Посмотреть Кубрика или Джармуша на большом экране? Увидеть независимое авторское кино от молодых режиссёров? Насладиться картинами какого-нибудь крупного британского кинофестиваля? Все эти радости цивилизованного человека могут в ближайшее время уйти в прошлое. На днях, 26 июля Госдума приняла в третьем чтении законопроект, устанавливающий новые правила проведения кинофестивалей на территории страны. Жёсткие правила.
Поправки в закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», во-первых, впервые дают на государственном уровне определение такому явлению как кинофестиваль. Больше никакой отсебятины, кинофестиваль – это «культурно-просветительное мероприятие, которое проводится в соответствии с регламентом (правилами), утверждаемым организаторами данного мероприятия, представляет собой показ специально отобранных фильмов и может иметь конкурсную программу, состоящую из оцениваемых жюри фильмов». Пока ничего страшного, в чём же беда?
В настоящее время в нашем городе и в стране вообще много фестивалей разного уровня и типа, разного масштаба. Московский международный кинофестиваль, «Кинотавр» и петербургское «Послание к человеку» – самые крупные мероприятия, которым ничего не грозит. Но вот помимо этих знаковых событий как в культурной столице, так и в других городах регулярно проводятся фестивали поменьше – и вот им, вероятно, не выжить.
Поправки в закон предполагают, что отныне ежегодно на государственном уровне будет составляться и утверждаться список международных кинофестивалей, которые должны соответствовать критериям, «определяемым правительством РФ». И самый важный вопрос – о возможности показа фильмов на кинофестивалях.
Отныне показать кино без прокатного удостоверения смогут исключительно фестивали с конкурсной программой и жюри, которое будет представленные фильмы судить. Кроме того, мероприятие должно войти в тот самый список, утверждённый властью, и может длиться не более десяти дней. И показать кинокартину в рамках фестиваля разрешено не более двух раз.
Алексей Бажин, руководитель петербургского проекта «Иноекино», рассказал 78.ru, чем же грозит данный закон привычным нам культурным мероприятиям:
– Пострадают все, буквально все кинофестивали и киносмотры. Ведь что такое киносмотры – это и ретроспективы, и специальные кинопоказы, и кинопоказы к Новому году или к 8 марта – то есть любые непрокатные киносеансы, которые сейчас в киноиндустрии называются «альтернативный контент». Всё это у нас очень хорошо развито и хорошо работает. Организуют эти многочисленные независимые фестивали по всей стране различные независимые организации, зачастую совместно с консульствами разных стран.
Исчезнут, по словам представителя киноиндустрии, кинофестивали с новиками британского, немецкого, финского, шведского, японского – в общем, какого угодно зарубежного кино. Тематические «Недели кино» разных стран, на которых можно посмотреть киношедевры прошлых лет на большом экране, также уйдут в прошлое.
– У этих фестивалей нет задачи устраивать конкурсы – это киносмотры. То есть это чисто зрительская история, они нужны для того, чтобы люди могли ознакомиться с культурой и кино других стран. Чтобы люди соприкоснулись с мировым кино вообще, а не только с тем, что выходит в широкий прокат, – объясняет Алексей Бажин.
Если у фестиваля нет конкурса – он должен приобретать прокатные удостоверения на показы каждого фильма. А это история дорогая и непростая. Проект «Иноекино», поделился его руководитель, тоже оказывается под угрозой:
– Мы занимаемся возвратом киноклассики на большой экран трёх или четырёх городов одновременно. Показываем очень многое из исторического наследия кино. «Иноекино» проводит порядка 25 событий в год. Мы не можем себе позволить получать восемьдесят прокатных удостоверений, проходить всю эту бюрократическую волокиту столько раз, чтобы все их получить! Ведь это действительно большой набор документов, который достаточно непросто подготовить. И всё это – чтобы показать фильм два раза: например, один раз в Петербурге, один раз – в Москве.
Прокатное удостоверение выдаётся сроком на год и даёт право показывать фильм на территории страны. Стоимость у него соответствующая, и затраты выходят, действительно, несопоставимые. Альтернативы, однако, нет – если фестиваль не входит в утверждённый властью список и не является с полноценным серьёзным конкурсом, то его организатор покупает прокатные права на каждый фильм.
– У нас, у организаторов фестивалей, есть работающая во всём мире система: покупается лицензия с правом показа фильма два-три раза на мероприятии, в рамках какой-то ретроспективы или фестиваля – например, того же Стенли Кубрика, и нет необходимости покупать права на всю страну на год, – рассказал Алексей Бажин. – А теперь нам предлагают покупать прокатку, которая выдаётся только на длительный временной период.
Теперь из всего многообразия кинофестивалей, делится Алексей, останется штук двадцать – а это для большой страны практически ничто. Да и не все могут их посетить, ведь небольшие киносмотры проходят и в маленьких городах, а крупные – только в столицах.
– Даже в Петербурге фестивалей с конкурсом и жюри не так много, их всего три-четыре в год, – разводит руками наш собеседник.
После принятия поправок исчезнет целый культурный пласт в нашей стране, уверен Алексей Бажин. Все независимые мероприятия в сфере кино просто не смогут существовать. А такие кинотеатры, как петербургская «Аврора», ориентированные на киносмотры и ретроспективы, в принципе исчезнут. И зритель попросту не сможет смотреть шедевры мирового кино прошлых лет в кинотеатрах.
– Просто мы вернемся сейчас обратно, откатимся лет на двадцать назад, когда кино распространялось на пиратских видеокассетах. Кто-то будет качать в интернете. Зритель от этого не отупеет, просто это будет уже не цивилизованный кинопрокат, которого якобы пытаются власти у нас добиться, – рассказывает руководитель петербургского кинопроекта. – Кинорынок должен сам себя регулировать, туда никто не должен влезать, иначе получается хаос, нарушаются очень многие связи.
По мнению Алексея Бажина, создатели законопроекта ничего не понимают в киноиндустрии. А главное – не хотят понять:
– Потому что иначе давно уже созвали бы круглый стол, собрали всех представителей этой сферы, выслушали и спросили, что делать. И решили совместно. А пока задача лишь одна: чтобы всё проходило через их руки. Мало ли что там показывают! Можно и не дать прокатку, либо убрать всё лишнее, неизведанное, неизвестное для них. Вот и всё – создать такой колпак.
Помимо независимых киносмотров зарубежного кино, пострадают и молодые независимые режиссёры. Им для показа своих фильмов на фестивалях придётся получать прокатное удостоверение – а это немалые трудозатраты и ощутимые для «свободных художников» деньги. Но Алексей Бажин считает, что у них всё-таки есть будущее, хоть и непростое. А вот большинство кинофестивалей, «недель кино» и прочих независимых киносмотров, к которым так привыкли петербуржцы, может пойти «под каток».