Резонанс, который уже вызвала картина «Матильда», ещё не выйдя в свет, сам режиссёр считает беспрецедентным. А собственно скандал – «анекдотичным», ведь никто из тех, кто ругает фильм, его попросту не видел. Такого, по мнению Учителя, не было в истории не только всего российского, но и мирового кино.
– У меня бывали случаи, когда меня заставляли вырезать один эпизод из картины. Так, например, было с фильмом «Рок». Но люди, которые требовали вырезать эпизод, смотрели этот фильм и говорили конкретные вещи. Всякое бывало. А вот так, не видя картины, кричать «караул!» – такого не было, – разводит руками режиссёр.
Всё это Алексей Учитель считает «парадоксами нашего безумного времени». При этом режиссёр подчёркивает: у него не было планов кого-то очернить. Совсем наоборот – он хотел показать Николая с глубоко человеческой стороны, как живого человека, способного чувствовать, любить и страдать.
– Мой посыл заключается лишь в одном: показать, что во всей этой роскоши, во дворцах, Мариинском театре, в царской семье – происходила очень человеческая драма. Здесь человек выбирал между любовью и долгом. Это было психологически очень сложно, – объясняет режиссёр.
Если зритель прочувствует этот посыл, увидит его и поймёт – отношение к личностям Кшесинской и последнего императора у него обязательно изменится, уверен Алексей Учитель. Ведь балерина и Николай II были не просто строчками в учебнике по истории. Они были живыми людьми, и «Матильда» даёт возможность погрузиться в их страсть, почувствовать их любовь и пережить её вместе с ними.
– Матильда Кшесинская – уникальный человек, – уверен Алексей Учитель.
Фильм, снятый режиссёром – картина отнюдь не биографическая. Это не история жизни одной балерины – несмотря на то, что Кшесинская, действительно, была выдающейся личностью. Это история любви, вспыхнувшей между Матильдой и Николаем II.
Однако подобные чувства вряд ли могли возникнуть между наследником престола и обычной, ничем не примечательной танцовщицей кордебалета. Заурядная женщина просто не смогла бы заинтересовать Николая. Матильда, по мнению режиссёра, была невероятно обаятельна.
– Кшесинская, как утверждали очевидцы, не была традиционной красавицей, но обладала каким-то удивительным обаянием, как модно говорить сейчас – энергетикой, которая колоссально влияла на людей. Во время её выступлений творилось что-то невообразимое, – поясняет режиссёр.
Благодаря её энергетике и стала возможна эта история любви. Кроме того, Кшесинская была блестящей балериной, и с этим поспорить невозможно. Именно она впервые исполнила на сцене те самые 32 фуэте – «что, по тем временам, считалось непреодолимым делом».
– Её карьере не помогали никакие личные отношения. Но незаурядным человеком она была не только на сцене. Она обладала каким-то даром предвидения, и поэтому, может быть, она уговаривала будущего императора отказаться от престола – чувствуя, что может произойти, – считает Алексей Ефимович.
Режиссёр уверен, что в те четыре года, которые длился роман наследника с балериной, и решилось «то, в какой стране мы живём сейчас»:
– Цепь каких-то мистических событий, связанных и с Кшесинской, и с наследником, предопределила то направление, по которому пошла наша страна и то, что случилось потом, в 1917 году. Кшесинская, как ни странно, была предвестником событий, которые потрясли Россию.
Режиссёр не отрицает ни одного факта из жизни своей героини, в том числе и множество романов с великими князьями, с помощью которых она пыталась достичь своей главной цели – породниться с императорским родом.
– Отношений с мужчинами у неё было немало, это известно и никто не скрывает. Парадокс заключается в том, что она, в результате, всё-таки стала членом царской семьи, выйдя замуж уже в эмиграции за двоюродного брата Николая II. И её сын, Владимир, в эмиграции был одним из претендентов на престол.
Кшесинская прожила почти столетие – знаменитая балерина умерла всего за три месяца до своего векового юбилея.
– Как утверждают очевидцы, она умерла, играя в казино. Очень много вокруг неё было всяких слухов и домыслов. Конечно, и завистников было много, но она доказывала и на сцене, и в жизни, что она – личность. Таких ярких женщин в истории России, безусловно, немного, – уверен Алексей Учитель.
Писатель Александр Терехов, написавший сценарий к «Матильде», работал в архивах с документами несколько месяцев. При этом, он сумел обнаружить совершенно новые факты, которых до этого никто не знал.
– Терехов выискал какие-то совершенно уникальные эпизоды, которые нигде никогда не были опубликованы. Я читал и удивлялся – и тому, что это было, и тому, что об этом никто не знал. На эти факты мы и опирались, – рассказал режиссёр.
При подготовке к написанию сценария использовались и воспоминания самой Кшесинской, и письма Николая II – словом, все доступные источники, которым можно доверять. Ведь в фильме, основанном на исторических событиях, «не может быть белиберды и вранья», уверен Алексей Учитель. Хотя грань между художественным вымыслом и документальным повествованием очень тонка.
– Безусловно, эта грань должна быть этически выдержана. На мой взгляд, какие-то основные вещи должны соблюдаться обязательно. А что касается личностных взаимоотношений – мы можем только предположить, как вели себя, оставаясь вдвоём, скажем, Кшесинская и наследник. Каких-то вещей нет ни в воспоминаниях, ни в других источниках. Конечно, это наш авторский взгляд.
Так, например, обморок Николая, случившийся на коронации – факт общеизвестный. Однако из-за чего конкретно наследник потерял сознание, мы не знаем, и можем лишь предполагать, считает режиссёр. И нет ничего плохого в том, чтобы показать в фильме свою собственную трактовку этого события.
Кроме исторической точности и взгляда автора есть ещё один очень важный момент – собственно интерес зрителя. Чтобы его увлечь, можно экспериментировать с сюжетом. Один из таких сюжетных приёмов – ввод придуманного персонажа, существование которого никакими документами не подтверждено. Тем не менее, по логике событий, такой персонаж вполне мог существовать. В фильме «Матильда» это герой Данилы Козловского.
Сценарий для «Матильды» Александр Терехов переписывал по указанию Алексея Учителя семь раз.
– В конце концов, он сказал: «Лучше б я написал две-три книги за это время!», – смеётся режиссёр.
Алексей Учитель уверен, что написать хороший сценарий очень сложно. И именно из-за плохих сценариев, из-за того, что режиссёры снимают по «сырому» материалу, так страдает качество отечественных фильмов. Ведь снять плохой фильм по гениальному сценарию несложно, а гениальный фильм по плохому сценарию не снимешь никогда.
– Сам я не принимаю участие в написании сценария, но всегда очень плотно работаю с авторами. Персонажей, структуру фильма и прочее – мы всегда всё обсуждаем. Для меня очень важно получить сценарный результат, практически окончательный, перед съемками. К сожалению, так бывает редко, и все сценаристы «стонут» от меня, – признался создатель «Матильды».
Поиски главной героини для фильма «Матильда» оказались долгими и мучительными. На роль Кшесинской, по словам режиссёра, пробовалось более 300 актрис. Среди них были девушки из России, Англии, Ирландии, Польши и других стран Европы. В конце концов, главная претендентка была найдена – но и она не полностью удовлетворяла автора картины. Контракт с девушкой, имя которой режиссёр не называет, не подписывали до последней минуты.
Именно поэтому первыми снимали эпизоды без Кшесинской. Но таких эпизодов оказалось совсем не много – и неминуемо наступил момент, когда нужно подписывать контракт. И тут случилось чудо.
– Мне позвонили из Польши и сказали, что есть одна молодая актриса, которая только закончила Варшавскую театральную школу. Без всякой надежды мы её позвали, и после первой же пробы я предложил ей контракт. Я не жалел ни секунды – это было стопроцентное попадание, – рассказал режиссёр.
С Учителем был солидарен и актёр Ларс Айдингер, который сыграл в фильме роль Николая.
– Очень важно, чтобы совпала «химия» дуэта, – поясняет режиссёр.
И «химия» совпала – это Алексей заметил на той же первой пробе.
Самое страшное при поиске актёров – это именно выбор, рассказывает Алексей Учитель:
– Ты не можешь ошибиться, в этом весь ужас. На протяжении моей карьеры мне всегда везло. Так было с «Прогулкой». Так случилось и здесь.
«Матильда» является уникальным фильмом не только из-за скандала, развернувшегося ещё до премьеры. Специально для картины были создали невероятных масштабов роскошные декорации, подобных которым не было очень давно.
– Массовка, которая снималась у нас в эпизоде коронации Николая II – это эпизод, которым мы гордимся. Для него были специально построены декорации Успенского собора Кремля. Говорят, что со времён «Войны и мира» такого не было, – поведал режиссёр.
В процессе съёмки постоянно шились костюмы, материал закупался и в Китае, и в России.
– В двух женских колониях нам шили костюмы для Ходынки. Что называется, работала вся страна. Я считаю, что вся творческая группа была уникальна – и художники, и гримёры, я уж не говорю об актёрском составе, думаю, что трудно собрать более интересный актёрский состав. Всё это в комплексе и дало такой результат, – с гордостью рассказывает Алексей Учитель.
Отдельная интересная история связана с музыкой для картины.
– Я долго думал, кто будет композитором в этом фильме. Я не очень люблю музыку в фильмах и не так часто ею в предыдущих картинах пользовался, хотя работал, на мой взгляд, с гением – композитором Леонидом Десятниковым. Но здесь я не понимал, кто это может быть, – поделился режиссёр.
Решение пришло неожиданно – в виде мелодии, услышанной нечаянно.
– Я услышал однажды мелодию, которая меня поразила. Она очень точно подходила для нашего фильма, – рассказал Алексей Учитель.
Но выяснилось, что автор данной мелодии – голливудский композитор Марко Белтрами, написавший музыку ко множеству крупных картин. Агенты Белтрами, получив письмо от режиссёра, назвали просто заоблачную сумму. Авторы «Матильды» поделили эту сумму на шесть и вновь отправили письмо.
– На что последовал ответ, что вот когда вы сделаете, смонтируете – пришлите, а мы посмотрим. Это был такой вежливый отказ. Но когда мы сняли примерно полкартины, смонтировали минут 30, мы всё-таки отправили наш материал Марко Белтрами, написав ему личное письмо. Где-то недели через две позвонила агент и сказала, что он согласен. Это было удивительно, потому что их трудно чем-то поразить. Но что-то их проняло, – вспоминает режиссёр.
Впрочем, Алексей Учитель признался, что при общении с голливудским композитором у него был «козырь» – оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Вполне возможно, что это также «подкупило» Белтрами. В результате, все остались очень довольны совместной работой.
– Все считают, что я чем-то опозорил последнего императора, хотя мы рассказываем в нашей картине не о царе, а только о наследнике. Но я бы не стал снимать фильм, если б отрицательно к нему относился. Я отношусь к нему уважительно и очень по-человечески. Я понимаю его человеческую мягкость. Это была не нерешительность, это что-то другое – природная интеллигентность. Я думаю, у нас понимают его неправильно, – поделился режиссёр.
Алексей Учитель уверен, что Николай был человеком очень неглупым. И главным подтверждением этого является тот факт, что Россия при последнем императоре достигла максимального уровня благосостояния:
– Я не устаю приводить этот пример: он взошёл на престол в 1896 году, а в 1913 году Россия в первый и последний раз была самой процветающей страной в мире – такого не было ни до, ни после никогда. Она была первой в Европе по всем показателям: промышленным, экономическим, финансовым. И второй в мире после Америки. Он умело подбирал команду людей, которые управляли страной, и это тоже повлияло на успехи.
Что касается Матильды Кшесинской – режиссёр уверен, что наследник поступил именно так, как должен был поступить. И эта дилемма – выбор между любовью и долгом – является самой важной в фильме.
– Мы ежесекундно делаем выбор. От нашего выбора зависит всё: и любовь, и твоя позиция, и то, что происходит в твоей семье, и в стране. Любовь и выбор – два ключевых понятия, которые определяют и тебя, и мир вокруг.