Экономика
11:2112 июня 2018

Какое будущее придумали Петербургу эксперты с «ковчега»?

На этой неделе у берегов Северной столицы бросил якорь корабль «Форсайт-флота». Закончился речной круиз, ставший «интеллектуальным инкубатором», в котором рождалось будущее Петербурга.
Фото: 78.ru

В течение пяти дней представители бизнеса, науки и исполнительной власти совместно разрабатывали идеи, которые должны радикальным образом переломить ход петербургской истории. Без перерывов на отдых 200 человек проектировали Петербург 2035 года. Прежде всего, они искали способ, как горожанам и власти перейти от практики стихийного принятия решений (что особенно ярко видно в транспортной и градостроительной сферах), к планированию на десятилетия вперёд.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

«Форсайт-флот-2018» работал по следующим направлениям: «Медицина», «Туризм», «Безопасность», «Транспорт», «Экология», «Санкт-Петербург — центр индустрии моды». Результатом пятидневного мозгового штурма стали 29 проектных инициатив, из которых после продолжительных обсуждений эксперты выбрали восемь.

Эксперты из области здравоохранения разработали систему реабилитации и профилактики инсульта «Забота». Экологи создали проект, который должен спасти город от мусорной катастрофы. Он направлен на запуск новой модели работы с отходами. Российские инженеры предложили оснастить петербургские дороги устройствами беспроводной зарядки, встроенными в дорожное полотно, чтобы подзаряжать троллейбусы прямо на ходу. Эксперты туристической отрасли разработали проект «туристического убера» Best Petersburg, который позволит петербуржцам зарабатывать, превращаясь в гидов для туристов. Специалисты fashion-индустрии предложили запустить в городе открытый «модный инкубатор», цель которого сделать Петербург столицей индустрии моды, а идеале создать «Золотой треугольник» Париж — Милан — Петербург.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Также в форуме приняли участие сотрудники прокуратуры Санкт-Петербурга, которые в итоге сформировали проект, вошедший в пятерку лучших. Он предполагает создание онлайн-сервиса самоконтроля бизнеса до вмешательства органов контрольно-надзорной деятельности и до применения мер ответственности в отношении субъектов предпринимательства. Такой сервис направлен на снижение административного давления на бизнес. Он позволит сэкономить ресурсы, а также сформирует среду доверия между государством, бизнесом и гражданами.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Часть проектов могут попасть в программу социально-экономического развития Петербурга до 2035 года. Для этого участникам «Форсайт-флота» уже на берегу предстоит не просто убедить город, что проекты действительно необходимы, но и найти тех, кто проголосует за идею рублём, то есть, инвесторов. Но создатели проекта уверены, что желающие поддержать идеи будущего обязательно найдутся.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

О философии проекта рассказал один из разработчиков форсайт-методики, предприниматель, управляющий ряда компаний Олег Гринько.

— Завершился Форсайт-флот 2018, который своей целью ставил формирование образа будущего города 2035 года. Как вам кажется, это удалось сделать?

— По моему мнению, замысел «Флота» — это создание того самого «интима», когда люди друг друга позволяют приблизить в замысел. Вот этот вот «интим» очень важен. Чужие идеи в этом мире никто не реализовывает по своей воле. За чужие идеи и чужие организационные штуки надо обязательно платить. Платить много, тратить много времени. А на «Флоте» происходит нечто другое. Люди, казалось бы, фантазируют, а в реальности они примеряются друг к другу, щупают и трогают за самые мягкие места — за мечты, за надежды. Вот это щупание за мечты и надежды — оно не остается бесследным ни для кого.

Я считаю, что главный замысел «Флота» выполнен, потому что, когда люди говорят не только о своих мечтах, но и о городе, то они мечтают о будущем своих внуков и правнуков, даже если они не знают этих слов. Они все равно мечтают о чём-то большом, что гораздо больше, чем человек или его семья. То есть, они мечтают о том будущем, где есть реально жизнь, где есть реально богатство, красота, безопасность.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Ну, мы так устроены в последние 500 лет, что мы всё время думаем в логике товаров, продуктов, проектов. Это обязательно, без этого мы не можем быть практичными, реалистичными. В этом «Флоте» было сделано самое главное изменение — то, что мы называем инфраструктурным треком — попробовать представить город не как машину, управляющую потоками людей, перемалывающую этих людей в какой-то следующий продукт, в ВВП, и так далее, а попробовать представить, что каждый человек, находясь внутри машины, остаётся человеком. Смотрит на то, что такое эффективность, иначе. Он смотрит на эффективность не как на размер заработной платы или количество приобретаемых благ, а на то, какое у него самочувствие и какие у него отношения с другими людьми. Вот это, мне кажется, самое важное. То есть мы не потеряли материальность, мы не потеряли деньги, не потеряли какие-то наши новые ботинки или нашу мечту сделать свой ресторан или свой туристический проект и, при этом, посмотрели на своё самочувствие и отношения с остальными людьми.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

— Это очень красивые слова и очень красивая метафора, но хочется большей конкретики. Например, петербуржец, который живёт в Купчино в съёмной квартире, у которого зарплата 28 000 рублей, задаст вопрос: «Для чего эти люди загрузились в ковчег, чем они лучше меня, почему они планируют будущее и, самое главное, поговорили, а что мне с того?»

— Ну, первое — эти люди ничем не лучше. Эти люди находятся в другой системе отношений. И я надеюсь, что человек в Купчино, если он прочитал это, увидит там же ссылку, куда он может прийти по адресу и узнать, что это такое — это первый пункт.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Самое важное, первое — это преодоление неведения. Вот неведение — это первый шаг, который нужно преодолеть. Узнать, захотеть узнать, о чём. И для того, чтобы это сделать простому человеку в Купчино, ему нужно преодолеть свою апатию. Апатию и неверие в себя. Без этого никто не сделает его счастливым. И меня никто не сделает счастливым, и вас тоже. Поэтому мы говорим ему, что здесь, в городе есть люди готовые принять его таким, какой он есть, рассказать о себе. А дальше предложить ему дать что-то городу, не нам, дать что-то городу — то, что у него есть — и получить что-то, чего у него нет. И этот обмен может поменять, в принципе, поведение горожан.

Если этот человек сделает простую вещь — начнёт знакомиться со своими соседями по площадке в доме, вместо того, чтобы ругаться на уборщика, возьмёт веник и заметёт, или, соответственно, увидев разбитое стекло (сейчас даже самому вставлять не нужно), напишет на какую-то городскую систему. Город начинается с того места, где человек начинает быть горожанином. Это очень долго, это 20 лет, 30 лет. Мы решили просто начать это делать.

— То есть «Форсайт-флот» приглашает каждого петербуржца присоединиться к команде?

— Конечно, если он готов работать с будущим, со своим личным будущим и следовать простым правилам — не отгрызаю, а соединяю.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

— И последний вопрос — в итоге, каким будет Петербург 2035 года?

— Знаете, Петербургу, как и многим городам в мире, предстоит выбрать новый символ — во что веришь, и чему верен. Я думаю, что Петербург останется верным своей истории. Петербург и люди, которые сюда собрались по случаю прожить свою жизнь, способны будут остаться верными своей истории, несмотря на любые технологические изменения, но при этом не будут ходить в кирзовых сапогах и лаптях, а будут искать тот уровень комфорта, который даёт технологическое развитие. И я уверен, что верить они будут друг в друга — ни во что больше.

ИсследованияЭкологияБизнесЧиновники
Новости партнеров