Прямой эфир

Пять долгожданных «открытий» петербургского метро

Маргарита Звягинцева
29 ноября 2017, 12:40
В грядущем году Петербург ожидает просто небывалый урожай: власти обещают открыть для народа сразу пять станций метро. «Открытия» эти не раз переносились, и скандалы, которыми они окружены, заставляют переживать даже самых равнодушных.
Фото: телеканал «78»

«Новокрестовская»: иски, деньги и опасность для жизни

Две станции на северо-западе, три – на юго-востоке – можно уверенно утверждать, что петербургское метро развивается симметрично и гармонично. Правда, довольно медленно и с частыми скачками сроков, зато неуклонно. С одной стороны, каждая новая станция – радость для местных жителей, с другой – печаль для тех, кто планировал приобрести в данном районе жильё: дело в том, что близость к метро серьёзно повышает стоимость квартир в окрестных домах. По словам специалистов, цены могут вырасти практически в два раза. Правда, более вероятен рост на 10-40%, в зависимости от вида и качества жилья.


Уже весной нам обещают открыть «Новокрестовскую». Без неё грядущим летом не обойтись, ведь нас ждёт Чемпионат мира по футболу, и доступ к стадиону на Крестовском должен быть беспроблемным.

Но вот само строительство станции беспроблемным назвать нельзя. За последний год Смольный и различные городские ведомства не единожды подавали иски к «Метрострою», требуя объяснить, куда идут деньги. Из-за бесконечных разбирательств в этом году даже ушёл со своего поста генеральный директор компании – Вадим Александров. Впрочем, ушёл не слишком далеко: «Метрострой» после этого возглавил его сын Николай.

Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин на строительстве станции «Беговая»/Фото: gov.spb.ru
Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин на строительстве станции «Беговая»/Фото: gov.spb.ru

Среди разбирательств были вопросы о том, почему при производстве используется более дешёвый бетон, почему отходы утилизируются по завышенному уровню опасности, а в некоторых случаях – не утилизируются вовсе, и другие интересные моменты. В январе Смольный подал к «Метрострою» иск на 426 миллионов. За год до этого были и другие иски – например, от КРТИ.

В марте 2016 у компании была «стычка» с ФСБ. Но, тем не менее, метро строить нужно – и компания продолжила свою работу.

Строительство метро/Фото: gov.spb.ru
Строительство метро/Фото: gov.spb.ru

А совсем недавно рядовые сотрудники пожаловались журналистам, что трудиться приходится в очень тяжёлых условиях: без спецкостюмов, защиты и масок, нанося ощутимый вред здоровью. И даже – с опасностью для жизни.

Тем не менее, сама станция почти готова. И масштабы работ, как и различные нюансы её строительства, впечатляют.

Тонны бетона на воде

Главная особенность «Новокрестовской» в том, что построена она, по сути, прямо на воде. Точнее – на намывной территории. Всего несколько лет назад здесь плескались волны Финского залива, а уже сейчас расположен диск вестибюля станции.

Намыв позволил поднять станцию на 3,2 метра над уровнем грунтовых вод. Сама «Новокрестовская» покоится на аэродромных плитах – их здесь было использовано около 1200.

Строительство тоннеля метро/Фото: vk.com/piter_metro1955
Строительство тоннеля метро/Фото: vk.com/piter_metro1955

При строительстве станции применялось несколько новейших технологий. Так, например, возведение велось «сверху вниз» – по технологии «top-down». В самом начале рабочие установили верхнюю плиту, которая является крышей станции, после чего стали продвигаться вниз. К слову, тоннель к станции был пробит только 19 января 2017 года.

Внешний вид «Новокрестовской» будет весьма патриотичен: её отделывают в сине-бело-голубых тонах. Впрочем, и без того в народе станцию часто называют по-своему – «станция Зенит».

«Беговая»: Спотыкаясь и «по-старинке»

Несколько больше проблем в городе с другой станцией «зелёной» ветки петербургского метро – «Беговой». Её власти также обещают сдать весной 2018, в апреле. Правда, отставание здесь заметно несколько больше, чем на «Новокрестовской».

Строительство станции станции «Беговая»/Фото: gov.spb.ru
Строительство станции станции «Беговая»/Фото: gov.spb.ru

В середине лета стало понятно, что работы на станции «тормозят» на два месяца. Здесь допустить перенос сроков на пять-шесть лет никак нельзя – сдать объект необходимо к Чемпионату. В то же время, строительству здесь с самого начала мешал вязкий грунт. Кроме того, в отличие от «Новокрестовской», здесь работы велись по-старинке: сначала был пробит тоннель, а уже после началось сооружение самой станции.

Первые на всём постсоветском пространстве

На другом конце города в будущем году власти обещают завершить строительство сразу трёх новых станций. По «фиолетовой» Фрунзенско-Приморской линии в скором времени должны открыться «Проспект Славы», «Дунайская» («Дунайский проспект») и «Шушары» (она же – «Южная» в проектном варианте). У каждой из долгожданных станций – своё лицо, свои «особенности характера» и стиль оформления. Но объединяет их, как разных соседей по питерской коммуналке, чудовищно важная вещь – «место общего пользования», оно же – тоннель метрополитена.

Строительство метр/Фото: vk.com/metrostroy_arhiv
Строительство метр/Фото: vk.com/metrostroy_arhiv

И вот тоннель на юге петербургского подземелья – именно то, что делает уникальным этот отрезок нашего метро. Дело в том, что он является двухпутным, то есть, по сути, представляет собой два полностью самостоятельных тоннеля, проходящих практически параллельно. Каждый рукав фиолетовой «ветки» полностью автономен: здесь есть свои вентиляция, освещение, система безопасности и всё остальное.

Именно в Петербурге впервые в России стартовало строительство двухпутного тоннеля. Как заявил в июне 2015 года гендиректор «Метростроя» Вадим Александров (ещё до ухода со своего поста), данную технологию в Северной столице освоили раньше, чем где-либо ещё на всём постсоветском пространстве. Двухпутный тоннель даёт возможность организовать одновременное движение сразу двух поездов на одном участке линии метро, а значит, ощутимо ускорить «циркуляцию человеческого потока».



Создание этого тоннеля стартовало 23 января 2014 года (к слову, в Москве первый двухпутный тоннель стали строить только в 2016). В этот день был запущен также не имеющий аналогов тоннелепроходческий комплекс – его диаметр превышает 10 метров. Его заказали в Германии специально для прогрызания дороги на юге Петербурга.

Впрочем, занятие для этого гиганта найдётся всегда: помимо прокладки путей в метро, его планируют использовать и для создания тоннелей на автомобильных дорогах. Несмотря на иноземное происхождение, тоннелепроходческому щиту подыскали очень русское и нежное имя – «Надежда».

Фото: vk.com/piter_metro1955
Фото: vk.com/piter_metro1955

Была при создании тоннеля до Шушар и другая проблема – перенасыщенная водой, зыбкая почва, пласты которой чередовались с крупными валунами. По сообщениям представителей «Метростроя», почти каждый день из-под немецкого щита приходилось вытаскивать «камешки» размером около полутора метров.

Но всё это не помешало закончить тоннель через полтора года, к июню 2015. А вот открытие самих станций на «фиолетовом» отрезке метро оказалось делом более сложным.

Станция с красной дорожкой

В то время, как на северо-западе Петербурга ударно-стахановскими темпами завершается строительство «станции «Зенит», на противоположном конце города возводится станция в совершенно других футбольных тонах – красно-белых. Правда, подобное цветовое решение продиктовано отнюдь не футбольными предпочтениями петербургских архитекторов и дизайнеров. Тематика станции «Проспект Славы» – военная.

Эскиз вестибюля станции «Проспект Славы»/Фото: metro.spb.ru
Эскиз вестибюля станции «Проспект Славы»/Фото: metro.spb.ru

Расположенный в парке неподалёку памятник воинам-интернационалистам, погибшим во время конфликта в Афганистане, диктует стиль оформления. В центре станции, по проекту, должна располагаться гранитная красная дорожка, вестибюль украсят панно из смальты в ярко-красных тонах, а центральным элементом станет витраж из красного, жёлтого и оранжевого стекла.

У станции два вестибюля: один выходит недалеко от пересечения Бухарестской улицы и проспекта Славы, другой – рядом с перекрёстком Бухарестской и Альпийского переулка. У каждого будет своё оформление, для каждого в данный момент создают панно в Академии Художеств России.

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

Открытие станции откладывалось, ни много ни мало, шесть лет подряд. Изначально власти обещали городу новую «точку метро» уже в 2011 году, затем срок был сдвинут до 2012. Позднее торжественные мероприятия по перерезанию красной ленточки перенесли на 2016 год. В конце концов, сроки сдвинулись до 2017, а затем и до конца 2018 года.

Вокруг «Проспекта Славы» разгорелся конфликт между подрядчиком и заказчиком –«Метростроем» и городом. Несколько месяцев назад «Метрострой» остановил работы – кончились деньги. В июне Смольный согласился скорректировать бюджет на 39 миллионов. А уже в сентябре ночью станцию посетили диггеры – и сообщили подписчикам в соцсетях, что готовность «Проспекта Славы», действительно, под 90%.

Речная пена и другие движения дизайнерской мысли

«Дунайская», в отличие от «Проспекта Славы», оформляется в голубых тонах. Потолок станции по планам будет напоминать речные волны. Речная пена и прочие водные атрибуты призваны напоминать пассажирам, что станция носит имя великой реки – Дуная.

Эскиз вестибюля станции «Дунайская»/Фото: metro.spb.ru
Эскиз вестибюля станции «Дунайская»/Фото: metro.spb.ru

Дунаю, по сути, будут посвящены и масштабные витражи на станции. Картины из разноцветного стекла изобразят европейские города, расположенные на берегу этой реки: Вену, Будапешт, Измаил, Белград и т.д. Мрамор, гранит и мозаика – здесь экономить на роскоши не намерены.

А вот «Шушары» станут любимой станцией местных мальчишек – дизайн этой станции посвящён автомобильной тематике. Здесь обещают разместить витражи на тему гонок и прочих автомобильных «радостей».

Эскиз вестибюля станции «Шушары»/Фото: metro.spb.ru
Эскиз вестибюля станции «Шушары»/Фото: metro.spb.ru

Правда, увидим ли мы все эти красоты в 2018, пока не ясно. Нам обещают, но «дамоклов меч» в виде Чемпионата мира над этими станциями не висит.