Тридцатилетний Илья Демаков почти десять лет верен одной и той же школе – гимназии № 116 Приморского района Петербурга. Всё это время он преподаёт детям историю и обществознание, прививает любовь к учёбе и ведёт различные кружки.
На пресс-конференции, посвящённой победе молодого «историка» в главном школьном конкурсе страны – конкурсе «Учитель года России – 2017», присутствовали также председатель Комитета по образованию Петербурга Жанна Воробьёва и директор лучшей школы России (которая также находится в Северной столице) Максим Пратусевич.
Конкурс «Учитель года» проводится уже 27 лет – с 1990 года. Его главным призом является статуэтка «Большого хрустального пеликана». В последний раз «большая птица» посещала наш город в 2007 году.
- И вот, спустя десять лет, учитель истории, которым мы все гордимся, вернул «Большого пеликана» на берега Невы, – отметила Воробьёва.
Всего за годы существования конкурса учителя из Петербурга завоёвывали главный приз четыре раза. Однако «Малых пеликанов» – наград, которые присуждают пятёрке финалистов, – было больше. Причина этого, по мнению участников встречи, проста: в нашем городе образование находится в фокусе внимания. Петербургские школы получают максимум поддержки, и это даёт им возможность развиваться.
- В Петербурге есть два вида школ: хорошие и очень хорошие, – уверена Жанна Воробьёва.
Лучшей из лучших школ, без сомнения, является Президентский физико-математический лицей № 239, которым руководит Максим Пратусевич. Петербургский лицей вот уже три года возглавляет Топ-500 лучших школ страны. Однако теперь в нашем городе не только лучшая школа – петербургские учителя также официально «лучшие из лучших».
Лучший учитель и лучший директор рассказали о том, чем же школьники наших дней отличаются от предыдущих поколений.
Мышление сегодняшних школьников устроено совсем не так, как у их родителей. С этим соглашаются и учитель года, и директор лицея № 239. Однако у каждого из них свой взгляд на данный вопрос. Илья Демаков считает, что новое поколение уникально благодаря своим необыкновенным способностям.
- У современных детей есть два новых качества, которым я завидую. Во-первых, это удивительная интуиция во всём, что касается техники и технологий. А во-вторых – удивительная способность ориентироваться в огромном море информации, – поясняет учитель. – При этом у них вырабатывается способность относиться к информации критически. То есть ребятам очевидно, что одной позиции по какому-то вопросу не бывает, что всё дискуссионно и всё нужно перепроверять.
«Интуитивную практику», уверен преподаватель, необходимо поддерживать и развивать – ведь это очень полезное качество.
Максим Пратусевич согласен с необычайной технической интуицией современных детей, однако отмечает, что в «технически ориентированном» мышлении есть и свои «баги»:
- Я не только директор, но и учитель. Интуиция при работе с гаджетами у них есть, но она есть на первом уровне: включить и сделать что-то простое. А как только начинается что-то более сложное, интуиция не срабатывает. Есть некое нежелание преодолевать трудности. Я преподаю математику, и это сказывается, потому что в математике надо иногда написать три строчки вычислений – а для них это сложно, им лень, они это делать не любят.
Проблему подобной лени Максим Яковлевич видит в привычке сегодняшнего школьника к максимально удобно и «интуитивно понятной» цифровой среде.
- Как только мы забираемся глубже, это «интуитивно понятно» начинает не срабатывать, – считает директор лицея.
И эти изменения носят не только поведенческий характер – меняется собственно мозг ребёнка.
- К сожалению, в нашем восторге перед современными технологиями мы упускаем тот момент, что они влияют непосредственно на саму физиологию. Чего греха таить, если у человека появилась внешняя память в виде интернета, то внутренняя его память развиваться будет хуже. И отсюда следует, что преподавать надо по-другому. А именно – поддерживать все те полезные свойства человека, которые атрофируются с появлением новых технологий.
Максим Пратусевич вспомнил, что топ-менеджмент Силиконовой долины обучает собственных детей в школе, где до 14 лет гаджеты и компьютеры полностью запрещены – их просто нет в жизни ребёнка. Ведь улучшить технические навыки можно и позже, а до того следует развивать «внутреннюю память». И нашим детям всё-таки следует почаще отвлекаться от гаджетов, чтобы мышление не стало окончательно «ссылочным».
Заинтересовать ребёнка предметом, сделать так, чтобы обучение стало для него удовольствием и по-настоящему важной частью жизни, – одна из самых серьёзных и сложных задач учителя. По мнению Ильи Демакова, решить эту проблему может, в первую очередь, человеческий подход преподавателя к своим подопечным.
- Сегодняшним детям как никогда раньше не хватает живого человеческого общения. У психологов есть даже такое понятие, как «гаджет-разлучник» – когда в семье не только сам ребёнок находится в цифровой среде, но и его родители, – рассказывает учитель.
И школа должна попытаться компенсировать этот острый дефицит человеческого общения:
- Поэтому то время, которое отведено учителю для живого общения с ребенком (это наша внеурочная деятельность), должно быть, прежде всего, временем, когда ребёнок будет услышан, когда он сможет говорить, когда ребята будут слышать друг друга и учителя. Школа должна быть пространством, где ребёнка понимают и принимают. Тогда будет интерес и к предметному содержанию, и к образованию в целом.
У петербургского учителя года, по всей видимости, находить человеческий подход к своим подопечным получается прекрасно. Как рассказала Жанна Воробьёва, возвращение любимого «историка» с победой вызвало у пятиклашек 116-й гимназии целую бурю радости и счастья – столько тепла к своему преподавателю проявляют далеко не все ученики.
Лучший учитель России 2017 года проводит много времени со своими учениками не только на уроках. Илья Демаков ведёт также кружок любителей творчества Дж. Р. Р. Толкиена и занятия в театральной студии, где дети ставят спектакли на немецком языке. Отметим, что сам Илья владеет тремя иностранными языками: английским, испанским и немецким.
Однако насыщенная внеурочная деятельность нужна не только для того, чтобы разнообразить досуг петербургских школьников. Всё это помогает «сломать стену» между учеником и учителем – а ведь именно эта стена часто мешает хорошей учёбе.
- Дело в том, что у всех детей по-разному выстроены барьеры, которые им мешают находиться в диалоге с учителем, собой и предметом. Поэтому важно создавать такие формы работы, которые бы эти психологические барьеры убирали. У кого-то этот барьер исчезает на театральной сцене, и тогда важно вывести ребёнка на эту сцену, в комфортных для него условиях – и он включится, раскроется. Это будет его ситуация успеха, – пояснил Илья Демаков. – Для кого-то это просто свободный разговор о любимом писателе, любимом фильме.
Идея создать кружок толкиенистов возникла у преподавателя отнюдь не на пустом месте:
- Практически все дети его читают, а в 116-й гимназии «Хоббит» Толкиена и, кстати, «Гарри Поттер» входят в программу дополнительного чтения.
У каждого ребёнка своя «ситуация успеха», уверен Илья Демаков. И одна из задач учителя – поместить ребёнка в такую среду и ситуацию, которая идеальна именно для него.
Как известно, следующий конкурс «Учитель года» проводится в городе, где живёт и преподаёт победитель текущего года. А это значит, что чести принимать лучших учителей со всей России в 2018 году удостоится Петербург. Как рассказала Жанна Воробьёва, работа над подготовкой уже началась.
Однако во всех конкурсах и рейтингах первое место никак не может быть самоцелью, твёрдо уверен Максим Пратусевич.
- Это может быть только подтверждением, что мы двигаемся в правильном направлении. И делаем всё, чтобы как можно лучше учить детей, – заявил директор лицея № 239.
Максим Яковлевич рассказал также, что хотел бы, чтобы в ближайшее время в школьном образовании не происходило кардинальных перемен. Ведь «рецепт хорошей школы», по его мнению, очень прост: нужно просто набрать хороших учителей и не мешать им работать.