«Главный адмирал» российского кинематографа впервые сел в режиссёрское кресло с серьёзными намерениями. Фильм о герое Великой отечественной войны, лейтенанте Красной армии Александре Печерском, о совершенно немыслимой борьбе и победе, пусть и ценой дикого количества жертв, выйдет на российские экраны в следующем, 2018 году. На пресс-конференции в рамках форума «Кино Экспо» о новой киноленте рассказали сам Константин Хабенский, продюсер Эльмира Айнулова и гендиректор «Каро Премьер» Алексей Рязанцев.
Константин Хабенский сыграл в фильме и главную роль. А на роль антигероя, коменданта польского лагеря смерти, оберштурмфюрера СС Карла Френцеля пригласили 60-летнюю голливудскую звезду – Кристофера Ламберта.
По словам Хабенского, самый бессмертный из всех горцев вписался в свою роль идеально.
- Кристофер Ламберт – легендарная личность, он очень правильно встал в визуальный ряд фильма. У него взгляд волка, который не понимает, как попал в эту ситуацию, – рассказал Константин Хабенский на пресс-конференции. – Он всячески пытался оправдать этого героя, но, с нашей точки зрения, оправдания ему все-таки нет и быть не может.
По словам исполнителя главной роли, Ламберт действовал на съёмочной площадке как профессионал и предлагал немало своих идей. Сотрудничество с голливудским актёром, без сомнения, увенчалось успехом.
Фильм «Собибор» – международный проект. Так с уверенностью заявил сам Константин Хабенский. В съёмках приняли участие актёры из самых разных стран. Из российских звёзд на экране можно будет увидеть также Марию Кожевникову. Кроме того, среди актёров – молодая актриса из Швеции Фелисе Янкелль, Дайнюс Казлаускас из Литвы, красавица Михалина Ольшанска из Польши, швейцарский актёр Филипп Рейнхардт и австриец Вольфганг Черны. И это не конец «интернационального списка»! Несколько актёров из Германии, представитель дружественной Белоруссии… На съёмочной площадке, в итоге, получился настоящий Вавилон. Именно такой «интернационал» царил 74 года назад и в лагере смерти «Собибор», спрятанном в польской глуши.
По словам Константина Хабенского, создатели фильма пытались показать, как сложно было одному человеку собрать воедино подобный «Вавилон». И это «вавилонское столпотворение», это многоязычие и разнообразие культур, воссозданное на съёмках, попытаются максимально сохранить на экране.
- Возможно, будут субтитры, возможно – закадровый перевод. Ещё подумаем, как это организовать, – комментирует ситуацию Хабенский.
При этом, интернациональный актёрский состав не создавал особых проблем на съёмочной площадке. Как рассказал исполнитель главной роли, ребята из других стран довольно быстро влились в процесс съёмок. И даже те, кто пребывал в полной растерянности в первые минуты, в скором времени ощущали себя на площадке полностью «в своей тарелке».
В списках авторов фильма фигурирует и имя министра культуры РФ Владимира Мединского. Продюсер Эльмира Айнулова рассказала, что Мединский, конечно, не принимал участие в написании сценария. Однако именно министр предложил саму идею – снять проект по одной из самых страшных, героических и незаслуженно забытых страниц военной истории. Мединского поддержало министерство культуры, машина запустилась, и за дело взялись работники киноискусства.
Историю Собибора, по словам Айнуловой, прекрасно знают на западе, и гораздо меньше – у нас. В 1982 году на английском языке была издана документальная книга писателя Ричарда Рашке «Побег из Собибора». А через пять лет вышел одноимённый фильм, главную роль в котором сыграл Рутгер Хауэр.
Теперь эту несправедливость решили исправить. Фильм, как рассказал Константин Хабенский, получился довольно жёсткий – да и каким ещё может быть фильм о лагере смертников, где каждый день уничтожалось несколько тысяч человек, а всего было задушено газом четверть миллиона?
Однако от чудовищной натуралистичности, присущей некоторым художественным фильмам подобной тематики, в российской киноленте решили отказаться.
- Наш фильм мы сделали легче. Мы не показывали всю жёсткую правду, а решили сделать акцент на взаимоотношениях людей, – рассказал Хабенский.
При этом, несмотря на тяжёлую тему, в киноленте будет и юмор – ведь человек жив и не сломлен, пока способен шутить, заявил новоиспечённый режиссёр.
- История получилась очень эмоциональная. Цепляет она или нет – судить зрителю. Это наша правда. Мы попытались рассказать правдивую историю, несмотря на сложные международные отношения, которые сложились сейчас, – сообщил Хабенский на пресс-конференции.
Однако сама история не дописана до сих пор. Как рассказал Константин Хабенский, сценарий писался около года, переписывался во время съёмок и продолжает перекраиваться до сих пор. В окончательной версии фильм «застынет» только в тот момент, когда выйдет на экраны.
- Как любой эмоциональный сценарий фильма, в процессе его приходилось дорабатывать, какие-то линии укрупнять, какие-то линии замораживать. Одни сцены пришлось совместить, от других пришлось отказаться совсем. Во время съёмок мы придумали другой финал. А некоторые актёры так хорошо играли, что просто было жалко их «убивать», и мы постарались дать им побольше «жизни», – поделился исполнитель главной роли.
Своего героя, лейтенанта Александра Печерского Хабенский считает персонажем собирательным. По словам актёра, сыграть человека таким, каким он был в реальности, может только он сам. Поэтому получился, по сути, обобщённый образ героя, который смог организовать разрозненных и забитых людей, разъединённых языковым барьером и страхом, и совершить то, что не удавалось больше никому.
Концлагерь «Собибор» был основан нацистами в Польше 15 мая 1942 года. Просуществовал он чуть менее полутора лет, но этого хватило, чтобы уничтожить четверть миллиона евреев в газовых камерах.
Своё название лагерь получил в честь деревушки Собибур, рядом с которой его и построили. На якобы заброшенную платформу, упиравшуюся в тупик, регулярно приходили эшелоны, полные обречённых людей. Их загоняли в бараки без окон, в которые были выведены трубы от старых танковых моторов. По воспоминаниям одного из выживших, моторы включал вечно пьяный эсэсовец, и угарный газ поступал по трубам в камеры. Хватало пятнадцать минут, чтобы задушить несколько сотен человек.
Когда с пленными было покончено, усеянный мёртвыми телами пол раздвигался, и трупы падали в подвал. Из подвала их выгребали такие же смертники и на вагонетках вывозили в лес, где сбрасывали в огромную яму.
Помимо камер смерти, в лагере были и мастерские: немногие «счастливчики» шили немцам кители, делали сапоги, мебель и весь необходимый скарб. Как рассказал один из помощников Печерского, план лейтенанта был прост и гениален: в один и тот же час было решено устроить примерки всем эсэсовцам, находившимся в лагере, каждому – в одной из мастерских.
Разделив таким образом немцев, заговорщики смогли уничтожить двенадцать человек. После этого около четырёхсот заключённых концлагеря бежали. Восемьдесят человек были убиты во время побега, сотню оставшихся расстреляли сразу после инцидента. Немедленно была снаряжена поисковая группа, и около половины бежавших настигли и расстреляли в лесах в последующие дни. Некоторых выдали немцам польские крестьяне. До окончания войны дожили только 47 человек. И организатор восстания Александр Печерский – среди них.
После побега лейтенант воевал с партизанами, а затем вернулся в армию. От самой страшной участи, расстрела, его спасла только героическая история. Однако большую часть жизни у Печерского были проблемы с работой – из-за пресловутого «клейма военнопленного». И только в 2016 году, через 26 лет после смерти героя президент вручил внучке лейтенанта заслуженный Ордена Мужества.