Единственному в России и одному из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии, исполнилось 85 лет. За это время коллекция Государственного музея истории религии собрала более 200 тысяч экземпляров.
Макет Казанского собора – как дань памяти истокам возникновения государственного музея истории религии. 85 лет назад там впервые была открыта экспозиция, в основу которой сначала входили экспонаты Кунсткамеры, Эрмитажа, Русского Музея. Позднее стенды начали пополняться собственными коллекциями.
Спустя какое-то время после того, как советская власть начала массово отвергать существование Бога, а Церковь стала объектом гонений, в названии музея появилась приписка – «истории религии и атеизма».
— Атеистическое направление имело в то время право на жизнь. Поэтому музей плотно занимался и этим направлением, — рассказала 78.ru директор Государственного музея истории религии Любовь Мусиенко. — А в 1994 году ему вновь возвращается название государственный музей истории религии.
Тогда появились знаменитые плакаты – «Гагарин в космосе» и лозунг той современности «БОГА НЕТ!». А религия стала ни чем иным, как тормозом пятилетки. Религиозные конфликты в истории здесь, в музее, прослеживаются чуть ли не в каждом зале. Креститься на новый манер, тремя пальцами — как один из итогов раскола Русской Церкви.
Колокольный звон — уже не только церковный мотив, но деталь древних шаманских ритуалов. Колокол для общения с духами. Артефакты за защитным стеклом. Здесь же — интерактивные доски для изучения таинственных обрядов в деталях.
Отдельная часть музея — коллекция масонов. Без масонского таинства здесь не обошлось. Все посещения заранее прописаны и фиксируются в специальном журнале. За закрытой дверью —
экспонаты открытого фонда хранения. Они представлены в том виде, в каком обычно хранятся в архивах: никаких пояснительных подписей, только инвентарные номера.
Масонские ритуалы здесь буквально разобраны на части — посуда, атрибутика, элементы одежды для посвящений. Белые запоны для масонов — или вольных каменщиков, как они сами себя называли — всегда были больше, чем просто фартуки. Они украшались орнаментами и камнями: уже тогда были высокие этические стандарты.
— Каменщик каменщик в фартуке белом что ты там строишь кому! Ну вот в усеченном виде конечно, без передней части, превратился в символический элемент масонского обряда, который напоминает каменщикам о том, что история их уходит как раз к тем артелям строителей-каменщиков, — рассказала 78.ru заместитель директора по научной работе Екатерина Терюкова.
Видео: 78.ru
Более двухсот тысяч экспонатов — результат 85-ти лет работы. Некоторые, как модель Чистой земли — буддистский рай Сукхавати — в единственном экземпляре в мире. За последние 10 лет посещаемость экспозиций увеличилась в пять раз. Отмечают особенно большой интерес молодежи. А экспонаты Музея сегодня стали частью международной научной площадки для изучения многовековой истории религии.