Вузы нашей страны «размазывают» рынок труда, набирая чрезмерное количество будущих юристов и экономистов, уверена Наталия Наумова. При этом, по данным представителя Рособрнадзора, качество подготовки последних серьёзно хромает.
Интересно, что разговоры о перенасыщенности рынка специалистов молодыми юристами и экономистами ведутся уже более десяти лет. Так, ещё в 2007 году Владимир Путин на встрече Совета законодателей, по сообщениям СМИ, заявил: стране нужны инженеры и представители рабочих специальностей. А вот экономистов и юристов уже тогда было в два раза больше, чем требуется.
Позже, в 2011 году Дмитрий Медведев на встрече с вице-премьером Александром Жуковым также отметил, что юристов и экономистов у нас слишком много, а вот инженеров – откровенный недобор. И вот сейчас, в 2018 году ситуация, кажется, ничуть не изменилась.
Почему студенты продолжают штурмовать юридические и экономические факультеты, несмотря на заявления столь высокопоставленных лиц? И что с этим делать?
Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов заявил в интервью 78.ru: хороший юрист в Петербурге всегда найдёт работу.
- Мой опыт общения с работодателями, коллегами-юристами показывает, что они испытывают серьёзную нехватку кадров, но кадров очень квалифицированных. Сегодня многие вузы готовят юристов, но качество этой подготовки, увы, оставляет желать лучшего. И вот именно эти специалисты, действительно, с трудом находят себе работу.
Это, по словам Сергея Белова, вполне оправданно.
- Основная проблема здесь в том, что государство часто выделяет большое количество бюджетных мест тем вузам, в которых нет хороших научных школ и недостаточно методик обучения, – объясняет декан юридического факультета. – Такие вузы порой даже не могут нормально организовать практику. В результате, они выдают дипломы о юридическом образовании тем, кто, в действительности, не готов к профессиональной деятельности.
Слова Сергея Белова о потребностях петербургских работодателей подтверждает Александр Ходачек, президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессор и доктор экономических наук. По словам руководителя петербургской «Вышки», запрос на хороших юристов и экономистов в Северной столице не снижается. Вот только и требования у работодателей весьма высоки:
- У нас очень многоотраслевая экономика. Юристы нужны практически в любой компании. Это претензионная работа: заключения договоров, суды, правильное толкование нормативов и так далее. Экономисты тоже. Расчет цены товара, определение прибыли, формирование финансового плана, экономическая программа – всё это работа экономиста. А ведь у нас масса страховых компаний, банков, промышленных предприятий. И всем им требуются экономисты. Вопрос только в качестве этих специалистов!
Декан юридического факультета ЛГУ имени Пушкина Елена Гоголевская, как и её коллеги, считает, что «передозировки» истинных профессионалов в городе и области нет.
- У нас переизбыток юристов, но профессионалов мало, – заявила Елена Борисовна.
Но такое положение, считает преподаватель, сложилось не только в сфере юриспруденции – это общая проблема современного образования. Что же касается трудоустройства собственных выпускников – Гоголевская заявила, что в ЛГУ им. Пушкина таких проблем нет:
- У нас достаточно много заявок на специалистов юриспруденции. Нужны судебные приставы, юристы в правоохранительные органы, юрисконсульты в различные организации. Трудоустраиваются с нашего факультета все, но как жизнь потом расставит точки над «i»– это зависит от их навыков, знаний, умений и профессиональной подготовки.
А вот Александр Ходачек рассказал, что менее 30% выпускников петербургских вузов работает «непосредственно по профилю». Впрочем, в реальности, считает профессор, дела обстоят не совсем так, как заявила замглавы Роспотребнадзора.
- В период реформы все бюджетные места в непрофильных вузах по гуманитарным направлениям – это и экономика, и юриспруденция, и, в некоторых случаях, филология – были ликвидированы. И это уже существенно сократило приём, – уточнил руководитель НИУ ВШЭ.
Поэтому, очевидно, нельзя говорить о том, что количество невостребованных юристов и экономистов растёт в геометрической прогрессии. С другой стороны, конечно, никто не может запретить студентам обучаться на платной основе.
- Образование, как и рынок труда, представляет сейчас конкурентную среду, – считает Сергей Белов. – И если студенты идут и платят деньги – это можно считать оправданным.
«Инженерный голод» не исчезает в стране уже много лет. Специалисты технических направлений нужны всё больше, и это подтверждают руководители вузов.
- У нас прежде всего не хватает инженерных кадров и кадров, которые требуются на предприятиях реального сектора экономики. В первую очередь, речь идёт о машиностроении, судостроении, радиоэлектронике. аэрокосмической промышленности, – рассказал Александр Ходачек. – Достаточно прийти в тот же Военмех и посмотреть, что на кафедрах огромное количество объявлений: «Требуются студенты 4-5 курсов». Там нет проблем с трудоустройством. То же самое в Политехе, Корабелке.
Кроме того, нужны медицинские работники, врачи общей практики, терапевты, в первую очередь – детские, сообщил президент «Вышки».
Среди самых востребованных «профессий будущего» Александр Михайлович назвал все направления в информационных технологиях, дизайне, а также таких прикладных дисциплинах, как, к примеру, математическая лингвистика. Восточные языки – тоже востребованное направление. И, конечно, менеджмент.
Разумеется, никто не может запретить студенту учиться просто «ради корочки». Ведь общий настрой «просто получить диплом» – главная причина, по которой абитуриенты идут в ненадёжные вузы. В целом же настрой на экономическое и юридическое образование проистекает от уверенности в престиже профессии, от мечтаний о высоких доходах, а также – как ни странно – от «стадного чувства». Если все идут на юрфак, то почему бы и мне не пойти?.. Возможно, проблему переизбытка юристов и экономистов решит не только высокая планка вузов, но и развитие системы профориентации.