Изначально переезд правительства и госучреждений в Москву задумывался лишь как временная мера. Петроград как «колыбель революции» никто не собирался лишать столь важного статуса. Но «гостевание» в Белокаменной затянулось, как это часто бывает в России. По всей видимости, навсегда.
Официальной причиной переезда была названа угроза нападения со стороны главного на тот момент зарубежного врага – Германии. Первая мировая война, «подложившая хвороста» в революционный костёр, к 1918 году стала угрожать самому существованию новорожденной страны.
На самом деле, план временного переноса столицы в Белокаменную появился ещё при императоре. Предполагалось, что такой «ход конем» разгрузит Петроград от чрезмерного количества военных, собирались перевезти и часть госучреждений. Но при Николае II план этот осуществить не удалось.
Позже за переезд в октябре 1917 выступило правительство Керенского. Но большевики шумно воспротивились этой инициативе, заявив, что такая перестановка равносильна сдаче «красного Питера» иностранному врагу.
В 1918 году, однако, необходимость переезда стала окончательно очевидна. К концу февраля немецкая армия подошла практически вплотную к Петрограду – лишь несколько десятков километров отделяли её от черты города. К тому же, пугала и близость Балтики. Море было ещё одним опасным направлением, с которого на столицу мог обрушиться удар.
Была и другая причина, которую официально не озвучивали и не афишировали. В постреволюционном Петрограде происходило не только бурное развитие и становление нового мира торжествующего пролетариата, но и брожения иного характера.
Сложной обстановкой были недовольны все, от мещан до того самого пролетариата, ради которого официально всё и затевалось. А практически сразу после Октябрьской революции в городе развернулся «контрреволюционный саботаж» – бойкот Советского правительства госслужащими.
Чиновники министерств массово подавали заявления об отставке, запирались в кабинетах, прятали важнейшие документы. Забастовал и Госбанк вместе с казначейством, что особенно болезненно сказалось на работе большевистского правительства.
В итоге, лишь в январе 1918 года саботаж был окончательно сломлен. Но к этому моменту случилось другое пугающее событие – покушение на вождя и главную икону пролетариата.
Первое покушение на Ленина произошло 1 января 1918 года (14 января по новому стилю). В тот вечер Владимир Ильич ехал с митинга в Михайловском Манеже в Смольный. Когда автомобиль вождя отечественного пролетариата – французский Delaunay-Belleville – пересекал мост через Фонтанку, он подвергся обстрелу. В машине вместе с Ильичом находился Фриц Платтен, социал-демократ из Швейцарии. Он успел прикрыть вождя, но сам был ранен – правда, не тяжело.
Позже о своей причастности к организации этого покушения заявил князь Шаховской, находившийся в эмиграции. Для этих целей, рассказал высокородный эмигрант, он не пожалел полумиллиона рублей.
В целом обстановка в красном Петрограде была крайне неспокойная: то тут, то там вспыхивали забастовки голодных рабочих (паек на тот момент уменьшился до 120 грамм хлеба в день), город наводняли дезертиры и мародёры. Матросы и солдаты ощущали себя чрезмерно вольно.
В таких условиях легко могла зародиться новая контрреволюционная волна. Но этого допустить было уже нельзя.
Операция по переносу столицы проводилась в обстановке строжайшей секретности. Переезд устраивал бывший генерал-лейтенант Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич – именно он предложил Ильичу уехать в Москву в конце февраля. Экс-генерал Царской России подошел к делу исключительно серьезно, обставив все под покровом глубокой тайны.
Конечно, информация о переезде просочилась в народ – но Бонч-Бруевич умело распространял и дезинформацию. Согласно легенде, правительство собралось перебраться в Нижний Новгород. По некоторым данным, этот миф предотвратил покушение на Ильича на железной дороге.
Во время подготовки поездов распространяли разные слухи об их назначении. Говорили, к примеру, что снаряжают врачей на фронт. В то время, как готовился спецсостав в Москву, в сторону Поволжья собирались отправить другой поезд – «для народных комиссаров».
В итоге, всё советское правительство погрузилось в спецпоезд тайно 10 марта. Вагоны стояли на путях с плотно задернутыми шторами, свет в купе также не зажигали. Прямо так, в полной темноте, тишине и строжайше секретности «литерный» поезд № 4001 с Советским правительством и вождем двинулся в сторону новой столицы. Переезд стартовал в 22 часа 10 марта со станции «Цветочная».
Но в пути не всё было гладко. По дороге «поезд особого назначения», в одном из вагонов которого ехал Ильич, столкнулся с проблемой в виде товарного состава, наполненного дезертирами-анархистами. Поезд этот шел вне всякого расписания и потому его появление никто не предусмотрел.
Ночью в Малой Вишере «поезд дезертиров» остановили, а его пассажиров разоружили и заперли в вагонах. Под защитой пулемётов «правительственный состав» проследовал в сторону Москвы.
Вечером 11 марта Владимир Ильич и члены Совета народных комиссаров прибыли в Москву, на Николаевский вокзал. Ленина повезли в гостиницу «Националь», а в народе распространили информацию о том, что вождь прибудет в новую-старую столицу лишь на следующий день, 12 марта.
Однако 12 марта было официально объявлено на весь мир о переезде правительства, всех органов власти и самого вождя в Москву. А вместе с ними перекочевал из Петрограда и статус столицы.
Через несколько дней, 16 марта 1918 года было опубликовано Постановление чрезвычайного IV Всероссийского съезда Советов «О перенесении столицы».
«В условиях того кризиса, который переживает русская революция в данный момент, положение Петрограда, как столицы, резко изменилось. Ввиду этого съезд постановляет, что впредь до изменения указанных условий столица Российской Социалистической Федеративной Советской Республики временно переносится из Петрограда в Москву», – гласил текст Постановления.
Условия изменились, но политическая столица остается в Москве до сих пор.