– Пусть главный герой будет каким-нибудь ботаником.
– Хорошо, полицейский-ботаник, так и напишем в сценарии.
– Так не буквально же, подожди!
– Уже пишу – любит тигридии и амариллисы, очень трепетно относится к экологии…
Вполне вероятно, что такой диалог мог состояться между сценаристом и режиссёром «Напарника» в реальности. Или между режиссёром и его личными «тараканами» в голове. Или так решил сам герой – в конце концов, как показал нам Лев Толстой, в великих произведениях герои живут своей собственной жизнью!
Жизнь героев российской комедии ломает шутка одной китайской ведьмы. Немного мутной магии, и заскорузлая душа старого майора переселяется в новорожденного малыша. Но сам майор прекрасно всё помнит – и решает пойти на задание, несмотря на полные до краёв подгузники. А в «напарники» суровый малыш берёт собственного незадачливого папашу.
В «Напарнике» нет особо тонких шуток и скрытых метафор, которые не каждый поймёт. Но, слава богу, нет и «сортирного» юмора, что уже невероятно радует, когда речь идёт о российской комедии. Будем честны с собой: поход в кино на отечественный фильм всегда чем-то похож на русскую рулетку. Либо тебе полтора-два часа будет мучительно больно, ты будешь страдать и глотать свои слёзы… Либо пронесёт.
Комедия-боевик с Гармашом – тот счастливый случай, когда «пронесло». Этому фильму можно простить безумно затянутый, пафосный и бессмысленный монолог главной злодейки «в лучших традициях Голливуда». Можно закрыть глаза на парад ярких штампов и слишком шаблонные образы героев. Можно даже не думать о том, в каком сказочном «реальном» мире разворачивается клубок событий. Потому что в целом – получилось неплохо.
– Давайте начнём фильм с погони!
– Нет, нужен сильный общий план, как в «Побеге из Шоушенка».
– А может, покажем что-нибудь милое и сентиментальное?..
– Давайте сцену в Чайнатауне! И там какой-нибудь мелкий воришка, как в «Алладине». Восточный колорит – вот что нам нужно!
Режиссёр Александр Андрющенко, на счету которого уже есть один популярный фильм – полюбившиеся народу «Ёлки» – в этот раз решил не выбирать из груды идей какую-то одну. Зачем, если можно просто взять и включить в киноленту всё, что нравится зрителю? Пусть будет разнообразно. Сочно. В России солянку любят все!
Но мы не предъявляем режиссёру претензий – несмотря на перенасыщенность и даже ощутимую передозировку фильма штампами, смотрится конечный продукт «вкусно», а ощущается – динамично.
Вот остров в Японском море, а на острове сидит за «колючкой» Гармаш. Он же – майор полиции Хромов, отдавший год своей жизни зоне, чтобы втереться в доверие к китайскому наркобарону. События происходят во Владивостоке, а потому и главарь китайской наркомафии с «редким» погонялом Дракон, и сочные виды Чайнатауна – всё это выглядит вполне гармонично.
Отдельное спасибо можно сказать создателям фильма за китайский рынок, на котором и происходят судьбоносные события. Парад ярко-красных китайских фонариков, колоритные продавцы, иероглифы на деревянных дверях, и, наконец, лавка гадалки – всё это очень радует глаз. Правда, стычки на просторах Чайнатауна случаются в мировом кинематографе не так уж редко. Вот, например, нечто подобное было в «Матрице». А 27 лет назад даже вышел фильм именно с таким названием – «Перестрелка в Чайнатауне». Почему бы и нам не включить такую сцену в отечественный фильм?
Но до китайского квартала у нас будет погоня. Ведь погони любят все! И сентиментальная сцена тоже, одновременно – для девушек. А ещё – эффектный момент с бандой наглых подростков. Родители ужаснутся, ровесники юных криминальных элементов будут в восторге. Нам нужен максимальный охват, и никаких компромиссов!
– Очки н-н-нада? Чётки н-н-нада?
Создатели «Напарника» явно решили быть в тренде. В 2017 люди поклоняются мемам из соцсетей и слушают рэп – а значит, и у нас будет всё то же! На китайском рынке мы натыкаемся на истинную икону Ютуба – продавца безделушек из Китая, того самого персонажа, что стал знаменит благодаря напористому «автобусному маркетингу». Правда, сейчас этот мем не сказать, чтобы очень свеж… Как-никак, прошло более шести лет с момента «очкового взрыва» в сети. Но российский кинематограф, очевидно, довольно консервативен. И персонаж, мелькнувший на рынке, очень радует – несмотря ни на что.
Помимо речитатива, под который чумазый беспризорник ворует шашлыки, кошельки и безнаказанно рвёт цветы, в фильме мы можем услышать ещё один саундтрек – «Владивосток-2000» Ильи Лагутенко. Не слишком неожиданно для картины, снимавшейся в Приморье. Но есть и действительно неожиданные моменты. Например, довольно густой толпой бегут по спине мурашки, когда слышишь песни Лагутенко в исполнении Сергея Гармаша.
Удивило, что за весь фильм на экране так и не произошёл ни один рэп-баттл. Возможно, влияние «Версуса» – самого популярного в Петербурге мероприятия среди рэперов – докатится до нашего кинематографа только лет через пять.
Но вот влияние модных сериалов уже налицо. И хоть пик популярности метамфетаминовой истории «Во все тяжкие» тоже давненько миновал, сегодня мы простим это режиссёру – ведь съемки «Напарника» начались ещё два года назад. «Весёлый лёд», которым торгует пресловутый Дракон, иронично замаскирован под карамельки-«ледышки», а потому убийственный «китайский бизнес» именуется конфетным. Если подумать, какой ещё криминальный бизнес может процветать в комедии о младенце?..
Сыграть младенца, когда тебе почти 60? Да не просто сыграть, а так, чтобы зритель поверил? Это вряд ли возможно. Нереально. Но Сергей Гармаш смог.
Зек и небритый майор на задании – эти амплуа подходят актёру прекрасно. А вот лежать на больничной койке, посасывая хвост пластмассовой игрушки, и выглядеть годовалым ребёнком, несмотря на щетину и предпенсионный возраст… Разве это возможно? Сергей Гармаш может. Мы аплодируем.
Главную женскую роль играет в фильме повзрослевшая «папина дочка» Лиза Арзамасова. Смотрим на неё – и тихо вздыхаем. Из «гадкого утёнка» выросла «зайка», тургеневская барышня с огромными голубыми глазами. И даже прозрачный пеньюар смотрится на Лизе по-особому, невинно и скромно.
В фильме снялась и актриса из Петербурга – Яна Кошкина. Для звезды ТНТ с особо выдающимися формами режиссёр подобрал идеальный наряд: белое кружевное бельё, каблуки, наручники и повязку на глаза. Сцена у фонтана, в которой главный ботаник комедии вместе с годовалым Гармашом угрожают несчастной девушке расправой, запоминается навсегда. Вы можете забыть сюжет фильма, суть интриги и всех героев, но Яну Кошкину в белье и наручниках вы не забудете никогда.
А вот главный герой – «экологический папаша» Олег в исполнении Андрея Назимова – вряд ли запомнится своим внешним видом. Но ощущение неловкости, неуклюжести и, в то же время, бесконечной искренности героя остаётся надолго.
В «Напарнике», на самом деле, нет отрицательных героев. Подставной злодей, срывая маску, оказывается… Можно сказать, плюшевым мишкой. Реальный злодей должен выбивать слезу своей грустной историей (правда, притянутой за уши до лопоухости, но куда нам деваться). Фильм семейный до мозга костей каждого из героев – все «зайки», и каждого можно понять. И простить.
Тут, правда, немножко рвётся шаблон. Мы должны сопереживать брошенной женщине, хотя у неё на совести «конфетный бизнес», и вся мафия «ходит под ней»? Если бы Хромов не бросил Людмилу, всё было бы хорошо? А как же склад с «карамельками»? Или после свадьбы прощается всё? Если так – то нужно взять на заметку. «Штамп животворящий» как индульгенция – это приятно.
И всё-таки главным героем фильма является цифровой фантом – «годовасик» Ванюша, сын любителя тигридий Олега и девушки Кати, которую сыграла Лиза Арзамасова. Данный факт преподносился создателями фильма перед премьерой как невероятный прорыв. Нам обещали, что младенец будет «как живой», и мимика Гармаша, «снятая» с его лица с помощью цифровых технологий, вызовет восторг.
Если вы заметите на лице «Ванюши» мимику Гармаша – значит, вы исключительно наблюдательны. Может быть даже, вы можете видеть призраков и домовых. Иначе как ещё можно заметить то, чего нет?.. Хорошо-хорошо, может быть, и есть – но простым и не слишком наблюдательным смертным это всё-таки не заметно. И если сам Сергей Гармаш прекрасно сыграл младенца, то цифровой младенец «сыграл» Гармаша не очень.
Но это, конечно, придирки. Мы просто слишком избалованы роскошно реалистичными драконами Таргариенов. Нельзя получить всё и сразу. В конце концов, система, с помощью которой была перенесена в «цифру» мимика актёра, разрабатывалась отечественными программистами всего четыре месяца. Будем надеяться и верить, что дальше будет лучше и лучше.
Что мы имеем в итоге? «Напарник» – фильм максимально семейный. Так что можно идти в кинотеатр с девушкой, женой, мамой и тёщей. Если вы девушка, можете взять молодого человека. Главное – вытерпеть сцену с Яной Кошкиной в кружевном белье и не вырвать мужчине глаза. А в остальное время можно получать удовольствие от погонь, неплохого юмора и роскошных панорам Владивостока, закрывая глаза на неровности сюжета и диалогов. Несмотря ни на что, об этой российской комедии можно сказать – «хорошо».