Нехороший фон: какие продукты точно подорожают осенью 2025 года

16 сент, 15:09
Светлана Коваленко
Производители молочной продукции начали предупреждать торговые сети о повышении цен на продукцию. Дорожают в опте и другие товары, в том числе куриное мясо, пиво и даже яблоки. Что происходит на продуктовом рынке, разбирался 78.ru.
Коллаж 78.ru: Petrov Sergey/globallookpress.com, freepik.com/topntp26, unsplash.com, flaticon.com/Freepik

Массовые подорожания

Крупные ретейлеры получили письма о повышении цен сразу от нескольких производителей молочных продуктов, сообщил независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин. Предполагается, что отдельные товары подорожают на 2–15 %, но есть и позиции, где этот показатель составляет 20 %.

Участники рынка признают: попытки поднять цены на «молочку» имеются, но пока не носят массовый характер. Большей частью производители стараются избавиться от скидок оптовикам, что в итоге может сказаться и на стоимости для конечных потребителей.

Более тревожной выглядит ситуация с ростом цен по осени на куриное мясо. Пока резкого скачка в 20–30 %, как это было прошлой весной, не наблюдается, но стоимость курятины будет расти. Дорожает и отечественное пиво, перешагнувшее «психологическую отметку» в 200 рублей за 1 литр.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Потенциальным ростом цен на яблоки россиян пугали ещё весной на фоне нескольких волн заморозков. Нехорошие прогнозы отчасти сбылись — в августе яблоки выросли в стоимости на 14 % по сравнению с аналогичным периодом 2024, сообщил «Коммерсант» со ссылкой на аналитиков NTech. Эксперты разводят руками: дело оказалась совсем не в погоде. Яблоки к октябрю подешевеют, но всё равно будут дороже, чем в прошлом году.

Дайте производителям на чём-то заработать

Письма по поводу молочной продукции начали приходить ретейлерам с середины августа, уточнил в беседе с 78.ru Михаил Лачугин. Больше всего подорожает ассортимент так называемой «десертной группы»: творожки, йогурты, сырки и так далее. Это наименее социально значимая для населения продукция.

— На молоко и кефир повышения в основном не предусмотрены, а если они и есть, то незначительные. Этим производители хотят сказать: «Мы готовы сдерживать цены на важную и значимую для населения продукцию, но дайте нам тогда на чём-то заработать». Но, опять же, сами письма не означают, что цены автоматически вырастут, — подчеркнул он.

Совладелец торговой сети «РеалЪ» Александр Мышинский лично массовых писем о подорожании молочной продукции не видел. То есть, они, конечно, есть, но так было всегда, и в любое время года.

— В этом плане ничего масштабно не поменялось. Другое дело, что теперь речь часто идёт не о повышении цены на молочную продукцию, а об уменьшении на неё скидок от производителя. То есть стоимость для конечного потребителя рискует вырасти из-за этого обстоятельства. Меньше всего скидок по традиции дают на продукцию с высоким содержанием жира. Это сметана, кефиры, необезжиренные йогурты и так далее, — пояснил он.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Павел Волков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Михаил Лачугин соглашается: история со скидками имеет место. Но регулярные и акционные цены тоже всегда фиксировались в договорах. Прописывается в них и право производителя увеличивать стоимость продукции несколько раз в год.

Совладелец «Теремка» Виталий Свидовский рассказал, что в компании писем о повышении цен на молочную продукцию не получали.

— Она и не является для нас профильной. Но в целом фон не очень хороший, общее подорожание намечается, — поделился мрачными прогнозами предприниматель.

Опять куриные истории?

Александра Мышинского гораздо больше волнуют растущие цены на куриное мясо. Оптовые цены на тушки выросли со 165 до 200 рублей за килограмм. На этом фоне в некоторых магазинах ещё сохраняются старые расценки. Но так происходит только потому, что эти ретейлеры соглашаются работать себе в убыток. Однако скоро повышение оптовых цен отразится и на конечных покупателях.

— Курица действительно дорожает в последнее время примерно на 2–3 %. Такого роста, как весной, когда куриное мясо скакнуло в цене на 20–30 %, сейчас пока нет. Но, например, очень серьёзно подорожала зелень, тот же салат «Айсберг», который идёт во многие блюда, — делится Виталий Свидовский.

По мнению Михаила Лачугина, рост стоимости курятины теоретически можно объяснить совокупностью трёх факторов. Во-первых, производители всё больше поставляют её на экспорт за доллары. Во-вторых, одно время из-за перепроизводства яиц и падения цен на них некоторые небольшие и средние компании начали резко сокращать поголовье. Теперь последствия этого тренда докатились до рынка.

— Наконец, до этого сильно дорожала свинина. Покупатели накинулись на курицу, и она пошла в рост по всем законам рынка, когда спрос рождает предложение и увеличение стоимости, — предполагает эксперт.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Александр Мышинский подтверждает: цены действительно начали расти примерно три месяца назад, в разгар шашлычного сезона.

На условиях анонимности собеседники 78.ru поясняют: некоторые игроки будут продавать курятину по 165 рублей и дальше. Но надо быть морально готовым к тому, что она окажется «накачанной». Для веса по особой технологии в мясо заливают либо воду, либо спецрастворы.

Аналитик продовольственного рынка, предприниматель в пищевых производствах и сельскохозяйственном бизнесе Иван Кузнецов подчеркивает: «несушки» и бройлеры — это принципиально разные вещи. Первых есть практически невозможно, никто в здравом уме их как «курятину» не продаёт. Другое дело, что куриц вообще достаточно быстро можно вырастить. За 45 суток из инкубационного яйца вполне можно получить птицу для полноценной тушки. Более вероятен сценарий с массовыми наладившимися в последнее время поставками куриного мяса в Китай, туда же везут и свинину.

Учёт немного захмелел и прилёг

Отечественное пиво в среднем подорожало до 200 рублей за литр, свидетельствуют данные Росстата.

— Для сравнения: в прошлом году этот показатель был на уровне 160–165 рублей. Рост цен наблюдается на фоне изменений в налоговой политике и повышения стоимости сырья, — отмечалось в профильном телеграм-канале «Продукт Медиа».

По импортному «пенному» уже давно взята отметка в 500 рублей за литр и даже выше, отмечает Александр Мышинский. А вот объём тары при этом снижается. Если говорить о баночной продукции, то это давно не 0,5 л, а 0,45 или даже 0,43. Его продают по цене в 80–90 рублей для отечественных производителей.

— Дело в том, что с 1 сентября при приёмке и продаже покупателю такой продукции стало обязательным фиксирование конкретной марки. Это дополнительные серьёзные затраты для бизнеса, IT-отделы многих ретейлеров в конце лета «зашивались» с такой задачей. При этом если марка по каким-то причинам на этих двух этапах не читается, продукцию остаётся лишь утилизировать, — добавляет Александр Мышинский.
Фото: Bulkin Sergey globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Производители пива в 2025-м уже поднимали цены дважды, напоминает генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский. При этом в 2024-м также дважды серьёзно выросли акцизы на многие позиции алкогольной продукции: по традиции с 1 января и в мае.

Повышение составило от 2,5 до 4 раз. Правда, производители пива и водки под него в итоге не попали и сильно не пострадали. При этом на такую продукцию приходится у россиян 80 % потребления в абсолютном выражении.

— По законодательству уведомить о повышении цен производители алкоголя должны за месяц, но не меньше. То есть какое-то время на подготовку у ретейлеров ещё будет, — отмечает эксперт.

Другой момент, что с начала 2025-го при маркировке «Честным знаком» у «пивников» уже возникали проблемы. Например, Росалкогольтабакконтроль (РАТК) летом отчитывался о падении продаж пива в первом квартале на 16 % по отношению к аналогичному периоду прошлого года, вспоминает Максим Черниговский.

Как объяснили тогда в пресс-службе РАТК, «снижение по пиву носит технический характер, связанный с изменением структуры учёта». Вот этот учёт с указанием марки конкретного напитка, возможно, и хотят наладить, рассуждает эксперт.

У урожая свои рекорды, у цен — свои

О печальных прогнозах аграриев по поводу урожая яблок 2025 и других косточковых 78.ru рассказывал неоднократно. Но назвать конкретные цены на эту продукцию и оценить масштабы изменений достаточно сложно, подчёркивает руководитель проекта «Ягодная академия», генеральный директор ИА FruitNews Ирина Козий.

— Мы проводим мониторинг стоимости овощей, фруктов и ягод в Москве в крупных федеральных сетях. Наши данные показывают, что в начале сентября 2025 года минимальные цены на яблоки выросли примерно на 7–10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но опять же, повторюсь, цены в разных точках продаж и разных регионах меняются по-разному, — делится она.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Ирина Козий настаивает: погодные условия в этом году значительно лучше, чем были в сезон 2024-го. Тогда весенние заморозки, а затем засуха обернулись рекордными потерями урожая в регионах центральной полосы. Потери есть и сейчас, но они не носят столь массовый характер, как это было годом ранее. Более того, Минсельхоз прогнозирует на 2025 год рекордный урожай яблок.

— В этом году проблема не в погоде, а в том, что растёт себестоимость производства. Продолжается быстрый рост оплаты труда сезонных работников, занимающихся обрезкой и уходом за яблоневыми садами, сбором плодов. Дорожает сельхозтехника, оборудование, запчасти, саженцы, удобрения, средства защиты и другие материалы, необходимые садоводам, растут расходы на логистику, — констатирует Ирина Козий.

Нужно отметить, добавляет она, что рост цен наблюдается именно в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

— По отношению к ценам текущего лета мы всё равно наблюдаем сезонное снижение стоимости плодов. Обычно оно продолжается до октября, на который приходится пик сбора урожая, после чего начинается ежегодное сезонное подорожание. Большая часть овощей и фруктов, за исключением, пожалуй, картофеля, будет этой осенью стоить дороже, чем в 2024-м, — считает эксперт.

Большая часть поставок салатов — это импорт, отмечает Ирина Козий. В летний период некоторый объём зелени можно выращивать в России в грунте, но этот сезон уже заканчивается. Поэтому цены и пошли в рост. Культивировать салат в теплицах в остальное время можно, но тепличное выращивание обходится дорого, и у предприятий тоже постоянно растёт себестоимость производства.

Другое по теме