Первое упоминание о заселении земли, где сейчас находятся Свердловская набережная, Красногвардейская площадь и устье реки Охты, датировано 1500-м годом в Писцовой книге Водской пятины. Тут было три деревни и село с 18-ю дворами. А через 100 лет на этом месте уже появился целый город Невское устье со своим православным храмом и корабельной пристанью, куда приходили суда из Выборга, Ревеля, Стокгольма и Нарвы.
Примерно в это же время в Выборге в 1609 году был подписан пакет из семи документов между Россией и Швецией — Выборгский трактат об оказании Швецией военной помощи России. Шведы предоставили нам наёмных солдат в обмен на крепость Корелу с уездом. Якоб Делагарди — шведский военный и государственный деятель, под предлогом невыполнения этих самых условий взял и захватил Новгород и ряд других северных городов России, среди которых был уже знакомый нам городок Невское устье.
Местоположение Невского устья оказалось весьма соблазнительным, поскольку позволяло контролировать ижорскую землю и Невскую акваторию. Ко всему прочему, левобережье Охты никогда не затапливает во время наводнений, несмотря на расположившееся рядом Балтийское море. Именно благодаря совокупности всех этих факторов, в 1611 году шведский король Карл IX основал на месте Невского устья крепость Ниеншанц («ниен» — Невский, «сканс» — окоп). А в 1632 году напротив крепости, то есть уже на правом берегу Охты, по приказу короля Густава II Адольфа был основан город Ниен.
Ниен был крупнейшим городом Нотерборгксого лена (уезд в составе Шведского государства), следовательно и центром торговли, ремёсел, земледелия, рыболовства и судовождения, которыми занимались не только шведы, но и немцы, русские и финны. Всё население составляло около 2000 человек. В Ниене было примерно 1000 капитальных построек, а жилых домов и то больше, застройка которых формировалась вдоль реки Охты. Не обошлось без школы, ратуши и торговой площади, а в окрестностях города размещались госпиталь, судостроительные заводы и предприятия. Ну и, конечно, порт, куда же без него в таком-то выгодном расположении.
Кстати! На островах дельты и по берегам рукавов Невы, то есть за пределами городских построек Ниена, шведы построили пригородные усадьбы, одной из которых была усадьба майора Эриха Берндта фон Конау. Когда Ниен уже перешел к России, Пётр I захотел построить свою летнюю резиденцию (всеми любимый Летний сад) именно здесь, так как это было уже готовое и обжитое место.
Вернемся к крепости. Если первоначально она была прямоугольной формы, то в 1643 году на карте устья Невы она уже превратилась в неправильный шестиугольник и вмещала 500 человек. Через 13 лет в 1656 году воевода Пётр Иванович Потёмкин взял Ниеншанц штурмом, однако в последствие крепость всё равно осталась за шведами. Для Швеции — это стало тревожным сигналом, мотивацией дополнить Ниеншанц внешним кольцом укреплений. Поэтому к 1677 году от Невы до Охты были построены ещё и люнеты (открытое укрепление, состоящее из четырёх линий, образующих три исходящих угла) с батареями и рвами. К концу XVII гарнизон крепости имел в распоряжении уже около 80 пушек! Согласно проектам инженера Генриха фон Зойленберга она ещё несколько раз обновлялась, и по итогу представляла собой современнейшее военное сооружение.
Для того, чтобы иметь некое визуализированное представление, давайте остановимся на размерах Ниеншаца: диаметр крепости составлял около 245 м, ширина бастионов — 60 м, стены между ними были около 50 м длину. Ширина валов — 19 м, а ров — 28 м. Вот такая геометрия!
25 апреля 1703 года вокруг крепости Ниеншанц русские установили 19 пушек и 13 мортир. Шведы, конечно, и не думали сдаваться, и тогда мы начали обстрел, после которого Ниеншанц превратилась в Шлотбург (нидер. Slotburg — замок-город). Но Пётр I слишком быстро расслабился: уже через пару дней два шведских корабля — шнау Астриль и галиот Гедан (остальные семь «струсили» и остались в устье Невы) вошли в Неву. В полночь под командованием Петра I и Меншикова навстречу вражеским кораблям поплыли наши лодки, вооружённые мушкетами и гранатами — противник потерпел поражение. Теперь помимо крепости Шлотбург, у Петра I было два военных корабля для будущего балтийского флота и освобождённый морской путь.
Казалось бы, для Петра I всё сложилось как нельзя лучше — бери и строй на месте Шлотбурга город. Но Пётр, как мы знаем, не был дураком — он понимал, что удалённость крепости от Балтийского моря может сыграть против него, ведь новый город будет сразу отрезан от Финского залива, если кто-нибудь овладеет устьем Невы. Поэтому местом строительства новой крепости стал Заячий остров, где через месяц после сражения за Шлотбург (27 мая 1703 года) была заложена Петропавловская крепость.
В 1717 году Шлотбург была разрушена, а на её месте Пётр захотел разбить огород — Канецкий питомник с парниками, садами и оранжереями. Вскоре на месте садов были построены Охтинские верфи.
В 2006 году провели конкурс на лучший проект здания« Газпром-Сити». Было принято решение возводить «Охта-центр» на месте шведской крепости Ниеншанц, но на этапе подготовительных работ обнаружилось огромное количество археологических артефактов. Конечно, все жители и ряд специалистов были против застройки исторического памятника, и девелоперам пришлось отказаться от проекта.
Здание штаб-квартиры «Газпрома» перенесли в Приморский район на Лахтинский проспект, поэтому и называется «Лахта Центр». В январе оно официально признано самым высоким зданием в Европе.
В 2003 году в честь 300-летия Санкт-Петербурга по адресу Английская Набережная №6 открыли Музей-крепость, где вы можете посмотреть на исторические материалы и экспонаты, найденные при раскопках в устье реки Охты.