Петербуржцев чаще всего подводит сердце. Такой печальный вывод можно сделать из свежих данных Петростата, опубликованных на днях. Среди всех недугов, оказавшихся причинами смерти жителей Северной столицы, болезни системы кровообращения «побеждают» с огромным отрывом.
Всего, по официальной статистике, за январь-ноябрь 2017 года Петербург лишился 55 657 собственных жителей. Из них от проблем с сердцем и сосудами умерли 31 209 человек – значительно больше половины.
При этом, второй по значимости фактор отстаёт от болезней сердца весьма ощутимо. Речь идёт о смертности от новообразований. Онкологические заболевания унесли за означенный период 12 431 жизнь.
Тем не менее, и сердечные болезни, и онкология за прошедший год «сбавили обороты». В целом, смертность в нашем городе снизилась – за 2017 год Петербург лишился на 1,4 % меньше собственных жителей, чем в 2016.
Можно ли это считать плюсом? С одной стороны – без сомнения. С другой, однако, это означает, что наш город становится всё более пожилым. Дело в том, что рождаемость в Северной столице не только не повышается – она ощутимо падает. За прошлый год в городе родилось на 10% меньше маленьких петербуржцев, чем за 2016.
О том, почему сердце так плохо служит нашим горожанам, а также какие ещё болезни лишают нас жизни, мы поговорили со специалистами: профессором СПбГУ, доктором медицинских наук Всеволодом Цинзерлингом и директором Петербургского медицинского форума Сергеем Ануфриевым.
Сердечно-сосудистые заболевания – это проблема не только Петербурга, но и всей России, отметил профессор Цинзерлинг. А по словам Сергея Ануфриева, болезни сердца возглавляют пятёрку мировых недугов, убивающих людей на планете.
Однако Всеволод Александрович отметил, что цифры, озвученные социологами, могут быть не вполне корректны:
– С одной стороны, у нас этих заболеваний больше, с другой стороны, цифры зависят от условий учета. У нас, когда умирает пожилой человек, очень часто смерть относится к классу болезней сердечно-сосудистой системы почти автоматически.
Одной из главных причин такой распространённости болезней сердца является, по мнению специалистов, нерациональное питание. Среди других причин можно назвать зашкаливающий в современном мире уровень стресса, а также не слишком хорошую городскую экологию.
Среди рекомендаций по профилактике доктор Цинзерлинг в первую очередь указывает то самое «рациональное питание». Сохранить здоровое сердце, питаясь вредной пищей, практически невозможно, уверены медики. Кроме того, Сергей Ануфриев рекомендует: здоровое сердце требует как минимум 30 минут физической активности в день.
Умирают петербуржцы и от инфекций. Конечно, количество летальных исходов в этом сегменте не сопоставимо со смертями от инфарктов – и, тем не менее, более тысячи человек в 2017 году погибли именно от этого фактора. Статистика меняется не очень ощутимо – за январь-январь 2017 от инфекционно-паразитарных болезней всего погибло на 11 человек больше, чем за тот же период 2016.
Профессор Цинзерлинг отмечает, что среди инфекционных заболеваний лидируют по смертности в Петербурге три недуга.
– На первом месте сегодня – ВИЧ-инфекции. Далее довольно высокие цифры сохраняются по туберкулёзу. Также в Петербурге относительно часто регистрируется хронический вирусный гепатит. Это три крупных инфекции, которые статистически значимы, – рассказал специалист.
Ситуация с ВИЧ-инфекциями в нашем городе особенно неблагоприятная, отметил Всеволод Цинзерлинг. Количество больных вирусом иммунодефицита увеличивается, а сама проблема ВИЧ ещё очень далека от решения.
Что же касается смертности от гриппа и ОРВИ – профессор отметил, что в начале и конце 2017 года, а также в 2018 году летальных случаев зарегистрировано в Петербурге не было.
– Будем верить, что здесь сыграли свою роли и препараты, и квалификация врачей, и весьма возможно, изменения свойства вируса, – отметил эксперт.
При этом, перед самыми распространёнными штаммами наиболее уязвимы дети и старики – те, у кого либо уже слишком слаб, либо ещё не сформирован иммунитет. Это подчеркнул и Сергей Ануфриев. Но есть штаммы с особыми, необычными вкусами. Так, вирус свиного гриппа поражал в первую очередь людей с избыточным весом, больных диабетом и беременных женщин.
– Причём люди этой категории были среднего возраста, детей не было совсем, стариков очень не много. До конца это всё не понятно, – разводит руками профессор Цинзерлинг.
Что касается каких-то экзотических инфекций, привезённых из тёплых стран, – смертность здесь практически нулевая. По словам экспертов, за последние три года был зарегистрирован лишь один случай смерти от малярии.
– Если мы говорим о поездках в тропические регионы с другим климатом, то какие-то не совсем понятные заболевания встречаются, но случаев, угрожавших жизни, мне не известно, – подчеркнул Цинзерлинг.
Но часто петербуржцы сами подрывают свой иммунитет, заявил Сергей Ануфриев.
– Люди, бесконтрольно принимая антибиотики, приходят к тому состоянию, что лечение банальной инфекции не приносит результатов – рассказал врач. – У людей катастрофически ослабевает иммунитет.
Какие инфекции поджидают нас в будущем? Это, увы, неизвестно.
– Иногда появляются те, кого совсем не ждали, – предостерегает профессор Цинзерлинг. – Не исключено, что может появиться какой-то новый вирус. Мы пережили в начале 90-х подъём тяжелейших форм дизентерии. Она, конечно, ушла, но это не значит, что она не придёт снова.
Цинзерлинг отметил, что мы не можем предотвратить возвращение ни одной болезни, кроме натуральной оспы – практически любая инфекция, изменившись до неузнаваемости, может снова «выкосить» толпы людей.
Без сомнения, одной из самых страшных болезней нашего времени, убивающих огромное количество людей, можно назвать рак. От онкологии в Петербурге умирают тысячи людей – и пока решить эту проблему не удаётся. Если профилактика болезней сердца всегда в руках человека, то рак и поныне неуправляем. Более того – онкология молодеет.
– Конечно, рак – это удел взрослых, но на сегодняшний день несколько участились случаи злокачественных опухолей и у детей. Поэтому нельзя сказать, что это только «взрослая» болезнь, – прокомментировал проблему профессор Цинзерлинг.
Помимо этого, объяснить генезис рака чаще всего очень сложно. Онкология по-прежнему непредсказуема.
– Для появления многих опухолей имеют значения факторы внешней среды, курение и прочее, но свести причины рака исключительно к внешним факторам нельзя. Для многих опухолей изменение частоты до сих пор остаётся не до конца прояснённым, – сообщил профессор. – Да, некоторое учащение наблюдается. Но ответить на этот вопрос на 100% – значит, претендовать на Нобелевскую премию.
Около 2 500 человек в прошедшем году скончались также от болезней органов пищеварения. Но тут речь идёт вовсе не о язве желудка, как может показаться на первый взгляд.
– Летальных исходов от язвы очень немного, они погоды не делают. К болезням органов пищеварения относятся гепатиты и циррозы печени, – объяснил Цинзерлинг. – Таких случаев много. И, наконец, стали учащаться неспецифический язвенный колит и болезнь Крона. Вообще, к болезням органов пищеварения относится очень большое количество заболеваний, но наибольший «вклад» в статистику вносят поражения печени и кишечника. Раньше они были казуистическими, а сейчас – они дают статистику.
А это значит, что болезней, доводящих нас до смерти, становится больше. И дожить до старости оказывается всё труднее.