Прямой эфир

Утильсбор отменят? Что ждёт самый спорный налог в автоотрасли России в ноябре 2025

Лилия Батршина
3 октября, 10:59
Утильсбор много лет остаётся темой бурных обсуждений в автосреде, а с 2024 года, когда ввели новые правила его расчёта, эти обсуждения стали только горячее. В ноябре 2025 года грядёт новая корректировка утильсбора, и эксперты уже предупреждают о последствиях для авторынка. Почему вокруг утильсбора по-прежнему ломают копья и какие у него перспективы, разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: Belkin Alexey; Michael Weber/globallookpress.com, pngwing.com, flaticon.com/I Putu Kharismayadi

Утильсбор как причина всего

Утильсбор или, как он называется полностью, утилизационный сбор — это налог, который платят автопроизводители на утилизацию произведённых автомобилей после завершения их срока службы. Его ввели ещё в 2012 году ради поддержки экологии, однако с 2023 года сущность утильсбора изменилась: теперь он стал мощным инструментом поддержки отечественного производителя, с одной стороны, и серьёзным источником налоговых поступлений, с другой. Сегодня этот инструмент несёт в себе двойственную природу, пояснила в беседе с 78.ru генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.

— Эта двойственность и порождает постоянные разногласия между автопроизводителями, дилерами и государством. Производители видят в нём дополнительный налог, который напрямую влияет на конечную цену и снижает доступность автомобилей для граждан, в то время как для бюджета это важный источник доходов. Кроме того, сохраняется неопределённость в целевом использовании собранных средств, что усиливает недоверие со стороны рынка, — отметила эксперт.

При этом, как указал директор северо-западного дивизиона «Интерлизинга» Александр Ерохин, хотя утильсбор призван прежде всего поддержать отечественный автопром — об этом власти заявляют уже не скрываясь, — на практике он направлен на сокращение серого импорта и смещение предпочтений потребителей в сторону более доступных или российских моделей. Однако что-то в этой стратегии пошло не так, и хотя спрос на отечественные авто действительно вырос, в целом по рынку он сильно упал.

Именно утильсбор, резко выросший в 2024 году из-за новых правил расчёта, называют одной из главных причин падения спроса на новые автомобили. В 2025 году это падение достигло критических значений, затронув все сегменты рынка, а АвтоВАЗ даже грозится уйти на четырёхдневную рабочую неделю, чтобы предотвратить затоваривание на складах. И нельзя сказать, что это неправда, указали эксперты.

— Утилизационный сбор действительно является одним из факторов падения спроса на новые авто, особенно в сочетании с высокой ключевой ставкой, что делает покупки менее доступными. Повышение утильсбора с октября 2024 года привело к росту конечной стоимости автомобилей, а высокая ключевая ставка снижает количество желающих использовать эти финансовые продукты. Однако это комплексный вопрос, где влияют также и инфляция, рост цен на ремонт и обслуживание авто, — отметил Александр Ерохин.
Фото: Michael Weber/globallookpress.com
Фото: Michael Weber/globallookpress.com

Ирина Франк также обратила внимание, что падение спроса — это кумулятивный эффект от нескольких мощных негативных факторов: утильсбор разово повышает цены на этапе покупки, но высокая ключевая ставка увеличивает стоимость кредита и ежемесячные платежи, закрывая возможность покупки для многих граждан.

— Таким образом, эти два фактора бьют по одной и той же группе покупателей, создавая синергетический эффект, который и приводит к резкому снижению продаж. Выделить единственную причину здесь невозможно, — констатировала Ирина Франк.

Однако есть у утильсбора, а точнее, у его повышения, и обратный эффект — в моменте он резко увеличивает спрос на автомобили. Но есть нюанс.

Правила изменятся, а спрос?

Сегодня активно обсуждается новый законопроект Минпромторга, согласно которому правила утильсбора с 1 ноября в очередной раз изменятся. Пока он не принят, но есть все основания полагать, что законопроект успеет пройти необходимые процедуры и вступить в силу к заявленному сроку.

Согласно текущим нормам, ставка утильсбора зависит от категории транспортного средства, объёма двигателя, возраста авто и его допустимой массы. Теперь же ведомство предлагает рассчитывать ставку с учётом объёма двигателя, его мощности и даты выпуска авто. Связано это с тем, что сегодня на рынке появляется всё больше моделей с турбированными двигателями, которые при скромном объёме обладают большими мощностями.

Ставки предполагаются такие: для авто мощностью менее 160 лошадиных сил сбор останется прежним, для ТС 160–200 лошадиных сил утильсбор вырастет на 25–30%, а свыше 200 лошадиных сил — на 50%.

— Мы предлагаем сохранить действие нашей меры поддержки — льготных коэффициентов — как раз для массовых машин с мощностью двигателя до 160 л. c., наиболее востребованных у населения. Сумма утильсбора для них останется той же — 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за автомобиль старше трёх лет, — сообщил глава Минпромторга Антон Алиханов в беседе со СМИ.

В итоге, как отмечают СМИ, повышение цен ожидает крайне популярные у россиян модели. К примеру, утильсбор для Geely Monjaro составит почти 840 тыс. рублей против текущих 3,4 тыс. Toyota RAV4 и Kia Sorento подорожают почти на 2 млн рублей, Kia Carnival и Hyundai Santa Fe — почти на 3 млн рублей, BMW X3 — больше чем на 3,5 млн рублей. А авто, ввозимые по параллельному импорту, могут и вовсе исчезнуть с рынка, поскольку они подорожают на 40%.

Фото: wikimedia.org/Retired electrician; CC0
Фото: wikimedia.org/Retired electrician; CC0

При этом известие о росте утильсбора, как и раньше, накануне первого крупного повышения в 2024 году, создало ажиотаж на рынке: за неделю с 22 по 28 сентября было продано больше 32 тыс. машин — это на 21% больше, чем в предыдущую неделю. Рост спроса эксперты прогнозируют до середины ноября, пока новые правила утильсбора не начнут оказывать серьёзное воздействие. После этого цены пойдут вверх, а спрос, вероятно — снова вниз.

Утильсбор и социальная справедливость

На фоне предложения новых правил для утильсбора растёт и их критика. В Госдуме регулярно просят Минпромторг оценить возможные последствия изменения правил и отмечают, что они могут спровоцировать социальную напряжённость. Звучат и идеи по другим правилам расчёта утильсбора — например, в зависимости от цены авто, а не объёма и мощности двигателя. Кроме того, предлагают утильсбор для массового сегмента вовсе отменить, а оставить его только для люксовых автомобилей.

Опрошенные 78.ru эксперты подтвердили, что подобные предложения действительно могут оказать влияние на спрос. Однако сегмент люксовых автомобилей в итоге может частично сократиться, указал Александр Ерохин.

— Снижение конечной цены даже на несколько процентов для бюджетных моделей может дать значительный импульс рынку, особенно в сочетании с другими мерами поддержки. Для люкс-сегмента последствия будут иными. Покупатели дорогих автомобилей менее чувствительны к изменению цены, однако резкое повышение сбора может привести к некоторому сокращению объёма продаж в этом сегменте. Это, в свою очередь, ударит по дилерам премиальных марок и может привести к потере части бюджетных поступлений, поскольку один люксовый автомобиль приносит существенный сбор, — констатировал в беседе с 78.ru представитель японской экспортной компании HSS на территории РФ Никита Колесников.

Отмена утильсбора для бюджетных автомобилей при этом может привести к негативным последствиям для рынка, прежде всего для отечественных автопроизводителей. Дело в том, что как только «заградительный» утильсбор снимут, на рынок вновь хлынут зарубежные бюджетные автомобили, производители которых могут держать низкие цены за счёт глобального объёма выпуска. Российские предприятия таким преимуществом похвастаться не могут.

— Если утилизационный сбор убрать для автомобилей массового сегмента, рынок может снова наполниться зарубежными брендами, с которыми отечественный автопром пока не может эффективно конкурировать. Это усилит давление на российских производителей и снизит их долю на рынке, — констатировал Александр Ерохин.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Китайские бренды вновь укрепятся на российском рынке в случае отмены утильсбора для бюджетных автомобилей, подтвердил Никита Колесников. Однако есть нюанс, связанный с тем, какие именно автомобили понимать под зарубежными и отечественными.

— Ключевой вопрос заключается в том, что сегодня под понятием «отечественный автопром» часто понимаются в том числе и локализованные в России китайские производства. Чтобы отмена сбора не навредила им, необходимо жёстко привязывать льготы к уровню локализации. В противном случае станет выгоднее импортировать готовый автомобиль, чем собирать его на местном заводе, — указал эксперт.

Есть вопросы и в целом к возможности привязать ставки утильсбора к цене автомобиля. Александр Ерохин отметил, что такая идея сложна для реализации, ведь придётся учитывать широкий диапазон моделей и версий авто. Никита Колесников считает, что идея реализуема, однако она порождает новые вызовы, хотя и выглядит на первый взгляд социально справедливой.

— Основной риск заключается в потенциальных манипуляциях с официальной ценой автомобиля при оформлении, чтобы избежать повышенной налоговой ставки. Текущий параметр, такой как мощность двигателя, является более объективным и прозрачным критерием, который сложнее подделать, — отметил Никита Колесников.

Практическая реализация такой идеи потребует создания сложного механизма контроля, и вряд ли власти сегодня в этом заинтересованы.

Вероятно, поэтому подобные предложения появляются прежде всего в публичной сфере, но не выливаются в итоге в законопроекты — спектр возможных последствий слишком широк и может нивелировать все выгоды, которые получает отечественный производитель от создавшейся ситуации.

Утильсбор не отменят, но скорректируют

Утильсбор в современных реалиях работает как ценовой барьер для импортных автомобилей, искусственно поддерживая продукцию, локализованную в России. Однако эту помощь сложно назвать эффективной в долгосрочной перспективе, обратила внимание Ирина Франк.

— Вместо стимулирования реальной конкурентоспособности, качества и технологического развития автопрома утильсбор работает как «костыль», ограждающий его от здоровой конкурентной борьбы. Это может приводить к стагнации и отсутствию стимулов для серьёзного развития, что в итоге не соответствует интересам ни отрасли, ни потребителей, — считает эксперт.
Фото: Shatokhina Natalya/globallookpress.com
Фото: Shatokhina Natalya/globallookpress.com

Вероятно, поэтому и появляются различные идеи по реформированию утильсбора, которые высказываются как в инфосреде и профессиональном сообществе, так и на уровне министерств. Однако полной отмены утильсбора можно не ждать, отметили опрошенные 78.ru эксперты.

— Перспективы сборов связаны с продолжением политики защиты отечественного автопрома и минимизацией параллельного импорта. Возможны дальнейшие корректировки — повышение или снижение ставок в зависимости от экономической ситуации и эффективности мер. Полная отмена утильсбора пока не рассматривается, так как этот инструмент важен для регуляции рынка, — отметил Александр Ерохин.

Никита Колесников также видит перспективу утильсбора не в отмене, а в его дальнейшей дифференциации и постоянной донастройке.

— Полная отмена маловероятна, поскольку этот сбор прочно вошёл в бюджетную систему как значительный источник доходов. Скорее всего, мы будем наблюдать движение в сторону более сложной формулы расчёта, которая будет учитывать не только мощность, но и другие параметры, такие как экологический класс, возраст ввозимого автотранспорта и уровень локализации производства, — предположил эксперт.

Очевидно, что в текущей ситуации дефицита бюджета отказываться от такого источника доходов, как утильсбор, власти не будут. К тому же отечественный производитель нуждается в защите, чтобы его деятельность в принципе имела смысл. Нельзя забывать, что автоотрасль обладает большим кумулятивным эффектом для экономики — от рабочих мест до высокотехнологичного производства компонентов. Но корректировки вполне возможны, и каждая из них будет сопровождаться повышением цен на отдельные категории авто и поэтому — всплеском спроса, чтобы успеть приобрести автомобиль по более низким ставкам.