Государственное предприятие «Пассажиравтотранс» не вернулось к условиям обслуживания перевозчиков, которые действовали до 1 августа прошлого года. Хотя к этому компанию официально призывала антимонопольная служба, которая усмотрела в действиях оператора признаки нарушения Закона о конкуренции. Согласиться с доводами защитников конкуренции в «Пассажиравтотрансе» не смогли и намерены отстаивать свои права в суде, передает корреспондент 78.ru.
На предприятии уверяют, что федеральное законодательство предписывает установление единых условий для всех перевозчиков, что и было сделано «Пассажиравтотрансом» путем заключения с перевозчиками новых договоров на вокзальное обслуживание. При этом владелец вокзала вправе устанавливать тарифы на услуги по своему усмотрению. Поэтому предприятие не может согласиться с тем, что в его действиях содержатся нарушения.
Обсуждение вопроса пока только набирает ход, но от его итогов зависит очень многое. Дело в том, что «Пассажиравтотрансу» принадлежит единственный в черте города автовокзал – на Обводном канале. Там сейчас здесь обслуживаются больше 120 компаний-перевозчиков, которые связывают Петербург с Финляндией, странами Прибалтики, а также Москвой и другими городами России.
— Автобусный вокзал на Обводном канале строился в 1963 году, а проектировался в конце 50-х. Количество подвижного состава с середины прошлого столетия несопоставимо с количеством подвижного состава междугороднего автобусного сообщения сегодня, — отмечает председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев.
Результат можно видеть здесь и сейчас: для многих путь к дальним городам и странам начинается с полосы препятствий по дороге на автовокзал.
Трудности пассажиров дают почву для процветания нелегальных перевозчиков. По оценкам специалистов, на их долю приходится четверть всех доходов от перевозки пассажиров по Ленинградской области. «Бомбилы» легко находят новых клиентов, поджидая их в более удобных местах и предлагая дешевый проезд.
Городские власти видят проблему и согласны, что Петербург нуждается в дополнительных автобусных площадках. Крупный транспортный узел должен появиться возле станции метро «Парнас». Сейчас здесь даже без нового здания автовокзала каждый день обслуживают маршруты в границах Ленобласти.
Однако к строительству автовокзалов инвесторы подходят с особой осторожностью. Вернуть вложенные деньги, да еще и с прибылью, теоретически возможно. Для этого необходимо предусмотреть торговые точки или востребованные услуги. На деле же ситуация выглядит не так оптимистично.
— Это полностью его инвестиции. Зарабатывать он сможет на продаже билетов, на вокзальном обслуживании. От области — только наше радушие и те требования, которые мы будем ему предъявлять, — поясняет заместитель начальника управления Ленинградской области по транспорту Александр Присяжнюк.
Пассажирам появление нового автовокзала принесет не только удобство, но и выгоду. В истории пригородных перевозок уже есть примеры, когда стоимость проезда до Выборга и Светогорска значительно снижалась в результате конкурентной борьбы. Сейчас же миллионы пассажиров, следующих от Обводного канала в другие города и страны, моментально ощущают на себе любой материальный каприз владельца автовокзала.
— «Пассажиравтотранс», пользуясь тем, что он монополист в обслуживании межрегиональных маршрутов, активизировал свою деятельность по поднятию цены для перевозчиков, которые выполняют пассажирские перевозки на межрегиональных маршрутах, и остаться без автобусного вокзала они не могут, не имеют права, — отмечает Василий Киселев.
Перевозчик не имеет права, а у пассажиров — нет выбора. В ближайшее время возможна только реконструкция автостанции «Северная». Доступ к ней есть у многих жителей Петербурга и Ленобласти. И в будущем, как планируют власти 47-го региона, этот автовокзал станет эталоном любого транспортного узла.