Прямой эфир

Почему петербургские власти выгоняют пешеходов с улиц

Александр Саблин
17 января 2018, 13:50
В Северной столице обещают строить пешеходные зоны и умные остановки. Но на практике город захватывают автомобили, их количество стремительно растет. 78.ru нашел четыре причины, по которым благие начинания в интересах пешеходов оборачиваются крахом.
Фото: globallookpress.com/ Aleksandr Schemlyaev

Пешеходные зоны строят без изюминки

В Смольном в прошлом году официально признали проблему и пообещали в ближайшие пять лет сделать город удобнее для пешеходов. В приоритете, как водится, популярный среди туристов центр, но это уже кое-что. Для этих целей осенью утвердили Концепцию развития пешеходных пространств и маршрутов. И сразу же приступили к реализации. На средства «Газпрома» были обустроены пешеходные зоны на Большой Морской и 1-й Советской, которая находится в процессе превращения в Рождественскую.

Но пока чиновники, кажется, так и не ответили на вопрос, а что же теперь на этих улицах делать пешеходам. На стадии конкурса по Большой Морской обсуждались купол с копией Сикстинской капеллы, удобная мебель и выставки/инсталляции/представления. От капеллы отказались ради сохранения исторического облика, сидеть в результате придется на граните, видимо, ради вандалоустойчивости, а креативная программа пока остается лишь в задумке. В итоге участок улицы по старинке проходят мимо, чтобы попасть на Дворцовую.



На 1-й Советской со скамейками все в порядке, а скоро там должна появиться металлическая карета. Но пока заняться и в этом месте особо нечем. Разве что сидеть и пить пиво со скучающим взором, но это исключительно летняя программа. К тому же аморальная и незаконная. В отличие от Малой Садовой новые пешеходные зоны не могут похвастать ни привлекательным наполнением, ни большим количеством мест притяжения вроде популярных кафе, магазинов, музеев.

А еще в Петербурге до сих пор нет полноценных прогулочных набережных.

Новые кварталы возводят по шаблону

В Петербурге с недавних пор действуют строгие нормативы градостроительного проектирования. Девелоперов обязали соблюдать множество показателей, начиная от количества парковочных мест и заканчивая доступностью социальной инфраструктуры. Строители жалуются, что документ привел к удорожанию проектов и, как следствие, жилья. Но это далеко не единственный его недостаток. Еще одна проблема состоит в его чрезмерной лаконичности.

В каждом новом дворе сейчас строят детскую площадку. Во многих старых дворах сделали такие же площадки. Абсолютное большинство из них рассчитано на детей дошкольного возраста. Даже младшим школьникам среди этого бесконечного однообразия лесенок, каруселек и качелей заняться зачастую уже нечем, не говоря уже о подростках и тем более взрослых. Сравнительно недавно внутриквартальные дворы были центром притяжения для всех, а отсутствие инфраструктуры не мешало делить пространство между бабушками на скамейках, любителями «забить козла», подростками с мячом и детьми в песочницах. Теперь же разве что «спортсменам» местами повезло. Но даже им в большинстве районов найти рабочую и залитую льдом хоккейную коробку практически нереально.

Город не для колясок

Но и малышам в Петербурге живется непросто. Дело в том, что коляска до сих пор остается крайне неудобным средством передвижения. И проблемы начинаются уже с выезда из подъезда. В переполненных дворах обязательно кто-нибудь припаркуется как раз на месте съезда. Многие улицы до сих пор не приспособлены для подобного «полупешеходного» вида транспорта, не говоря уже о магазинах и других заведениях.

Но все это хоть как-то поправимо, когда речь идет о колясках с детьми. Ребенка в конце концов можно взять на руки. Куда тяжелее приходится в городе на Неве инвалидам. Всего их 700 тысяч, и почти двадцать тысяч передвигаются на колясках. Но часто ли вы даже в летнее время года встречаете колясочника, который совершает самостоятельную прогулку? Даже по кварталу, не говоря уже о том, чтобы съездить куда-нибудь в центр на экскурсию на автобусе.

Фото: flickr.com
Фото: flickr.com

Технологии остаются на бумаге

В Смольном далеко не первый год заявляют о заботе о пешеходах и пугают автомобилистов различными новшествами. Их выдавливают из центра, вытесняют на платные трассы, гоняют эвакуаторами, сносят гаражи. Да даже транспортный налог берут максимально допустимый федеральным законодательством. Быть автовладельцем становится все менее удобно. Но вот большой вопрос – кто от этого в выигрыше?

Фото: www.flickr.com/Jesse4870
Фото: www.flickr.com/Jesse4870

Ведь у автомобилистов нет альтернативы в виде комфортного и удобного общественного транспорта. Многие повседневные маршруты можно совершить только с помощью нескольких пересадок с одного вида транспорта на другой, а время ожидания зачастую составляет 20-40 минут. Водителей коммерческих маршрутов до сих пор так и не приучили принимать «Подорожник». А «умные остановки» с табло, показывающим интервалы движения, обсуждают уже два года, но пока они так и остаются в проекте. Единственная появилась у «Гостиного двора».

Когда-то Георгий Полтавченко обещал сделать развитие метро одним из своих приоритетов, но этот самый удобный вид транспорта строится медленно. И это совсем неудивительно. Деньги, которые можно было тратить на развитие общественного транспорта, Смольный расходует на субсидию на перевозки. Она составляет почти 40 млрд и значительно превышает бюджет развития метро. Все это делается, чтобы сдержать рост цен на проезд, но почему-то совершенно не помогает.

Результаты красноречиво отражает статистика. В прошлом году количество зарегистрированных в Петербурге автомобилей достигло 2,4 млн. Только за год прирост составил 16%. Горожане вполне ясно голосуют рублем, стремясь по возможности перейти из ущемляемой категории пешеходов в модный разряд автомобилистов.