Пьеса Джонатана Гарфинкеля вновь собрала полный зал в Петербурге. Ранее постановка «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост Кабаре» вызвала бурные обсуждения и неоднозначную реакцию в Германии, Канаде и Америке. Создатели перформанса за два часа заново пересматривают всю историю XX века.
В центре сюжета — реальный судебный процесс над украинцем, которого в 1942 году завербовали нацисты. После войны Иван Демьянюк эмигрировал в США и стал Джоном. Но бегство не спасло от расплаты. Почти полжизни бывшего надзирателя лагерей смерти Собибор и Майданек судили. В 2011 году Мюнхенский суд признал украинца Демьянюка виновным в расправах над узниками концлагерей. Причастность Демьянюка к смерти почти 30 тысяч узников стала фактом. Но пяти лет тюрьмы он все-таки избежал — умер от старости.
В Петербурге зритель впервые увидел постановку в прошлом году. Накануне необычный перфоманс снова собрал зал.
Примечательно, что арт-пространство, в котором проходит спектакль, фактически не имеет границ между сценой и залом. Это обеспечивает мощный эмоциональный контакт между актерами и зрителями и создает невероятно правдоподобную историю.
По словам режиссера, актеры нашлись сами — именно те, кто готов был к такому материалу. Исполнитель главной роли признается — на роль уходит огромное количество физических и психических ресурсов.
Спектакль напоминает музыкальное шоу, в котором факты истории смешиваются с юмором, песнями и колким обращением к залу.
Большинство зрителей пришли на постановку по рекомендациям, кого-то зацепило громкое название. Сюжет и идея словно бы выпали из поля зрения петербуржцев.
Глубина понимания режиссерской задумки у каждого своя и каждый сам решает, где проходит грань прощения и наказания, кто виноват — отдельный человек или система, что можно забыть, а что навечно останется шрамом на сердце и как жить дальше со «звериной» природой человека внутри.