Идею вывести из центра Петербурга грузовой порт озвучил в очередной раз губернатор города Георгий Полтавченко. Этой теме была посвящена значительная часть интервью, которое глава города дал российским информагентствам накануне ПМЭФ-2018. Учитывая, что там же прозвучало заявление о желании баллотироваться на новый губернаторский срок, это выглядит как часть предвыборной программы Полтавченко. Или как желание войти в историю Петербурга в качестве инициатора крупного проекта городского переустройства. Ведь все крупнейшие проекты, сданные при нынешнем губернаторе (ЗСД, стадион), были заложены его предшественницей Валентиной Матвиенко.
— Порт в его нынешних границах реально поджимают жилые кварталы, и он теряет перспективы развития. А городская инфраструктура получает ненужную нагрузку от работы порта, я имею в виду перевалку грузов и их перевозку через территорию Петербурга. Сегодня грузы из порта едут по городским улицам, они увеличивают трафик, повышают нагрузку на окружающую среду и причиняют неудобства жителям, — объяснил своё предложение Георгий Полтавченко.
По словам губернатора, желающих развивать нынешнюю территорию порта много.
— Там, например, можно построить современный деловой центр Петербурга. Есть и другие идеи, которые, я надеюсь, украсят наш город, — сказал Георгий Полтавченко, не уточнив, о чём идёт речь.
Портовые мощности из центра глава города предложил перенести в Бронку, где недавно заработал новый петербургский порт. Также, по его словам, может рассматриваться порт Усть-Луга в Ленинградской области. Детальную проработку проекта губернатор пообещал начать при разработке нового генплана Санкт-Петербурга. Его планируется утвердить в 2019 году. Правда, ранее этот срок неоднократно переносили. Тем не менее, глава города считает, что вывод порта можно осуществить в обозримой перспективе.
— Самое раннее, когда можно перевести первый и второй грузовые районы, — это 2025-й год. После этого может быть реализован перенос третьего и четвертого грузовых районов, — сказал он.
Первый и второй районы расположены на Гутуевском острове, это относительно недалеко от центра города. Третий и четвёртый районы — южнее, в районе Турухтанных островов.
Транспортную нагрузку на подъездные пути к порту частично снял Западный скоростной диаметр. Но не полностью. Например, грузовики, приезжающие на терминал Святого Петра, расположенный на Канонерском острове, нередко парализуют движение в находящемся здесь же жилом квартале. Мешают развитию города и грузовые железнодорожные пути, идущие из порта.
— Например, наличие порта является препятствием для использования нашей полукольцевой железной дороги внутри города в качестве пассажирской. До тех пор, покуда порт находится в городе, это невозможно, потому что она очень активно используется для транзитного грузового движения, — говорит эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников.
Ещё одна проблема — экология. К примеру, при перевалке угля этот минерал высыпают горами у причалов. Близлежащие жилые кварталы при этом подвергаются воздействию вредной угольной пыли.
С похожими проблемами ранее столкнулись и другие города мира, в итоге осуществившие или осуществляющие перенос портовой инфраструктуры. Достаточно перечислить Гамбург, Барселону, Осло, Хельсинки, Белфаст, Сингапур, Кейп-Таун и т.д.
— Вывод грузовых портов из центров крупных городов — это как минимум общеевропейский, если не общемировой тренд, — говорит Илья Резников.
Георгий Полтавченко не первый, кто поднял эту тему в Петербурге. О переносе порта говорят уже много лет. В 2010 году считалось, что вопрос решён, идею лоббировало подведомственное Минтрансу ФГУП «Росморпорт». Однако в 2011 году руководитель предприятия сменился, и перенос петербургского порта активно обсуждать перестали.
— Здесь не все зависит от города и от решения губернатора. Всё-таки порт — это федеральный транспортный объект, — указывает директор по развитию ИА PortNews Надежда Малышева.
Перенос порта столкнётся с огромным количеством трудностей, говорят эксперты. Во-первых, совершенно неясно, как к этому отнесутся те, кто занимается портовым бизнесом. В первом грузовом районе работают компании, принадлежащие одному из богатейших бизнесменов России Владимиру Лисину. Во втором — структуры крупного холдинга Global Ports Investments, имеющего, в том числе, иностранных акционеров. У Бронки, куда им предлагает переехать губернатор, есть собственный владелец — холдинг «Форум». Свой пул инвесторов присутствует в Усть-Луге.
— Они (компании, работающие в порту Петербурга) должны отказаться от своего бизнеса с тем, чтобы совершенно другой собственник получил дополнительные грузы? — спрашивает Надежда Малышева.
Конечно, можно попытаться принудить предпринимателей. Георгий Полтавченко не зря упомянул генплан. Если в нём пропишут другое назначение земель порта, то вести на нём нынешнюю деятельность будет уже нельзя.
— Я думаю, что это упрощенный взгляд, — возражает генеральный директор консалтинговой компании «Интекон» Игорь Лучков. — Такая работа с арендаторами земли однозначно возможна. А вот с собственниками, если без их ведома меняется функциональное назначение, — это не так просто на самом деле. Здесь возможны и иски со стороны тех структур, которые не согласятся быть убежденными в необходимости переезда.
Скорее всего, власти будут действовать мягче, полагает эксперт.
— У города основной рычаг — это всевозможные налоговые инструменты. А второй рычаг, которым город успешно пользуется — это убеждение. Я думаю, что в этом направлении тоже будет какая-то работа проводиться, — считает Игорь Лучков.
Следующая проблема — транспортная инфраструктура Бронки пока что не готова принять увеличенный грузопоток.
— Самая большая проблема Бронки — это отсутствие нормальных железнодорожных подъездов. Потому что та линия, которая идёт туда со стороны Санкт-Петербурга, не приспособлена для грузового движения вообще. Эта линия электрифицирована под пригородное движение, — отмечает Илья Резников.
Впрочем, вопрос прокладки новой железнодорожной ветки в Бронку сейчас прорабатывается. Другое дело, что её строительство — это дело не одного дня. Наконец, надо будет найти инвесторов, готовых развивать освободившиеся территории. В текущей экономической ситуации это будет непросто, считает Игорь Лучков.
— Сейчас время достаточно сложное для инвестиций в комплексное развитие. С прицелом на будущее — да, можно об этом говорить, если ситуация стабилизируется, — считает эксперт.
Все вышеперечисленное указывает на то, что названный губернатором 2025-й год выглядит очень оптимистично.
— Какой-нибудь европейский город потратил бы на это от 10 до 20 лет, — говорит Илья Резников. — Если, конечно, ударить кулаком по столу и сказать, что срочно надо, то в теории можно и за пять лет. Но вопрос — а не навредим ли мы тогда больше, нежели сделаем хорошо?