На пике горячего сезона туроператоры снижают цены на путевки по большинству традиционных направлений летнего отдыха — в Турцию, Грецию, Тунис и т.д. Такое поведение нетипично для туриндустрии — обычно скидки предоставляются при раннем бронировании, с февраля по март. Сейчас же специализированные сайты пестрят сообщениями о разнообразных акциях — как для конечных потребителей, так и для турагентств.
Например, «Интурист» обещает агентству, которое продаст максимальное число туров на Сицилию, одну бесплатную путевку на двоих. Различные акции каждые несколько дней объявляет туроператор ICS Travel Group. Размер скидок достигает 40%. Такой же размер скидки обещает «Музенидис Трэвел» на отдых в Греции. TUI отменяет в своих турпакетах топливный сбор при путешествиях в Хорватию. Скидки до 15% дает BSI GROUP на туры в парижский «Диснейленд».
— Есть определенное снижение цены, это правда, — комментирует заместитель директора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Павел Румянцев. - Оно вызвано не столько конкурентной борьбой туроператоров между собой, а тем, что немножко просел спрос. То есть ожидания туроператоров были выше на период второй половины июля — начала августа. Поэтому некоторые туры продаются достаточно дешево. Это в большей степени касается Москвы, но и Петербурга тоже.
— Снижение цен направлено на привлечение покупателей, на то, чтобы полетные программы, которые уже оплачены туроператорами, так или иначе заполнялись людьми. При этом снижается прибыль или обеспечивается хотя бы себестоимость запланированной перевозки и размещения, — объясняет он.
Генеральный директор петербургской турфирмы «Вокруг света» Любовь Кузьмичева говорит, что, в среднем, цены снизились на 5 — 7% по все популярным направлениям. Но спрос все равно невысок.
— Денег нет у населения. Тратить последнее на путешествия никто не хочет даже со снижением цены, — говорит она.
В случае с Грецией ситуация осложняется лесными пожарами в стране, добавляет Любовь Кузьмичева. Это отпугивает туристов, в то время как туроператоры уже оплатили чартерные рейсы.
Между тем, снижение цен предшествовало банкротству нескольких туроператоров в нынешнем сезоне. Так, один из лидеров рынка, компания «Натали турс», прекратив работу, оставила без отдыха десятки тысяч человек.
— Все видят, какой резонанс вызвал на рынке уход «Натали». Я думаю, что туроператоры будут оперативно корректировать свои программы для того, чтобы стоимость туров все-таки не была ниже себестоимости, чтобы они не выходили в убыток и соответственно оставались финансово устойчивыми, — говорит Павел Румянцев.
Любовь Кузьмичева считает, что банкротство того или иного туроператора — вещь непредсказуемая и туристам приходится приобретать путевки на свой страх и риск.
Впрочем, по ее словам, у сложившейся ситуации есть и позитивный аспект — на 40% выросли продажи путевок в детские лагеря.
—Родитель выбирает не семейное путешествие, которое дорогое и рискованное, а хотя бы синицу в руке. Обычно ребенок выезжал в Ленобласть в лагерь, а потом всей семьей ехали за границу. Сейчас всей семьей отдохнуть на море не получается. Поэтому хотя бы детишек отправляют, а папы делают ремонт дома, — говорит Любовь Кузьмичева.