Юристы назвали лазейки в законе, которыми пользуются нечестные страховщики

7 авг, 17:08
Олеся Курдюкова
Через разные трактовки кодекса они избегают восстановительного ремонта.
Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com

Автостраховые компании пытаются обойти предписание ремонтировать машины после ДТП, сообщили юристы СПбГУ, поскольку это выходит дороже, чем отдать деньгами.

Как передаёт пресс-центр вуза, страховщики мотивируют своё решение разъяснением пленума Верховного суда РФ по поводу ситуаций, когда восстановительный ремонт автомобиля невозможен. Однако нигде не разъяснено, что следует понимать под объективной невозможностью ремонта, говорит доцент университета Максим Кратенко. Так что компании просто пишут на своих сайтах, что в регионе нет доступных СТО для ремонтных работ, хотя по факту это значит, что они не заключили ни с кем договор либо не нашли компромисс по стоимости ремонта.

Ряд страховщиков использует такие формулировки в заявлении о страховом возмещении, по которым невозможно выяснить, чего добивался потерпевший — отремонтировать машину или получить деньги, чем также пользуются страхователи, просто выбирая более выгодную форму возмещения ущерба.

В то же время Центробанк практически не комментирует подобные нарушения и ничего не предпринимает.

Сложности с восстановительным ремонтом машин связаны также с выдаваемым страховщиком направлением на СТО, если оно не исключает необходимости дополнительного согласования параметров ремонта между потерпевшим, страховщиком и станцией техобслуживания, то есть является по сути «предварительной сметой».

Проблему непопулярности восстановительного ремонта нельзя решать ужесточением санкций в отношении страховщиков, считают учёные СПбГУ. Лучше сделать для них обе формы экономически равнозначными. К примеру, предусмотреть в законе расчёт стоимости ремонта для легковушек без применения износа — вне зависимости от формы страхового возмещения, будто то денежная или натуральная. Это обеспечит большую финансовую защиту добросовестным автовладельцам, которые застраховали риск своей ответственности.

Помимо этого, эксперты полагают, что натуральная форма страхового возмещения введена в закон об ОСАГО в очень жёсткой и категоричной форме.

— Целесообразнее было бы установить обязанность страховщика выплатить страховое возмещение в деньгах либо — в качестве опции страховщика — оплатить ремонт автомобиля на СТО в пределах суммы страхового возмещения. Это исключило бы необходимость скрупулезной регламентации в законе процедуры организации восстановительного ремонта, соблюсти которую на практике крайне сложно. Страховщик, имеющий договоры с СТО и заинтересованный именно в натуральной форме страхового возмещения, не будет искать лазейки для перехода к денежной выплате. Если же по каким-то причинам для страховщика организация ремонта затруднительна, он обязан выплатить страховое возмещение в классической, денежной форме, — отмечают в СПбГУ.

Напомним, ранее стало известно, что стоимость ОСАГО в Петербурге увеличится ещё на 10%.

Другое по теме