В швейцарских Альпах, в живописном местечке Граубюнден, среди скал, на высоте 2300 метров стоит ярко-красная деревянная башня. Удивительное строение – это театр Юлиер, названный так в честь перевала, на котором он находится. Театр был построен директором летнего швейцарского фестиваля Origen Festival Cultural. Здесь, в рамках этого культурного мероприятия проходят перфомансы и выставки. И именно здесь, в красной башне фотограф из Санкт-Петербурга Александр Плотников представил этим летом свой проект The Beat of time.
The Beat of time – это сочетание роскошных интерьеров петербургских дворцов и особняков с искусством современного танца. Для фестиваля Александр Плотников снял одиннадцать разных петербургских танцоров в десяти старинных локациях. В проекте приняли участие представители самых разных жанров современного танца, от contemporary до стрип-пластики.
Среди «танцевальных площадок», выбранных фотохудожником, оказались Таврический дворец, особняк В. П. Кочубея, усадьбы Державина и Елизаветино, Большой Гатчинский дворец, особняк Трубецких-Нарышкиных, Витебский железнодорожный вокзал, Шереметевский дворец и другие шедевры петербургской архитектуры.
В этих «имперских интерьерах» свои перфомансы на камеру Плотникова представили такие танцовщики как Анастасия Вядро – участница иммерсивного шоу «Безликие» и проекта «Танцы» на ТНТ, Александр Челидзе – хореограф, актёр и танцовщик, москвичка Кейко Ли, Клео Архангельская, Инга Энхболд, Константин Зайц и многие другие.
В интервью 78.ru Александр Плотников рассказал, что создать подобный проект предложили ему сами организаторы швейцарского фестиваля.
– Мне предложили сделать проект о дореволюционной России и спросили, что бы я хотел снять. Я изложил им свою идею. Идея заключалась в том, чтобы показать, раскрыть петербургскую архитектуру – то, чего у нас больше всего осталось от царских времён, то, чем мы гордимся, – поделился фотограф.
Плотников выбрал «знаковые локации», а перфомансы для этих локаций определил, по сути, сам формат фестиваля. Александр решил, что раз уж проект будет представлен на фестивале искусств в Красном театре, где проводятся танцевальные спектакли и выступления певцов, логично будет «вписать» в дворцовые интерьеры Петербурга танцоров.
– Но мне хотелось создать диссонанс, хотелось, чтобы что-то цепляло, – отметил фотограф. – Поэтому я решил поместить туда танцоров, которые исполняют современную хореографию: крамп, вог, стрип-пластику.
Именно поэтому проект получился очень многогранным: в нём приняли участие танцовщики самых разных стилей, в разных образах и с разными характерами.
– Я выбирал максимально разношерстных ребят. Хотелось найти очень неординарных личностей. И, в первую очередь, я смотрел на хореографию, – рассказал автор проекта, – Несколько дней я посвятил тому, чтобы пересматривать передачи «Танцы» на ТНТ, отборочные туры, которые проходили в Петербурге. И, соответственно, лазил по соцсетям, по Инстаграму.
Некоторых танцовщиков Александр Плотников знал по совместной работе в «Ленинград Центре», других же нашёл благодаря общим знакомым, третьих – в сети. Например, Александра Челидзе Плотникову посоветовал коллега, который знал хореографа лично и уже работал с ним.
Своим выбором участников проекта фотограф доволен – по его словам, на площадках с таким огромным количеством творческих людей у него, как ни странно, не было конфликтов:
– Ребята, на самом деле, все очень крутые, в том числе и по характеру. Многие даже не особо вдавались в подробности проекта, просто шли и работали, потому что видели, что команда большая, профессиональная. И, в результате, мы всё равно находили общий язык.
А вот с площадками всё оказалось не так просто – культурное наследие у нас охраняется очень суровыми людьми. Разумеется, с администрацией каждого дворца и особняка приходилось официально договариваться, но, в итоге, всё получилось. Правда, некоторым сотрудникам дворцов-музеев проект The Beat of time всё же сломал картину мира.
Особенно запомнились Плотникову съёмки в Гатчинском дворце, где танцевала Анастасия Вядро.
– Там было очень сложно согласовать съёмку, – вспоминает фотограф. – Нам выделили всего несколько залов, хотя дворец огромный. И там была очень напряжённая атмосфера. Когда женщины-смотрители и управляющие увидели Настю на двухметровых каблуках, увидели, как она начала двигаться под лютое техно, как она танцует стрип-пластику, у них глаза, конечно, полезли на лоб.
В этот момент, признаётся Александр, он по-настоящему испугался, что его съёмочную группу попросят «на выход»:
– Мы очень переживали, что нам всё зарубят, скажут: «Ребята, давайте, сворачивайтесь, хватит, мы насмотрелись». Но нет, всё прошло классно! Они увидели, что это красиво. Несмотря на то, что это не соответствует их мировоззрению, это выглядело красиво. И это, на самом деле, очень круто, потому что проект на то и нацелен – показать диссонанс времени. Показать, что молодёжь, которая танцует что-то неординарное – это тоже красиво, это тоже восхищает. Хоть и не укладывается в головах у старшего поколения.
Ещё одна, но на этот раз совершенно неожиданная сложность возникла при съёмках танца петербуржца Александра Челидзе. Его танец снимали в, пожалуй, самой «сложной» в плане организации локации – Таврическом дворце.
– Мы, естественно, со всеми встречались, договаривались перед тем, как проводить съёмки, – вспоминает фотограф. – Там была сложность с тем, чтобы вообще организовать проход, потому что место суперзакрытое.
Однако на месте команда Плотникова столкнулась с другой неожиданной проблемой. В итоговом видеоролике все танцы мы наблюдаем под одну и ту же музыку – под звуки скрипок Паганини. Но во время съёмок, конечно, каждый танцор двигался под собственную музыку.
– Но именно в Таврическом дворце это был вечер, когда репетировала органистка. И она репетировала без остановок. Просто все 4 часа, что мы там снимали, она репетировала. А если репетирует органистка – это значит, что все залы в здании наполняются её музыкой, – поделился Плотников.
Во дворце, наполненном звуками органа, включить другую музыку было невозможно.
– Я подхожу к Александру Челидзе, говорю – вот такая ситуация, не можем мы вам включить музыку. Я, на самом деле, очень переживал по этому поводу, – рассказал автор проекта. – Но Александр обрадовался, сказал: «Мне не нужна другая музыка, я буду танцевать под орган!» Удивительно, что даже такие моменты складывались. Ведь для танцора очень важна музыка, и если бы я туда поставил девочку, которая танцует вог, ей бы наверняка было сложно танцевать под орган.
Весь процесс съёмок, несмотря на разные мелкие трудности и общую сложность, показался фотографу лёгким и приятным.
– Все моменты складывались в единый паззл, и это очень ценно, – отметил автор The Beat of time.
Другие «дворцово-танцевальные» площадки таких трудностей не доставляли, но каждая запомнилась чем-то своим. Так, на Витебском вокзале приходилось снимать среди недовольных перфомансом людей.
– Нам повезло с этой локацией, потому что место реставрировали 16 лет, и только сейчас его закончили, к Чемпионату мира по футболу. И это круто, потому что иначе мы бы там не смогли снимать, – отметил фотограф. – Но, на самом деле, там всё было довольно-таки просто. Несмотря на то, что везде ходили люди и мои продюсеры стояли на нескольких входах, чтобы периодически не пускать их. Люди, конечно, возмущались, говорили – почему мы не можем пройти? Но продюсеры бойко отстаивали проход.
В целом же, администрации петербургских дворцов и особняков отнеслись к проекту благосклонно: «все были довольно лояльны, давали разрешения», отметил Александр. Везде было хорошо, но больше всего Плотникову запомнились съёмки в Пушкине:
– Мы снимали в потрясающем месте – в особняке Кочубея. Администраторы там везде шли нам навстречу. Я сам занимаюсь музыкой, а там стоит безумное количество старинных роялей. Мы разговорились с администратором, и она даже сделала мне комплимент.
Плотников признался, что подобные ситуации его особенно радуют – ведь это значит, что люди у нас настроены не «как-то плохо», а, наоборот, доброжелательно.
Как принимает его проект публика в Швейцарии, сам фотограф не знает. Но всем, кто прикоснулся к нему в Петербурге, он пришёлся по душе.
– Отклик очень хороший, большинству проект понравился – хотя, может быть, до меня просто не доносится ничего плохого. Но хочется, на самом деле, конструктивной критики, – поделился Александр Плотников.
Петербуржец снимает уже восемь лет, три из которых он является фотографом Au Pont Rouge – универмага у Красного моста. Основное направление его работы – это fashion, мода и человеческая красота как таковая.
Помимо Au Pont Rouge, Александр сотрудничал с «Ленинград Центром», Михайловским театром, неоднократно снимал актёров.
– На самом деле, всегда интересно, когда можешь объединять фешн и какое-то иное искусство, – признался автор проекта The Beat of time.
Новых идей у Плотникова немало, но пока модный фотограф хочет отвлечься от людей: ближайшее время он планирует снимать пейзажи в Карелии.