КБ Высотных и подземных сооружений (ВиПС) подготовило предложения по реализации пилотного проекта переноса зданий в Петербурге. В настоящий момент они направлены вице-губернатору Игорю Албину, сообщили 78.ru в КБ ВиПС.
Новую технологию предлагается опробовать на двух домах по адресам Канонерский остров, 12, корп. 2, и Канонерский остров, 16. Оба дома были частично расселены в ходе строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД). Здания расположены перпендикулярно дороге и в санитарный разрыв попали только несколько подъездов.
Благодаря техническому решению, предложенному КБ ВиПС, оба дома могут полностью покинуть санитарную зону ЗСД, переместившись на 43 м и 23 м, соответственно. Это гораздо дешевле, чем сносить и их и строить заново. Так, по оценкам КБ ВиПС, перенос пятиэтажного дома 12, корп. 2, обойдется в 262 млн рублей. Дома 16 (трех–четырехэтажная «сталинка») — в 171 млн. В пересчете на квадратный метр площади выходит около 34 тыс. рублей.
По оценке руководителя проектов девелопмента Александра Кириятских, стоимость сноса и постройки каждого из зданий составляет порядка 500 млн рублей.
По времени же, на перенос двух домов КБ ВиПС рассчитывает потратить от 9 до 12 месяцев. И это с учетом разработки проекта.
Технология переноса зданий, в двух словах, такова. 12-й дом хотят обнести железобетонным монолитным поясом, в 16-й — внедрить так называемые рандбалки (получится стальной каркас). Затем здания поднимут гидродомкратами и покатят на катках по рельсам.
На период строительно-монтажных работ, которые займут примерно полгода, жителей домов надо будет выселить в маневренный фонд.
Все вышесказанное кому-то может показаться экзотикой, однако речь идет о технологиях, давно применяемых во всем мире. Так, первый задокументированный перенос здания в истории состоялся в 1455 году в Болонье, причем переносили колокольню высотой с современный девятиэтажный дом.
Бурная деятельность по переносу зданий началась в Москве в 1930-х, когда потребовалось расширять улицы и проспекты. Для этого была создана специальная «Контора по передвижке зданий». Ухитрялись даже переносить дома без расселения жителей. В последний раз в нашей стране такую операцию провели в 1981 году. Однако за границей этот способ практикуют до сих пор.
— В Европе, США, Китае и других странах перенос зданий уже давно стал способом сохранения значимых объектов, а термин «релокация» (перенос, передвижка) — это устойчивый градостроительный термин, — говорится в материалах КБ ВиПС.
Если пилотный проект увенчается успехом, то технологию переноса зданий можно будет использовать и в других местах Петербурга, надеются в КБ ВиПС. Например, вспоминают исторический дом на Ремесленной улице, снесенный ради строительства моста Бетанкура. В ближайших планах Петербурга — строительство Восточного скоростного диаметра, которое тоже может затронуть близлежащие дома.
Еще одна распространенная ситуация, в которой может помочь технология перемещения зданий — освоение бывших промышленных территорий. На них нередко оказываются исторические здания, которые нельзя сносить.
— Они не формируют облик улиц, так как закрыты другими постройками, но мешают осваивать освобождающиеся территории, — говорит руководитель Архитектурно-планировочного управления КБ ВиПС Михаил Бимон.
По его словам, коммерческие структуры уже демонстрировали интерес к этой теме.
Директор центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов считает предложенную технологию интересной и полезной для города.
— Если есть технологии, то мы должны их использовать и развивать. Утрата технологии — это культурная потеря, — считает он.
Вместе с тем, эксперт видит возможные юридические препятствия для реализации такого рода проектов.
— Непонятно, что такое с юридической точки зрения перемещение здания. Оно не предусмотрено действующим законодательством. Во всех документах недвижимость рассматривается как единое целое с земельным участком, — говорит Александр Карпов.
Между тем, жители домов, которые хотят подвинуть, смотрят на идею скептически.
— Мы опасаемся за свою жизнь и здоровье после возвращения в такой дом, — сказала 78.ru одна из жительниц.
Кроме того, они уверены, что это не решит проблему шума. Дело в том, что ЗСД издает круглосуточный шум и за пределами санитарной зоны. В прошлом году это подтвердил Роспотребнадзор, сделавший соответствующие замеры. После этого на ЗСД установили дополнительные шумозащитные экраны, однако, по словам жителей, это не помогло. И несколько десятков метров, вероятно, не спасут ситуацию.