– Петербург всё еще ориентируется на стандарты качества жизни прошлого столетия, – считает социолог Олег Паченков. – Европейские города уже давно живут новой парадигмой. Того, что нам кажется важным достигнуть, они достигли давно. А какими-то банальными базовыми вещами мы всё ещё гордимся.
По словам специалиста, одной из главных проблем Петербурга, мешающих его приближению к образу комфортного современного города, является неувязанность основных элементов, из которых состоит городская среда.
– Дьявол в деталях, – разводит руками социолог.
Среди главных проблем города – конечно, транспорт.
– По насыщенности пробками наши города в лидерах, если сравнивать с развитыми странами, – рассказал 78.ru Александр Холоднов, заместитель генерального директора петербургского института территориального планирования «Урбаника». – Мы где-то на одном уровне с развивающимися странами по этому показателю.
Согласна с этим и Марина Сухорукова, независимый эксперт по урбанистике. По её мнению, Петербургу необходимо сосредоточиться на двух главных направлениях:
В современных городах мира, инфраструктура которых заточена под комфорт их жителей, центр максимально свободен от автомобилей, подчеркнула в интервью 78.ru урбанист. Это не только освобождает дороги от пробок, но и улучшает экологию.
Так, например, в Вене, которая заняла первое место в британском рейтинге самых комфортных для проживания городов, главные достопримечательности расположены на улице, доступной лишь для пешеходов. Эта улица – Кернтнерштрассе – начинается у собора Святого Стефана и проходит мимо знаменитой Венской оперы до городской площади Карлсплац. А решившись прокатить на машине по Риму, вы по всему историческому центру будете натыкаться на дорожные знаки с аббревиатурой ZTL, что расшифровывается как «zona a traffico limitato», зона ограниченного движения.
В Москве также есть ограничения на въезд в центр, а вот в Северной столице пока осуществлялись лишь робкие попытки ввести платную парковку на исторических улицах и проспектах. Впрочем, в том состоянии дорог и транспорта, которые мы наблюдаем сейчас, глобальные ограничения приведут лишь к коллапсу.
Среди типичных примет «современных городов комфорт-класса» Марина Сухорукова назвала «умные светофоры»:
– В Вене, например, «умные светофоры» существуют уже лет двадцать. У нас светофоры работают всегда в одном, каком-то своём режиме, как вещь в себе, абсолютно не реагируя на то, что реально происходит вокруг – час пик, не час пик, не важно. А в таких городах, как Вена, уже очень давно все светофоры в городе управляются из одной точки.
У Петербурга есть, конечно, и свои достижения – но Олег Паченков подчеркнул, что большая часть наших «побед» в развитых городах является привычной действительностью уже много лет. Среди последних подобных достижений социолог и урбанист назвал программу Smart City – «Умный город». Инновационная программа стартовала в Петербурге в апреле 2017 года. В её рамках запланировано ввести в городе множество технологических новшеств.
– Вот, например, интегрированность проездного билета на разные виды транспорта в один – это создаёт удобство. Мы сейчас добились того, что в Питере в маршрутке, троллейбусе и метро можем ездить по одним и тем же карточкам, – отметил Олег Паченков. Однако во всём мире это уже отнюдь не новая практика.
Впрочем, моментов, категорически противоречащих общеевропейской практике, значительно больше. Среди таких «мамонтов инфраструктуры» социолог и урбанист назвал петербургские электрички.
– У нас совершенно не интегрированы электрички. По всей Европе всё то, что у нас называется «электричкой», является очень важной частью транспортной инфраструктуры. Потому что они покрывают огромную часть городской площади, и потому что у них пропускная способность довольно высока, близка к метрополитену. У нас эта сфера транспорта абсолютна не развита, не задействована. РЖД – это вещь в себе, с которой никто ничего не может поделать. И это один из очень заметных минусов, снижающих качество транспорта в Санкт-Петербурге, – рассказал Олег Паченков.
Петербургские остановки общественного транспорта также серьёзно оставляют желать лучшего, отметил урбанист.
– Да и вообще, интегрированность разных видов общественного транспорта друг с другом пока тоже на уровне, далёком от базовых европейских стандартов. И потом, когда мы говорим о Петербурге, мы думаем, как правило, о центре города. А ведь люди живут и за пределами центра. И там совершенно другой Петербург – с пустырями, разбитыми дорогами. Это даже не городские дороги, а сельские, – отметил Олег Паченков.
Есть и другие серьёзные проблемы – те, что, по словам социолога, в буквальном смысле находятся под ногами у пешеходов:
– Например, поребрики, с которыми мы всё боремся и боремся, а КГИОП борется с нами и не даёт никакой возможности что-то изменить. На бумаге много чего заявлено, вроде доступной среды для маломобильных групп граждан. А к ним относятся далеко не только инвалиды в колясках, как многие думают. Родители с детьми в колясках, да даже велосипедисты – это тоже группы лиц со специфической мобильностью. И передвигаться им по городу – просто катастрофа.
По словам Паченкова, инфраструктура для велосипедистов в городе развивается очень медленно и не связанно. Но даже если вы простой пешеход с маленьким ребёнком, или если у вас проблемы с передвижением – гулять по городу вам будет крайне непросто.
Среди проектов, за которые он ратовал, социолог и урбанист вспомнил проект занижения поребриков на Фонтанке:
– На реке Фонтанке с набережной попасть на мост с коляской в одиночку, особенно женщинам, практически невозможно нигде. Нужно делать это вдвоём-втроём, потому что иначе просто не преодолеешь эти камни высотой в 20-30 сантиметров. Почему я говорю, что дьявол в деталях – вот в таких вот мелочах, например.
Удобное передвижение инвалидов по городу, настоящие, не бутафорские пандусы, велодорожки, которые не превращают в парковки, – всё это не «блажь» тех, кто любит жаловаться на жизнь, а стандарт для развитого, по-настоящему комфортного города. Из тех, что в первых десятках строчек международных рейтингов.
Новые петербургские «человейники» – ещё одна очень важная и серьёзная проблема.
– Сейчас у нас эпоха дикого капитализма, когда девелоперы, которые строят жильё, диктуют свои условия. А они совершенно не заинтересованы в развитии самих районов, – рассказала урбанист Марина Сухорукова. – И это понятно, потому что у бизнеса совершенно другие функции. Они могут купить землю, они могут давить на чиновников, и, в результате, продавливают удобные им условия.
По словам специалиста, государство, если оно действительно стоит на страже интересов граждан, должно само «продавливать» важные требования к девелоперам. Среди них – развитие общественных пространств, детских садов и школ должны быть обязательно. Между тем, сегодня всё наоборот: там, где можно было разбить сквер или парк, ведётся застройка. Причём застройка очень плотная, подчёркивает урбанист. Из-за этого в городе серьёзно не хватает, в том числе, и удобных общественных пространств.
Олег Паченков с этим согласен – власти слишком быстро и радостно идут на встречу девелоперам:
– Идя на поводу, мы не навязываем определённые стандарты качества девелоперским проектам. А для того, чтобы можно было их навязывать, они должны быть приняты в законодательных документах, иначе это будет незаконно – любые юристы их оспорят.
Среди основных «стандартов качества» должны быть и качество дорожной инфраструктуры, и качество социальной инфраструктуры, и «всё, что сопутствует застройке», отметил социолог. При этом, никаких официально принятых требований по этим пунктам нет.
В Петербурге, правда, есть определённые требования к этажности и высотности зданий, к «квартирографии» и плотности застройки, отметил Олег Паченков. Но параметры эти не удерживают чрезмерное уплотнение населения в «спальных районах» – поэтому с ними необходимо работать, уверен эксперт.
Огромные проблемы в новых районах и с транспортной инфраструктурой.
– Нельзя принимать у застройщика объекты до того, как будут проведены все согласования и построена вся дорожная инфраструктура, дорожные развязки и плюс подключение к магистралям, – читает Паченков.
В интервью 78.ru урбанист заявил также, что принимать объект и заселять людей можно лишь после того, как появится общественный транспорт, курсирующий по новому району и связывающий его с остальными районами города.
Что касается социальной инфраструктуры – и здесь прийти к стандартам цивилизованных городов нельзя без фундаментальных изменений.
– По социальной инфраструктуре какие-то изменения уже были, сейчас застройщиков обязали её вводить, но по факту это очень слабо контролируется, – отметил Олег Паченков. – Это требование есть на бумаге, но потом идёт срыв очередей, и жильё сдаётся гораздо быстрее, чем вводятся социально-инфраструктурные объекты вроде детсадов, школ и так далее. То есть они как бы задуманы внутри большого проекта, но вводятся совсем не в том порядке, в котором должны. Люди уже живут, дети есть, а до школ и садиков ещё очень далеко, не говоря уже о каких-то более сложных вещах – ведь жизнь в этих кварталах всё-таки не исчерпывается садиками и школами.
А вот создание «более сложных вещей» – общественных пространств, культурных объектов, мест отдыха – не контролируется в «человейниках» никак и никем.
– Понятно, что это не дело застройщика, но и город этим не занимается, – разводит руками социолог. – Мы от советского планирования ушли, а цивилизованный бизнес у нас ещё не появился. И в планировании – какие-то провалы.
Отсутствие цивилизованных общественных пространств в городе огромной проблемой считает и урбанист Марина Сухорукова. По словам специалиста, во всех современных мегаполисах город превращается в «продолжение личного пространства», в филиал собственной гостиной, где человек может комфортно отдохнуть один, с семьёй или друзьями, заняться спортом, поесть или поиграть с детьми.
В Петербурге таких «общественных гостиных» практически нет.
– Сейчас очень-очень маленькое пространство сделали на Крестовском. Да, конечно, все довольны и счастливы, но, как пишут блогеры, десять шезлонгов на многомиллионный город – это явно недостаточно, – отметила Марина Сухорукова.
Самым интересным и популярным общественным пространством Петербурга сегодня можно назвать Новую Голландию. Урбанист считает, что это «просто сказочное место», сделанное по всем современным стандартам. Здесь всегда много отдыхающих разных возрастов, всегда есть, чем заняться, где перекусить и хорошо провести время. Но эта единственная «общественная гостиная», тем не менее, даже не является городским проектом – Новую Голландию создали москвичи.
При этом, такие пространства необходимы не только горожанам – необходимы они и для развития туризма в городе:
– Туристы ведь приезжают не только для того, чтобы увидеть красивую декорацию нашего города. Понятно, что такую красоту можно мало где встретить, тем более в именно таком ансамблевом варианте. Но туристов ведь привлекает и ещё какой-то «фан» – места, где можно хорошо провести время, красиво посидеть около воды или посмотреть с крыши на красивые районы старого города. Если всё это есть, туристы готовы и второй, и третий раз приезжать.
По словам Марины Сухоруковой, сейчас у нас начинает вырастать некая туристическая инфраструктура, и Петербург серьёзно изменился – в том числе и благодаря Чемпионату мира по футболу.
Среди самых интересных проектов создания общественных пространств независимый эксперт назвала проект создания прогулочной зоны на набережной реки Карповки. Его специалист также считает «сказочным»:
– Не уверена, что он будет в полной мере реализован, но вот это будет очень серьёзное для развития города. Потому что сразу заиграет и Ботанический сад, и все районы вокруг.
Существует три этапа в развитии городских общественных пространств, рассказал Олег Паченков. И Петербург, по мнению специалиста, только подходит ко второму из них – в то время как все современные города уже давно на третьем.
– Первый этап – это эстетика. То, что красиво, то, в чём живём мы, – объяснил социолог и урбанист. – Здесь главное, чтобы было красиво, чтобы были клумбы с цветами. И после того, как ты сделал эти клумбы, считается, что ты сделал общественное пространство. Но это совсем позавчерашний день.
Второй этап, по меркам «цивилизованного мира», можно считать уже «вчерашним днём». Однако Северная столица к этому этапу только пытается приблизиться – и для горожан это лишь «счастливое светлое будущее», рассказывает социолог.
– Это потребительские общественные пространства, то есть те, где, помимо эстетики, есть функционал, связанны с потреблением, – рассказывает Паченков. –Пределом мечтаний считается, если вы помимо клумбы поставили ещё фудтрак, или сделали пешеходную улицу, где на первых этажах магазины и кафе. Это у нас называется самым прогрессивным общественным пространством, к сожалению. Хотя в Европе это уже давно вчерашний день.
Что же касается «дня сегодняшнего», то к нему Петербург приближен совсем мало.
– Это общественные пространства, которые создаются самими горожанами. В Европе проектировщики создают некую рамку, намёк и возможность для создания общественных пространств. Уже на этапе создания они задумывают их операторов – кто там будет делать и что. И это связано не столько с потреблением, сколько с какой-то созидательной деятельностью, – объясняет социолог.
Люди в развитом современном городе, уверен Олег Паченков, достаточно сознательны – и если пространство создано для них, если от них не требуется бесконечно потреблять, они могут сами наполнить общественные места интересным содержанием. Это могут быть образовательные проекты, «кружки по интересам» – что угодно.
– В крупных городах, где больше половины людей с высшим образованием, где много университетов и всё нормально с креативом, эти пространства прекрасно работают. Там появляются неожиданные, непредсказуемые проекты, новые виды деятельности, которые привносят сами люди, – рассказывает урбанист.
В Северной столице такое пока возможно только во временном формате – формате фестивалей. Однако даже этот опыт показывает, что люди могут сами решить, что им нужнее – и создать нечто интересное и необычное, уверен Паченков:
– Из подобных недавних любопытных событий могу вспомнить фестиваль «Фонтанка-SUP». Это пример движения в нужную сторону. Ещё три года назад появление сёрферов на воде было дикостью. А сейчас это уже постепенно входит в норму. Вот так люди привнесли в город новый вид активности. Никто ничего не планировал, специально не строил, но людям дали возможность, и они это сделали.
На самом деле, однако, в Петербурге всё не так плохо. По мнению Олега Паченкова, мы не особенно сильно отстаём от передовых городов – всего на пару десятилетий. К тому же, город развивается достаточно быстро.
– Мы можем и догнать, и перегнать. Но не надо пытаться догонять, надо пытаться понять, что нужно Петербургу, что у нас своевременно. Надо перенимать тренды, а не копировать форматы.
Урбанист и социолог уверен, что главное – уважать людей и не загонять их в узкие рамки. Это и есть главный тренд современности:
– Если мы ему, грубо говоря, отдадимся, если будем его поддерживать какими-то нормативными документами и реальной деятельностью, то люди всё сделают сами, быстрее, чем можно себе представить – надо просто дать им возможность.