоевавший признание не только со стороны рядового зрителя, но и бандитов, «охотившихся» за его автографами.
«Бандитский Петербург» снимался в условиях жёсткой экономии на всем и вся. Размытой картинкой сериал «обязан» видеопленке, но даже при этом дублей практически не делали. Кумир отечественного кинематографа Олег Басилашвили («Вокзал для двоих»), сыгравший в «Бандитском Петербурге» роль второго плана, получал за съёмочный день 100 долларов, тогда как Александр Домогаров зарабатывал по 300 долларов в сутки. Общая сумма, затраченная на производство, составила 600 тысяч долларов — смехотворная по масштабам современного телевидения цифра. Но благодаря энтузиазму и профессионализму съёмочной группы заметные глазу финансовые ограничения отходят в «Бандитском Петербурге» на второй план.
По-настоящему легендарным сериал сделала песня, которую многие считают неофициальным гимном Санкт-Петербурга. Игорь Корнелюк, автор «Города, которого нет», в свою очередь утверждает, что во время создания будущего шлягера не думал о каком-либо конкретном месте. Сам музыкант поначалу не скрывал своего скепсиса по поводу песни, считая её незавершённой и абстрактной, но после того, как она стала хитом, композитора наперебой стали приглашать на концерты по всей России.
«Бандитский Петербург» стал важной вехой в истории отечественного телевидения. Хроника «смутных времен», рассказанная Бортко и Бакониным, произвела на российского зрителя неизгладимое впечатление, во многом задав стандарты для последующих сериалов на криминальную тематику. Яркая актёрская игра, захватывающий сюжет и пойманный создателями дух того непростого времени снова и снова заставляют возвращаться в мир «Бандитского Петербурга».
Смотрите культовый сериал с 4 сентября на телеканале «78».