Сильный ливень не остановит эмоциональную экскурсию, которую ведет директор музея «Невский пятачок» Александр Осипов. Одно из самых героических мест обороны Ленинграда снова стало полем боя.
— Это место люди прозвали «деревня Нахаловка». Теперь тут хотят построить уже четырехэтажные дома, а мы этого не хотим категорически, — говорит Осипов.
О страшных сражениях во время Великой Отечественной войны именно на этих берегах снимают очередной фильм. Историки до сих пор подсчитывают, сколько – 200 или 250 тысяч советских солдат – навсегда оказались в плену нескольких километров этой земли. Но в 2013 году здесь появились элитные коттеджи – правда их никто не покупает. Теперь забор огородил еще 16 гектаров под новую застройку. Здесь будет новый коттеджный поселок бизнес-класса. Домик у реки, всего в 25-ти километрах от Петербурга. Тихо и спокойно, как на кладбище.
У застройщика все документы в порядке: арендовал земли в 2004-м, в 2013-м получил их в собственность. Можно ли здесь строить, проверяли и Межрегиональный общественный фонд, и Институт материальной культуры, и археологии РАН, есть заключение государственной экспертизы.
Но на карте 1948 года еще возможно увидеть линию обороны – как это было во время войны. Где проходили боевые действия, где находились траншеи — в этих же окопах и хоронили солдат, поэтому сейчас по этой территории даже ходить нельзя.
Во время раскопок, которые инициировал застройщик, удалось обнаружить останки 35 воинов, братских могил не нашли. Работы вел Межрегиональный общественный фонд увековечения памяти погибших, но в Невской Дубровке этой организации не доверяют.
— Она получила за это 700 тысяч рублей. Здесь создана Книга памяти, в которой 39 тысяч 290 фамилий. Значит надо копать, искать их, — считает Александр Осипов.
Пообщаться с представителем фонда не удалось – руководитель Валентина Боброва была в командировке. Но мы выяснили, что пару лет назад администрация Ленинградской области уже пыталась определить границы мемориальной зоны на Невском плацдарме. Был издан приказ о ее границах, но потом его вдруг отменили.
— Там нет мемориальной зоны – есть границы достопримечательного места, которые еще не установлены. Они огромные – вся Дубровка, половина Кировского района по другому берегу – дальше эти границы будут разбиты на зоны. В этих зонах где-то разрешат строить, где-то запретят, — пояснила глава администрации поселка Татьяна Куликова.
Хотя границы опять пересматривают, и на публичных слушаниях защитники памяти протестовали, комиссия разрешила возведение поселка. Строительная компания уже потратила 60 млн рублей — спонсировала реконструкцию водоканала и прокладку коммуникаций.
— Считаю, что для того, чтобы помнить, не обязательно превращать огромную территорию в поле, зарастающее травой, к которому нельзя прикоснуться – наверное, это не лучший способ выражения памяти, — считает Куликова.
Сейчас администрация Ленобласти готовит особый, туристический, проект благоустройства Невского плацдарма. Возможно, скоро чиновники наконец-то определят и морально-этические границы градостроительных норм. Но дома за этим забором точно построят быстрее… И скорее всего, современный фундамент снова возведут на безымянных останках погибших за Родину.