Утильсбор, закон о такси или санкции? Почему «китайцы» бросают Россию

15 окт, 11:10
Лилия Батршина
Авторынок России лихорадит: по-прежнему действуют санкции, ужесточается параллельный импорт, повышение утильсбора сказывается на ценах. Добавляет масла в огонь и закон о локализации такси. На этом фоне как гром среди ясного неба прозвучала новость об уходе с нашего рынка китайской Chery. В чём причины такого решения и как это скажется на российских водителях, разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: Johannes Neudecker/globallookpress.com, freepik.com, Xia Yifang/globallookpress.com

Прибыль VS дружба народов

Японское агентство Nikkei в конце сентября сообщило со ссылкой на внутренние документы компании, что китайский автопроизводитель Chery планирует сократить присутствие в России к 2027 году. В качестве причины называется запланированное IPO — листинг акций на бирже в Гонконге, в результате которого компания собирается привлечь 1,2 млрд долларов инвестиций. Деньги внушительные, и автопроизводитель не хочет рисковать ими из-за возможных вторичных санкций против России.

Новость прозвучала как гром среди ясного неба. Chery — одна из самых популярных китайских марок в России, особенно в сегменте кроссоверов, при этом, по некоторым данным, российский спрос формирует до четверти общей выручки компании. Неудивительно, что сразу после появления этой новости последовали опровержения: так, официальное российское представительство Chery решительно заявило, что бренд не собирается покидать страну. Впрочем, как указала в беседе с 78.ru генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк, истина где-то посередине: формально бренд может сохранить своё название на рынке, но его операционная деятельность и доля в выручке могут быть значительно сокращены.

— Успех этого IPO критически важен для привлечения крупных международных инвесторов, которые крайне чувствительны к санкционным рискам. Активное присутствие в России, приносящее значительный доход, становится препятствием для этой глобальной финансовой цели, — пояснила эксперт.
Фото: Asad/globallookpress.com

Одновременно наблюдаются проблемы и с самим российским рынком: спрос стагнирует из-за высокой ключевой ставки, медленное снижение которой не позволяет пока активизировать кредитную активность, повышение утильсбора «задирает» цены и делает поставки менее выгодными. Подливает масла в огонь и закон о локализации такси: не секрет, что кроссоверы Chery закупали многие таксопарки. Всё это вкупе с листингом в Гонконге действительно могло подтолкнуть Chery изменить свои планы по работе в России.

— Будем откровенны: в количественном соотношении у нас рынок весьма интересный, но не в соотношении прибыли, потому что дешёвые автомобили, такие как Chery Tiggo 4, Tiggo 7 в минимальной комплектации, не столь сильно маржинальные, как более премиальные модели и особенно гибриды, — пояснил в беседе с 78.ru автоблогер Павел Лаздин.

В России высок спрос именно на бюджетные модели, в то время как на других рынках большей популярностью пользуются модели, которые у нас считаются премиум-сегментом. Chery собирается расширять присутствие на рынке Австралии и в Европе, особенно в части гибридов, спрос на которые в России не такой большой — а Chery по производству гибридов не просто догнала, а перегнала многих производителей, указал Павел Лаздин. Эти рынки более низкорисковые, а IPO позволит развивать перспективные и инновационные технологии без рисков вторичных санкций, констатировал заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук Александр Дмитриев.

В итоге российский рынок выпал для компании из числа приоритетных: возможные санкции и глобальные перспективы победили даже «дружбу народов».

Однако слова российского представительства Chery правдивы: компания действительно не собирается полностью уходить из России. Она сохраняет гарантийную поддержку и поставки запчастей, и некоторые модели в нашей стране по-прежнему останутся.

— Серьёзных проблем у текущих владельцев не ожидается, сервисные центры и склады запчастей продолжают работать. Возможные задержки могут касаться лишь редких комплектующих, срок поставки которых иногда увеличивается, — констатировал региональный менеджер по работе с поставщиками ГК «Интерлизинг» Илья Чапурский.
Фото: Bulkin Sergey globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Тем более что Chery применяет истинную восточную хитрость, собираясь и уйти, и остаться одновременно, а также решить для себя некоторые проблемы российского рынка. И такой фокус она проворачивает уже не в первый раз.

«Китайская копия»

Сама деятельность Chery действительно будет сворачиваться до минимально необходимой, однако у неё есть «козырь в рукаве»: бывший завод Volkswagen под Калугой, где запущено производство под маркой Tenet. Илья Чапурский отметил, что сначала сборка будет крупноузловая с поставками деталей из Китая, но постепенно уровень локализации обещают повышать, чтобы перейти к полному циклу. И самое главное — модели Tenet «подозрительно напоминают» машины от Chery, те же Chery Tiggo.

— Tenet повторяет модели Chery. Причём скажу больше: даже свежие китайские премьеры Tenet привозит сюда раньше, чем Chery. К примеру, тот же самый Tiggo 8 PRO MAX — у нас уже это Tenet 8, — отметил Павел Лаздин.

Технически Tenet — те же самые Chery, меняется только шильдик, подтвердил Илья Чапурский. И ребрендинг Chery в Tenet — это уже не планы, а реализованный шаг, указал представитель японской экспортной компании HSS на территории РФ Никита Колесников. Это позволяет компании решить несколько задач одновременно: и сохранить техническое присутствие в стране, и не попасть под санкции. Именно в этом и заключается смысл «прокси-брендов», как их назвал Александр Дмитриев — им передают активы и каналы сбыта, чтобы сохранить продажи под новым видом.

— С одной стороны, Chery дистанцируется от прямых операций на рынке, который несёт в себе санкционные риски для её глобальной репутации и финансовых планов. С другой стороны, компания сохраняет производство и сбыт на втором по важности для себя рынке, продолжая получать доход, но уже через партнёрские соглашения по поставкам комплектующих и технологий. Риск для глобального бренда в данной ситуации считается меньшим злом по сравнению с угрозой срыва IPO, — констатировал Никита Колесников.

При этом у Tenet есть существенный плюс: это уже российский бренд, для которого утильсбор не столь велик, как для иностранных авто, а кроме того, он может попасть в различные программы поддержки Минпромторга. Так, к примеру, недавно ведомство опубликовало первый список локализованных автомобилей, которые смогут закупать таксопарки после 1 марта 2026 года — Tenet там нет, но, как сообщили в Минпромторге, его планируется расширить и Tenet в него попадёт, как и модели Haval, а также машины, которые производятся на «Автоторе». И это ещё один весомый аргумент для деления компаний, что, к тому же, устраивает и российские власти: Минпромторг давно настаивает на локализации производства вместо закупок готовых машин за рубежом.

— Основной риск — потеря узнаваемости бренда. На данный момент брать Tenet в лизинг или в кредит менее выгодно, чем Chery. Но уже очевидно, что это временная мера для быстрой распродажи остатков уходящего бренда. Сам по себе ребрендинг цен не снизит. Напротив, дополнительные юридические и логистические издержки могут подтолкнуть стоимость автомобилей вверх, — указал Илья Чапурский.
Фото: Ilya Moskovets globallookpress.com
Фото: Ilya Moskovets/globallookpress.com

Никита Колесников подтвердил, что при смене Chery на Tenet действительно произойдёт рост стоимости. Причины две: с одной стороны, локализация сборки всегда ведёт к увеличению издержек, поскольку она менее выгодна, чем поставка готовых собранных авто, с другой — продвижение нового бренда на конкурентном рынке потребует значительных маркетинговых инвестиций. Все эти затраты, конечно, будут заложены в конечную цену для потребителя.

Однако, по словам Ильи Чапурского, многое будет зависеть от господдержки: если Минпромторг включит Tenet в свои программы, субсидии и льготные схемы кредитования, то конечную цену для потребителей удастся удержать на более доступном уровне.

Не первые и не последние

Схема ребрендинга в Tenet — не новая для Chery: по похожему принципу компания работает, к примеру, в Иране, где она также выходит на рынок через местные иранские марки и суббренды. Более того, подобный опыт уже активно используется и другими игроками, констатировал Никита Колесников.

— Формат, при котором иностранный производитель, в данном случае китайский, обеспечивает технологическую платформу и комплектующие, а на территории России происходит сборка под местным брендом, оказался оптимальным ответом на текущие вызовы. Ярким примером является бренд Moskvich, который возродился на мощностях бывшего завода Renault с использованием моделей JAC. Для других китайских автопроизводителей, также оценивающих свои санкционные риски, схема с ребрендингом выглядит логичным следующим шагом, — отметил эксперт.

Илья Чапурский согласился, что сценарий ребрендинга могут использовать и другие китайские производители, однако жизнеспособность такого подхода зависит от нескольких факторов — прежде всего от надёжного юридического оформления, сервисной поддержки и участия в госпрограммах, которые помогают удерживать цены доступными.

— Риски остаются: новые марки теряют узнаваемость, сроки поставки отдельных деталей иногда увеличиваются, но при грамотной организации клиенты продолжают получать привычные автомобили без существенных задержек, — указал эксперт.
Фото: Shatokhina Natalia globallookpress.com
Фото: Shatokhina Natalia/globallookpress.com

Более того: как рассказал Павел Лаздин, другие китайские производители уже успешно применяют схему ребрендинга. В качестве примера можно привести Geely, которая заменяет авто под своим брендом на белорусский BelGee и новый бренд Knewstar — под ними выпускаются «копии» Geely Emgrand, Geely Tugella и Geely Atlas. Таким образом Geely уходит от конфликта с Volvo, технологии которой использует в своей платформе. В итоге она и сохраняет прибыль, и формально дистанцируется от рынка, который грозит ей санкциями.

Выгодно это и россиянам, ведь если бы Chery и другие китайские бренды ушли прямо и резко, как европейские в 2022 году, это привело бы к серьёзным проблемам с гарантийным обслуживанием и поставками оригинальных запчастей, указала Ирина Франк.

— Реализуемая на практике схема с ребрендингом в Tenet предлагает определённую амортизацию последствий. Поскольку новые кроссоверы T4, T7 и T8 являются технически идентичными версиями моделей Tiggo, а их сборка налажена на заводе в Калужской области, логистика запчастей для этих автомобилей должна быть сохранена. Владельцы же автомобилей, купленных под старым брендом, вероятно, столкнутся с растущими сложностями, так как фокус дистрибуции и поддержки постепенно сместится в сторону нового бренда Tenet, — предупредила эксперт.

А вот в возможности для западных компаний использовать эту схему эксперты сомневаются.

— Что касается европейских брендов, то для них подобная модель пока недоступна из-за действующих прямых ограничений со стороны их правительств, — констатировал Никита Колесников.

Поэтому BMW, Renault или Volkswagen под другими именами в России можно не ждать: это вопрос прежде всего политический, связанный с санкциями и противостоянием с Западом. Китай в этой ситуации старается получить максимум выгоды, избежав рисков и не потеряв важный дружественный рынок — и можно сказать, что у него это получается. А российским водителям остается только привыкнуть к новым шильдикам и надеяться, что цены вырастут не слишком сильно.

Другое по теме