В первой половине декабря умы петербуржцев всколыхнула чудовищная новость: вандалы изуродовали русалку, «живущую» на Садовой улице, 25. Барельефы с головами девушек, украшающие Дом Николаевых в центре города, подвергались нападениям хулиганов не раз: томным красавицам замазывали глаза краской, красили губы и оставляли жирные следы от поцелуев на щёчках. Случались и несчастья посерьёзней.
В этот раз горожане заметили огромную трещину, рассекающую голову одной из русалок надвое. Однако позже градозащитники заявили, что вандалы здесь ни при чём – по их мнению, трещина появилась из-за плохо проведённых ранее реставрационных работ. Именно поэтому барельеф XVIII века отошёл от стены.
Некие доброжелатели решили по-своему отремонтировать бедную девушку, замазав щель на её голове раствором. Одобрить такой поступок всё же нельзя – в конце концов, реставрацией должны заниматься профессионалы. Так посчитали и представители КГИОП, которые направили в полицию заявление для установления личностей «самопровозглашённых реставраторов». Им теперь грозит административное наказание.
Но проблема в том, что надеяться в нашем городе на «профессиональную реставрацию» – удел мечтателей…
К несчастью, русалка на Садовой – не единственная жертва беспощадных петербургских «реставраторов». Другой «медийной личностью» стала вдруг два года назад нимфа музыки, украшающая «Дом печального ангела» – здание на улице Восстания, 19. Доходный дом Пантелеймона Бадаева, о котором идёт речь, был построен в 1904 – 1906 годы и совершенно точно является охраняемым памятником – правда, региональным.
Лик дома украшают с разных сторон сразу несколько нимф. Среди них – нимфы скульптуры, живописи и музыки, а также крылатая женская фигура, которую и называют «печальным ангелом». К слову, в 1907 году проект этого дома получил серебряную медаль на городском конкурсе фасадов.
Само здание имеет два фасада – со стороны улицы Восстания и со стороны Жуковского. Помимо ангелов и нимф, стены украшают розы и замысловато свёрнутые ветви, орлы и совы, ангелы и женские головы… В общем, рассматривать это произведение архитектурного искусства в стиле модерн можно бесконечно. Правда, на одном из фасадов взгляд будет бесконечно спотыкаться о самую некрасивую из нимф – ту самую «степную бабу», как окрестили её петербуржцы.
На изуродованное лицо жители города обратили внимание после реставрации 2013 года. Однако в КГИОП заявили, что красотка уже была изуродована до начала работ – такой она якобы была последние лет 35. Но во время реставрации приводить нимфу в порядок никто не стал: её просто покрасили, сдали и приняли. Как была. Всех всё устроило.
Помимо нимф и русалок в Северной Венеции часто страдают ангелы и амуры. Так, в скором времени после скандала со «степной бабой» горожане заметили её «сына» – ангела, подозрительно напоминающего нимфу с Восстания уникальным выражением лица.
«Страшного мальчика» нашли на Невском проспекте, 66 – он украшает фасад Дома Лихачёва. Причём с ним соседствует его близнец, лицо которого таким изменениям не подвергалось.
Этот мальчик, как заявили специалисты, был испорчен ещё в советское время – как и его «мама». Но вот почему в наше время ничего не исправили?..
А вот другой карапуз с фасада подвергся изменениям совсем в иной области – как заметили в прошлом году горожане, у ангела на Разъезжей улице 16-18, украшающего доходный дом Френкеля и Хавкина, появился странный элемент ниже пояса. Этот элемент, видимо, должен изображать туго скрученный обрывок тоги, однако похож на нечто совсем иное.
Самый крупный «реставрационный» скандал разгорелся в 2011 году, после работ по восстановлению скульптур на башне Адмиралтейства. Как рассмотрели специалисты, когда-то внушительные фигуры превратились в чудовищ с непропорциональными фигурами, одутловатыми, грубо вылепленными лицами и невероятно вывернутыми ногами.
Известный реставратор Владимир Сорин рассказал в своё время журналистам, что скульптуры реставрировали девять раз – и каждый раз уровень мастеров падал ниже и ниже. А в последний раз работы были проведены безумным галопом, в результате чего и получились чудовища вместо красавцев.
Однако в комитете по охране памятников тогда заявили – всё в порядке, с учётом перспективы. «Народ проглотит», да и не видно ничего с такой высоты.
Одна из основных бед реставрации – это некачественные материалы, которые используются вместо тех, что нужны по сметам, говорит координатор общественного движения «Живой город» Дмитрий Литвинов.
Именно из-за плохих материалов, к примеру, разразился скандал вокруг решётки Аничкова дворца.
– Профессиональные реставраторы видели, как проводятся эти работы, и находили множество нарушений, – пояснил представитель движения. – Эти нарушения в перспективе приведут к быстрому разрушению итогов всех проведённых работ, а ведь они должны были остаться на десятилетия!
Другая острейшая проблема – руки, которые «реставрируют» петербургские фасады, барельефы и скульптуры.
– Привлекаются, к сожалению, не профессиональные реставрационные фирмы, – посетовал Дмитрий Литвинов. – Тендер выигрывают малоизвестные компании, для которых эта деятельность не является профильной. Они привлекают специалистов с низкой квалификацией, гастарбайтеров. В итоге, работы выполняются некачественно. И достаточно большие государственные деньги оказываются потраченными впустую.
Корень «инвестиционной проблемы», по мнению координатора «Живого города», – в нашей системе госзакупок. Конкурс на заключение госконтракта на проведение реставрационных работ выигрывают, как правило, фирмы, которые готовы предложить наименьшую цену. И демпингуют они отнюдь не за свой счёт.
– Естественно, наименьшую цену предлагают фирмы, которые позже привлекают неквалифицированный персонал. Реставрацией у нас занимаются маляры, штукатуры – в общем, те, кто обычно занимается ремонтом. А реставрационные фирмы у нас, к сожалению, оказываются не у дел. Знаменитая ленинградская реставрационная школа постепенно погибает, – подвёл итог Литвинов.
Чтобы не потерять «лицо города» окончательно, необходимо изменить всю систему госзакупок, и в первую очередь – «порочную практику» выбора исполнителя по минимальной цене, считает координатор общественного движения. Главным критерием выбора исполнителя должно стать хорошее портфолио. И вопрос репутации компании не должен быть на последнем месте.
Фирмам-однодневкам, которые у нас регулярно плодятся под конкретный контракт, нельзя доверять реставрацию петербургских домов и памятников культуры, уверен Литвинов. Такие фирмы исчезают, получив деньги и сделав свою работу кое-как – а должно быть наоборот.
– Необходимо, чтобы преимущественный приоритет при выполнении таких работ получали фирмы со стажем. А если такая фирма будет выполнять заказы некачественно – она должна лишаться подрядов в будущем. И тогда фирмы будут заинтересованы не в том, чтобы наварить побольше прибыли, а в том, чтобы выполнить работы качественно.
Конечно, такой подход кажется единственно верным и логичным. Только наша реальность и наши ведомства дружат с логикой не всегда.