Свое название район получил от самого крупного из трех островов – Васильевского, наряду с которым в его состав входят острова Декабристов и Серный.
Существует занимательная легенда о том, что остров был назван так во времена Петра Первого. Там стояла артиллерийская батарея, а ее главным канониром был Василий Корчмин. И царь, отправляя распоряжения, адресовал их «Василию на остров». Однако доподлинно известно, что этот топоним упоминается еще в летописях ХV века. Так или иначе, история с Корчминым если и не стала причиной наименования, то точно закрепила древнее название.
Именно на Васильевском острове Петр задумал центр будущей столицы. Планировка была разработана в соответствии с европейскими образцами. Она предполагала сеть параллельных улиц-каналов и пересекающих их першпектив. Главной осью послужила просека от сада Меньшикова до моря – теперь это Большой проспект.
Центральной площадью города должен был стать подковообразный мыс – современная Стрелка. В 1720–1730-х годах здесь строят важные административные, торговые и научные учреждения – Двенадцать коллегий, Гостиный двор, Кунсткамеру и другие. А с 1733 года в северной части острова располагается торговый порт и таможня.
В начале XIX века Тома-де-Томон строит величественное здание биржи и знаменитые ростральные колонны. Можно сказать, что тогда в целом и заканчивается формирование ансамбля Стрелки Васильевского острова.
С материковой частью города остров связывал наплавной Исаакиевский мост, выходивший к месту, где ныне находится Медный всадник. В середине XVIII века строится деревянный Тучков мост, давший сообщение с Петербургской стороной.
Несмотря на это, становится очевидным, что из-за изолированности выбранное для сердца города место не может быть таковым. Поэтому начинает застраиваться левый берег Невы, и центр формируется там.
Одновременно с развитием парадной части в конце ХVIII века на южных рубежах острова начинает формироваться промышленный район. Там открываются прядильные и кожевенные, часовые и чулочные фабрики, сахарный завод. Впоследствии появляются табачный гигант «Лаферм», фортепианные фабрики Дидерихса и Беккера, обойные, мебельные и паркетные производства. В 1856 году в Василеостровском районе основывают огромный «Завод Карра и Макферсона», который стал флагманом российского кораблестроения. Теперь он известен как «Балтийский».
В советское время на предприятии были созданы крупные военные корабли, целые серии подводных лодок и первые советские тепловозы. Во времена войны заводы Козицкого, Котлякова и Калинина выпускали полевые радиостанции и реактивные снаряды для «Катюш». Табачная фабрика Урицкого производила суррогат махорки.
Район и в наше время является средоточием многих значимых предприятий и производств, работающих преимущественно на оборонную промышленность.
Васильевский остров изначально стал местом средоточия заведений науки и культуры. В 1735 году здесь появляется Кунсткамера (в переводе с немецкого— «палата искусств»). Царь был неравнодушен к разным диковинным вещам, и новое здание стало местом хранения разнообразных экспонатов, собранных царем за границей. Сегодня здесь находится Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН.
В 1783 участок рядом с Кунсткамерой передается первой в Росиии Академии наук. Ее здание, построенное архитектором Кваренги, стало образцом классического стиля. Академики заседали здесь вплоть до 1934 года, пока учреждение не перевели в Москву.
В 1788 году по инициативе Михаила Ломоносова и фаворита императрицы Елизаветы Ивана Шувалова открылась Академия художеств — ныне Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
А в 1835 году здание 12-ти коллегиий передают главному учебному заведению Петербурга — СПбГУ. Кроме этого вузу отдали и другие исторические здания, утратившие свое прямое назначение. Так в некогда гостиных дворах на Стрелке теперь находятся факультеты психологии, истории и философии. Такая же метаморфоза произошла и со зданием бывшей таможни. Теперь здесь расположился Институт русской литературы, более известный как Пушкинский дом.
Сегодня на Васильевском находится рекордное количество вузов и разнообразных НИИ. Помимо названных выше здесь работают Горный институт, Морская Академия имени Макарова, Институт акушерства и гинекологии имени Отта, Библиотека Академии Наук, НИИ Арктики и Антарктики, Всероссийскии НИИ Геологии и другие известные научные и образовательные заведения города.
В условиях стремительно возраставших объемов торговли и промышленного производства уже во второй половине XIX века набережные Стрелки стали тесны для морского порта. С 1880-х годов он постепенно переезжает на Гутуевский остров в современном Кировском районе. Но в начале 1960-х годов, когда в Гавани построили Морской пассажирский вокзал, Василеостровский отчасти вернул себе роль речной и морской столицы.
Кроме того, на острове Декабристов разместилось одно из грузовых подразделений Ленинградского речного порта, а от новой пристани на набережной Макарова открылось скоростное пассажирское сообщение с Петродворцом, Кронштадтом, Выборгом.
Окончательно роль морских ворот Петербурга закрепилась за Василеостровским районом уже в XXI веке. 27 мая 2011 года, в день рождения города, был торжественно открыт «Морской фасад» — новый грузо-пассажирский порт. Он позволил принимать грузовые суда большой осадки и пассажирские лайнеры такой тоннажности, какие не могли пришвартоваться в Неве или старом Морском вокзале.
Градостроительный план 1936 года предполагал освоение приморских территорий для устройства там парков. Но уже в 1948 году от этой идеи отказались. Вместо парков новый проект определил массовую жилую застройку, которая и была осуществлена.
Тогда же, в конце 1940-х и начале 1950-х годов, реконструировали Большой проспект. Он стал парадной магистралью, а свободные участки начали застраивать монументальными 5–7-этажными домами по индивидуальным проектам.
В наши дни Василеостровский переживает новый строительный бум на намывных территориях.
Удивительный во всех смыслах район – единственный в городе, где можно встретить многочисленные исторические здания, некоторые из которых сохранились еще с петровских времен, и современные кварталы, застроенные панельными домами.
Можно лишь гадать, что сказал бы Петр Великий, увидев новостройки, парящий над заливом ЗСД и огромные суда, причаливающие к берегам его города, но, зная характер царя-реформатора, можно предположить, что основатель Петербурга остался бы доволен.