Массовый исход: таксопарки избавляются от иномарок, но стоит ли их покупать?

Какие машины будут распродавать таксопарки
Закон ФЗ-580 «О локализации транспорта для такси» наделал много шума в мае 2025 года: принятый Госдумой и затем подписанный президентом документ оказался значительно жёстче, чем ожидалось, что оставило рынок в недоумении и возмущении. Согласно ему, к 1 марта 2026 года на большей части территории страны в такси смогут работать только авто, которые наберут 3200 баллов локализации. Также он указывает, что все иномарки смогут продолжить работу, а подвергаться требованиям локализации будут только новые машины, добавляемые в реестры.
Этот закон сам по себе вызвал неоднозначную реакцию на рынке, несмотря на заявленные переходные периоды и исключения для определённых регионов. Теперь появились и его первые последствия: с марта 2026 года перевозчики потеряют возможность не только зарегистрировать новые иномарки, но и перерегистировать те, которые уже имеются в таксопарках. Явление это масштабное, указала руководитель образовательной программы «Менеджмент», доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Кристина Палий.
— Например, только в Москве около 20 тыс. трёхлетних иномарок, приобретённых в лизинг в 2023 году, не смогут работать в такси после выкупа у лизинговых компаний. Учитывая, что доля импорта в таксопарках превышает 80%, объём предложения на вторичном рынке в 2026–2027 годах может стать рекордным, — отметила она.
В результате эксперты прогнозируют масштабную распродажу иномарок из таксопарков в марте 2026 года, и это — неизбежное следствие нового закона, констатировала в беседе с 78.ru генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк. Перевозчики больше не смогут сдавать свои машины в аренду водителям-ИП, и потому они будут вынуждены обновлять автопарк, а значит — выбрасывать на рынок тысячи автомобилей.
— Речь идёт о сотнях тысяч автомобилей, особенно учитывая активные закупки в лизинг в 2023–2024 годах именно на срок 3–4 года, который как раз истекает в 2026–2027 годах. Это не гипотетическая возможность, а запланированный и вынужденный массовый выход транспорта из коммерческой эксплуатации, — пояснила Ирина Франк.

Однако это не значит, что на всем известных и доступных онлайн-площадках сразу появится огромное количество автомобилей «экс-такси».
Где и кому буду продавать авто из-под такси
Как пояснила 78.ru Кристина Палий, продажа авто из таксопарков будет осуществляться через три основных канала.
— Лизинговые компании организуют аукционы для реализации автомобилей после окончания договоров. Крупные таксопарки разместят объявления на собственных сайтах и партнёрских площадках автодилеров. Часть машин поступит на специализированные онлайн-площадки вроде «Авто.ру» с пометкой ex-taxi, — отметила она.
Подробно о том, как будут происходить распродажи, рассказал представитель японской экспортной компании HSS на территории РФ Никита Колесников. Он обратил внимание на то, что в первую очередь такие распродажи будут ориентированы на оптовые каналы, а вовсе не на обычного частного покупателя.
— Крупные таксопарки и лизинговые компании, у которых сосредоточены основные объёмы таких машин, будут выставлять их крупными партиями на специализированных автомобильных аукционах. Площадками станут известные отраслевые игроки, такие как «СберАвто», «ВТБ Лизинг» и прочие. Именно там будут появляться лоты по 10, 50, 100 и более автомобилей одновременно, — отметил эксперт.
В то же время часть этих машин всё же попадёт в розницу, однако не напрямую — реализовывать их будут крупные перекупщики или автодилеры. Прямая же продажа автомобилей из таксопарков водителям, эксплуатировавшим конкретную машину, возможна, но будет скорее исключением.
— Для рядового покупателя основными точками поиска станут именно сайты этих крупных аукционов и лизинговых компаний, где можно найти предложения напрямую от владельцев парка. Однако очень быстро эти автомобили наводнят и популярные агрегаторы объявлений, но здесь покупателю нужно быть предельно осторожным: машины будут продаваться через перекупщиков, которые могут скрывать их таксистское прошлое или маскировать реальное состояние, — предупредил эксперт.

Масштабы грядущей распродажи действительно впечатляют, даже если в первую очередь она будет идти через оптовые закупки. И эксперты уже предсказывают серьёзный вызов для авторынка, в первую очередь — для рынка подержанных авто.
Рухнет рынок подержанных авто?
Вторичный рынок примет удар распродажи первым, это очевидно. Причём удар получится двойным: с одной стороны, это краткосрочный массовый выброс подержанных иномарок, который создаст избыточное предложение, а с другой — жёсткий демпинг, который зависит от массовости не в полной мере. Бывшие такси в принципе теряют более 50 % стоимости, привела данные Кристина Палий, и в комплексе с большим объёмом эффект ожидается разрушительный.
— Огромный, беспрецедентный объём предложения конкретных моделей — преимущественно массовых бюджетных седанов и хетчбэков, популярных у таксистов (таких как Kia Rio, Hyundai Solaris, Renault Logan, Volkswagen Polo) — неизбежно приведёт к сильнейшему давлению на цены в этом сегменте. Мы ожидаем значительного демпинга и обвала цен именно на эти машины, поскольку таксопарки и лизинговые компании будут стремиться избавиться от них быстро и оптом. Этот эффект волной прокатится по всему рынку подержанных бюджетных иномарок: цены на схожие модели, не бывшие в такси, также могут снизиться из-за общего переизбытка предложения и падения спроса, — описала последствия для авторынка Ирина Франк.
Кроме того, скорее всего, последуют и «афтершоки» — косвенные эффекты для других сегментов рынка. Так, Кристина Палий предположила, что массовая распродажа подержанных авто может негативно повлиять и на первичный рынок эконом-класса, поскольку покупатели «переключатся» на доступные подержанные аналоги. В то же время, как указала Ирина Франк, могут несколько вырасти цены на другие сегменты вторичного рынка — например, на кроссоверы или автомобили, не массово использовавшиеся в такси, поскольку спрос на них не будет насыщен этим потоком.
Ждут авторынок, особенно первичный, в том числе и более долгосрочные последствия.
— Что касается первичного рынка, то закон станет мощным стимулом для закупок таксопарками новых автомобилей с высокой степенью локализации: Lada, китайские бренды и локализованные модели типа «Москвич 3». Спрос на такие новые машины резко вырастет, в то время как интерес таксопарков к новым бюджетным иномаркам, не соответствующим требованиям локализации, упадёт практически до нуля, что может заставить импортёров пересматривать свою стратегию, — констатировала Ирина Франк.

Авторынок похож на систему сообщающихся сосудов: если что-то произошло в одном сегменте, оно непременно скажется на других. Такси является одним из самых массовых покупателей авто, и битва за этот рынок идёт постоянно. Локализация повысит спрос (и, вполне вероятно, цены) на отечественные автомобили и резко снизит импорт, который без такой подпитки останется не у дел.
А ещё из-за «перевооружения» такси в долгосрочной перспективе наверняка вырастут тарифы — вплоть до 15 %, но об этом предупреждали ещё в мае.
Плюсы и минусы подержанных авто от таксопарков
Что же делать покупателю на фоне такого массового предложения иномарок по относительно низким ценам? Эксперты указывают однозначно: прежде всего — нужно быть предельно осторожным и осознавать риски.
Главная потенциальная выгода у таких автомобилей одна, констатировал Никита Колесников — это очень низкая цена, гораздо ниже рынка. На этом, пожалуй, плюсы у автомобилей, побывавших в роли такси, заканчиваются, и начинаются сплошные минусы.
Первый и главный подвох таких машин — колоссальный износ. Машины такси работают практически 24/7 и за три-четыре года накапливают пробеги в 200–300 тыс. километров и более. В результате их ресурс часто близок к исчерпанию, изнашиваются все ключевые узлы — двигатель, коробка передач (особенно автоматическая), сцепление, подвеска, тормоза, салон, указал Никита Колесников. Причём подвержены износу все марки без исключений.
— Модели вроде Toyota Corolla или Nissan Almera традиционно славятся надёжностью, но даже их запас прочности не бесконечен. Режим работы такси — это экстремальные нагрузки: постоянные старт-стопы, езда по плохим дорогам, минимальное время простоя. Даже «неубиваемый» японский двигатель или коробка, проработавшие в таких условиях сотни тысяч километров, потребуют серьёзных вложений в ближайшей перспективе, — отметил Никита Колесников.
При этом репутация конкретно японских машин как самых надёжных может сослужить дурную службу: недобросовестные продавцы часто используют её как прикрытие, чтобы продать «уставший» автомобиль по завышенной относительно других «экс-такси» цене, добавил эксперт. С корейскими или европейскими моделями подобных рисков меньше, однако и износ у них будет больше из-за более частой эксплуатации в такси.
— Добавьте к этому высокую вероятность скрученных пробегов, сомнительную историю обслуживания (экономия на маслах и запчастях в коммерческом парке — обычное дело), убитый салон и множество скрытых дефектов или некачественных ремонтов, — констатировал эксперт.

Ещё один подвох скрывается в стоимости обслуживания: если модель редкая, найти запчасти может стоить времени, сил и, главное, денег. Это в целом традиционный риск при покупке подержанного автомобиля, но при выборе иномарки «экс-такси» он особенно велик.
— Логично выбирать популярные в таксопарках марки, где доступность комплектующих выше. Первоначальная экономия при покупке может быть нивелирована затратами на ремонт, если не уделить внимание предпродажной экспертизе, — предупредила Кристина Палий.
Как проверить авто после такси
Что нужно сделать, если всё-таки решились приобрести авто «экс-такси»? Эксперты назвали всего два, но критически важных пункта.
1. Тщательно проверьте историю.
— Обязательно нужно «пробить» VIN-код по базам (ГИБДД, страховым, платным сервисам типа «Автокод») на аварии, залоги, историю регистраций и особенно на реальность пробега, — указал Никита Колесников.
Также нужно проверить базы лизинга, напомнила Кристина Палий — если авто находится в такой аренде, его запросто может забрать лизингодатель, да и другие риски также есть.
2. Проведите диагностику.
— Может понадобиться углубленная диагностика у независимого специалиста на СТО с проверкой двигателя, коробки, подвески и кузова, — отметил эксперт.
Однако всё это — не панацея, даже при самой тщательной проверке можно наткнуться на автомобиль, который после эксплуатации в такси будет больше стоять в гараже, чем ездить. А потому подходить к покупке нужно с холодным расчётом, полным осознанием рисков и готовностью к дополнительным тратам.
— Покупать такой автомобиль имеет смысл только в одном случае: если вам нужен крайне дешёвый транспорт «на короткий срок», и вы готовы немедленно вкладывать значительные средства в неизбежный ремонт, независимо от марки, — резюмировал Никита Колесников.




