Компании, которые займутся восстановлением объектов культурного наследия в Ленинградской области, получат налоговые льготы, сообщили в областном правительстве. Речь идет о предоставлении льгот по налогам на имущество и на землю.
— Нам необходимо стимулировать частных собственников зданий — объектов культурного наследия к проведению реставрационных работ, — пояснил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
Это уже не первая инициатива областного правительства, направленная на сохранение исторических зданий. Так, в 2016 году была анонсирована программа приватизации памятников за 1 рубль. Планировалось предоставлять такие объекты с жесткими обременениями, чтобы новый владелец не только восстанавливал здание, но и обеспечивал к нему свободный доступ туристов и ученых.
На тот момент областные власти насчитали более 300 памятников, которые могли подойти под эту программу. Две трети из них — это усадьбы, многие из которых разрушены. Оставшаяся часть — это старые мельницы, дворцово-парковые комплексы, охотничьи дома. Расположены они в Гатчинском, Ломоносовском, Лужском и Волосовском районах.
В пресс-службе областного правительства не смогли рассказать об итогах программы, отметив лишь, что есть несколько примеров восстановления памятников путем передачи частным инвесторам, но не в рамках программы, а в индивидуальном порядке. При этом, новости о бедственном состоянии культурного наследия Ленобласти приходят регулярно.
Проблема в том, что здания-памятники не интересны инвесторам, так как извлечь из них прибыль крайне сложно, говорит вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов Вячеслав Семененко.
— Инвесторам во всем мире не интересно работать с объектами культурного наследия, — рассказывает он. — Во Франции, в Германии эти объекты стоят. Стоят они очень дешево, потому что большую часть цены люди вкладывают в реставрацию. Чтобы хоть как-то люди за это брались, естественно они должны получать льготы, поэтому само по себе это правильное направление.
Налог на имущество в России достаточно велик, поэтому логично, что льготу планируют предоставлять по нему, отмечает Вячеслав Семененко. А про цену в 1 рубль он говорит: как бы не пришлось доплачивать.
— Может получиться, что никаких льгот не хватит на то, чтобы люди брали и что-то делали. Надо быть готовым к тому, чтобы учитывать затраты инвестора в целом, — считает вице-президент гильдии.
По большому счету, реставрация старых усадеб — это меценатство, говорит он. Поэтому и относиться к этому следует соответственно.
— Каким-то предприятиям, организациям или состоявшимся людям вменяют в обязанность — возьмите шефство над памятником. В мире так происходит, — приводит пример Вячеслав Семененко.
В Петербурге ситуация со старыми зданиями обстоит немногим лучше. Городские власти также вынуждены придумывать различные программы по привлечению инвесторов к реставрации памятников. Программа «1 рубль» есть и здесь, только Петербург за эту цену готов сдавать памятники в аренду. Но и эта программа пока еще только готовится к реализации и как она себя покажет, неизвестно.