Прямой эфир

Петербургские дома уйдут прочь от шума

Александр Лобановский
17 августа 2018, 19:00
Проектировщики нашли экстравагантное решение для жителей, которые страдают от шума ЗСД. Их дома предлагается передвинуть подальше от скоростной дороги. Проблему жителей это решит едва ли, зато откроет городу новую технологию.
Фото: citywalls.ru

КБ Высотных и подземных сооружений (ВиПС) подготовило предложения по реализации пилотного проекта переноса зданий в Петербурге. В настоящий момент они направлены вице-губернатору Игорю Албину, сообщили 78.ru в КБ ВиПС.

Остров движущихся зданий

Новую технологию предлагается опробовать на двух домах по адресам Канонерский остров, 12, корп. 2, и Канонерский остров, 16. Оба дома были частично расселены в ходе строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД). Здания расположены перпендикулярно дороге и в санитарный разрыв попали только несколько подъездов.

Благодаря техническому решению, предложенному КБ ВиПС, оба дома могут полностью покинуть санитарную зону ЗСД, переместившись на 43 м и 23 м, соответственно. Это гораздо дешевле, чем сносить и их и строить заново. Так, по оценкам КБ ВиПС, перенос пятиэтажного дома 12, корп. 2, обойдется в 262 млн рублей. Дома 16 (трех–четырехэтажная «сталинка») — в 171 млн. В пересчете на квадратный метр площади выходит около 34 тыс. рублей.

E

По оценке руководителя проектов девелопмента Александра Кириятских, стоимость сноса и постройки каждого из зданий составляет порядка 500 млн рублей.

По времени же, на перенос двух домов КБ ВиПС рассчитывает потратить от 9 до 12 месяцев. И это с учетом разработки проекта.

Технология переноса зданий, в двух словах, такова. 12-й дом хотят обнести железобетонным монолитным поясом, в 16-й — внедрить так называемые рандбалки (получится стальной каркас). Затем здания поднимут гидродомкратами и покатят на катках по рельсам.

На период строительно-монтажных работ, которые займут примерно полгода, жителей домов надо будет выселить в маневренный фонд.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Технология отработана

Все вышесказанное кому-то может показаться экзотикой, однако речь идет о технологиях, давно применяемых во всем мире. Так, первый задокументированный перенос здания в истории состоялся в 1455 году в Болонье, причем переносили колокольню высотой с современный девятиэтажный дом.

Бурная деятельность по переносу зданий началась в Москве в 1930-х, когда потребовалось расширять улицы и проспекты. Для этого была создана специальная «Контора по передвижке зданий». Ухитрялись даже переносить дома без расселения жителей. В последний раз в нашей стране такую операцию провели в 1981 году. Однако за границей этот способ практикуют до сих пор.

— В Европе, США, Китае и других странах перенос зданий уже давно стал способом сохранения значимых объектов, а термин «релокация» (перенос, передвижка) — это устойчивый градостроительный термин, — говорится в материалах КБ ВиПС.
Перемещения исторического здания на тележке с гидравлическим приводом в штате Массачусетс/ Фото: wikipedia.org
Перемещения исторического здания на тележке с гидравлическим приводом в штате Массачусетс/ Фото: wikipedia.org

Перспективы движимой недвижимости

Если пилотный проект увенчается успехом, то технологию переноса зданий можно будет использовать и в других местах Петербурга, надеются в КБ ВиПС. Например, вспоминают исторический дом на Ремесленной улице, снесенный ради строительства моста Бетанкура. В ближайших планах Петербурга — строительство Восточного скоростного диаметра, которое тоже может затронуть близлежащие дома.

Еще одна распространенная ситуация, в которой может помочь технология перемещения зданий — освоение бывших промышленных территорий. На них нередко оказываются исторические здания, которые нельзя сносить.

— Они не формируют облик улиц, так как закрыты другими постройками, но мешают осваивать освобождающиеся территории, — говорит руководитель Архитектурно-планировочного управления КБ ВиПС Михаил Бимон.

По его словам, коммерческие структуры уже демонстрировали интерес к этой теме.

Директор центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов считает предложенную технологию интересной и полезной для города.

— Если есть технологии, то мы должны их использовать и развивать. Утрата технологии — это культурная потеря, — считает он.

Вместе с тем, эксперт видит возможные юридические препятствия для реализации такого рода проектов.

— Непонятно, что такое с юридической точки зрения перемещение здания. Оно не предусмотрено действующим законодательством. Во всех документах недвижимость рассматривается как единое целое с земельным участком, — говорит Александр Карпов.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Станет ли тише?

Между тем, жители домов, которые хотят подвинуть, смотрят на идею скептически.

— Мы опасаемся за свою жизнь и здоровье после возвращения в такой дом, — сказала 78.ru одна из жительниц.

Кроме того, они уверены, что это не решит проблему шума. Дело в том, что ЗСД издает круглосуточный шум и за пределами санитарной зоны. В прошлом году это подтвердил Роспотребнадзор, сделавший соответствующие замеры. После этого на ЗСД установили дополнительные шумозащитные экраны, однако, по словам жителей, это не помогло. И несколько десятков метров, вероятно, не спасут ситуацию.