Прямой эфир

Таинственный остров

Игорь Яснитский
9 сентября 2017, 15:00
Сегодня город отмечает 280-летие одного из самых старых и удивительных своих районов – Василеостровского. Он, как никакой другой, является средоточием самых потаенных и загадочных мест Петербурга, с которыми связаны многочисленные легенды. На этом сравнительно небольшом участке земли во всем своем многообразии нашла отражение история становления Петербурга от Петровских времен и до наших дней.
1504964057486

К Василию на остров

Свое название район получил от самого крупного из трех островов – Васильевского, наряду с которым в его состав входят острова Декабристов и Серный.

Существует занимательная легенда о том, что остров был назван так во времена Петра Первого. Там стояла артиллерийская батарея, а ее главным канониром был Василий Корчмин. И царь, отправляя распоряжения, адресовал их «Василию на остров». Однако доподлинно известно, что этот топоним упоминается еще в летописях ХV века. Так или иначе, история с Корчминым если и не стала причиной наименования, то точно закрепила древнее название.


Сердце столицы

Именно на Васильевском острове Петр задумал центр будущей столицы. Планировка была разработана в соответствии с европейскими образцами. Она предполагала сеть параллельных улиц-каналов и пересекающих их першпектив. Главной осью послужила просека от сада Меньшикова до моря – теперь это Большой проспект.

Центральной площадью города должен был стать подковообразный мыс – современная Стрелка. В 1720–1730-х годах здесь строят важные административные, торговые и научные учреждения – Двенадцать коллегий, Гостиный двор, Кунсткамеру и другие. А с 1733 года в северной части острова располагается торговый порт и таможня.

Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости. Картина Ф. Алексеева
Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости. Картина Ф. Алексеева

В начале XIX века Тома-де-Томон строит величественное здание биржи и знаменитые ростральные колонны. Можно сказать, что тогда в целом и заканчивается формирование ансамбля Стрелки Васильевского острова.


Неудавшийся центр города

С материковой частью города остров связывал наплавной Исаакиевский мост, выходивший к месту, где ныне находится Медный всадник. В середине XVIII века строится деревянный Тучков мост, давший сообщение с Петербургской стороной.

Несмотря на это, становится очевидным, что из-за изолированности выбранное для сердца города место не может быть таковым. Поэтому начинает застраиваться левый берег Невы, и центр формируется там.


Промышленная изнанка

Одновременно с развитием парадной части в конце ХVIII века на южных рубежах острова начинает формироваться промышленный район. Там открываются прядильные и кожевенные, часовые и чулочные фабрики, сахарный завод. Впоследствии появляются табачный гигант «Лаферм», фортепианные фабрики Дидерихса и Беккера, обойные, мебельные и паркетные производства. В 1856 году в Василеостровском районе основывают огромный «Завод Карра и Макферсона», который стал флагманом российского кораблестроения. Теперь он известен как «Балтийский».

Васильевский остров. Фото: wikipedia.org/CC
Васильевский остров. Фото: wikipedia.org/CC

В советское время на предприятии были созданы крупные военные корабли, целые серии подводных лодок и первые советские тепловозы. Во времена войны заводы Козицкого, Котлякова и Калинина выпускали полевые радиостанции и реактивные снаряды для «Катюш». Табачная фабрика Урицкого производила суррогат махорки.

Район и в наше время является средоточием многих значимых предприятий и производств, работающих преимущественно на оборонную промышленность.

Остров культуры, науки и искусства

Васильевский остров изначально стал местом средоточия заведений науки и культуры. В 1735 году здесь появляется Кунсткамера (в переводе с немецкого— «палата искусств»). Царь был неравнодушен к разным диковинным вещам, и новое здание стало местом хранения разнообразных экспонатов, собранных царем за границей. Сегодня здесь находится Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН.

В 1783 участок рядом с Кунсткамерой передается первой в Росиии Академии наук. Ее здание, построенное архитектором Кваренги, стало образцом классического стиля. Академики заседали здесь вплоть до 1934 года, пока учреждение не перевели в Москву.

В 1788 году по инициативе Михаила Ломоносова и фаворита императрицы Елизаветы Ивана Шувалова открылась Академия художеств — ныне Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

Здание Академии художеств. Фото: wikipedia.org/CC
Здание Академии художеств. Фото: wikipedia.org/CC

А в 1835 году здание 12-ти коллегиий передают главному учебному заведению Петербурга — СПбГУ. Кроме этого вузу отдали и другие исторические здания, утратившие свое прямое назначение. Так в некогда гостиных дворах на Стрелке теперь находятся факультеты психологии, истории и философии. Такая же метаморфоза произошла и со зданием бывшей таможни. Теперь здесь расположился Институт русской литературы, более известный как Пушкинский дом.

Сегодня на Васильевском находится рекордное количество вузов и разнообразных НИИ. Помимо названных выше здесь работают Горный институт, Морская Академия имени Макарова, Институт акушерства и гинекологии имени Отта, Библиотека Академии Наук, НИИ Арктики и Антарктики, Всероссийскии НИИ Геологии и другие известные научные и образовательные заведения города.


Морские ворота

В условиях стремительно возраставших объемов торговли и промышленного производства уже во второй половине XIX века набережные Стрелки стали тесны для морского порта. С 1880-х годов он постепенно переезжает на Гутуевский остров в современном Кировском районе. Но в начале 1960-х годов, когда в Гавани построили Морской пассажирский вокзал, Василеостровский отчасти вернул себе роль речной и морской столицы.

Кроме того, на острове Декабристов разместилось одно из грузовых подразделений Ленинградского речного порта, а от новой пристани на набережной Макарова открылось скоростное пассажирское сообщение с Петродворцом, Кронштадтом, Выборгом.

Окончательно роль морских ворот Петербурга закрепилась за Василеостровским районом уже в XXI веке. 27 мая 2011 года, в день рождения города, был торжественно открыт «Морской фасад» — новый грузо-пассажирский порт. Он позволил принимать грузовые суда большой осадки и пассажирские лайнеры такой тоннажности, какие не могли пришвартоваться в Неве или старом Морском вокзале.

Морской фасад. Фото: portspb.ru
Морской фасад. Фото: portspb.ru


Петровское барокко и панельное домостроение

Градостроительный план 1936 года предполагал освоение приморских территорий для устройства там парков. Но уже в 1948 году от этой идеи отказались. Вместо парков новый проект определил массовую жилую застройку, которая и была осуществлена.

Набережная Макарова, Васильевский остров.Фото: wikipedia.org/CC
Набережная Макарова, Васильевский остров.Фото: wikipedia.org/CC

Тогда же, в конце 1940-х и начале 1950-х годов, реконструировали Большой проспект. Он стал парадной магистралью, а свободные участки начали застраивать монументальными 5–7-этажными домами по индивидуальным проектам.

В наши дни Василеостровский переживает новый строительный бум на намывных территориях.

Удивительный во всех смыслах район – единственный в городе, где можно встретить многочисленные исторические здания, некоторые из которых сохранились еще с петровских времен, и современные кварталы, застроенные панельными домами.

Можно лишь гадать, что сказал бы Петр Великий, увидев новостройки, парящий над заливом ЗСД и огромные суда, причаливающие к берегам его города, но, зная характер царя-реформатора, можно предположить, что основатель Петербурга остался бы доволен.

Интересные факты

  • В петровские времена остров назывался княжеским в связи с находившимися там обширными владениями и дворцом Александра Меншикова. Затем попросту Меншиковским. С 1727 по 1729 по приказу Петра стал называться Преображенским, и с 1729 по наше время – Васильевским.
  • Каналы на месте некоторых линий были нефункциональными: зимой они замерзали, а летом превращались в помойку. По этой причине Екатерина II приказала их засыпать.
  • Сфинксы на Университетской набережной найдены в 1820 году при раскопках в Фивах. Их хотело купить правительство Франции для украшения парижских бульваров, но уступило России за колоссальную сумму в 64 000 рублей.
  • Название Серного острова связано с большими складами извести и серы, построенными там в XIX веке.
  • Меньшиковский дворец – первое каменное и самое большое здание Петербурга. Царь Петр иногда устраивал в нем пиры, куда пускал только безбородых гостей.
  • Улица Репина, соединяющая Средний и Большой проспекты, самая узкая в городе.
  • Ростральные колонны в XXI выполняли функцию фонарей, освещавших порт, а не маяков, как многие считают.
  • Каждая линия Васильевского острова – это не улица, а только одна ее сторона.
  • Орган Большого зала филармонии изначально располагался в институте акушерства и гинекологии имени Отта. По специальным звуководам музыка доходила до рожениц в палатах. Это должно было способствовать их спокойствию и удачным родам.
  • В 1862 году на Балтийском заводе построен первый отечественный металлический корабль – канонерская лодка «Опыт».
  • Остров Декабристов, называвшийся некогда Голодай, получил свое название в 1926 году из-за мнения, что именно здесь похоронены тела казненных декабристов.
  • На Наличной улице стоит несколько многоэтажных жилых зданий на бетонных «ногах», которые должны были спасать их от затопления при ежегодных наводнениях.
  • Помимо мостов Василеостровский район связывают с городом три станции метро: Василеостровская, Приморская и Спортивная. В ближайшем будущем планируется построить еще три – «Большой проспект», «Шкиперскую» и «Морской фасад».
  • На станции «Приморская» находится музей самого глубокого метрополитена в Европе — Петербургского.