Первые залились: под каким градусом вступает в силу закон о наливайках?

Документ с заявками от рестораторов появился на сайте Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле, сообщил 1 сентября в своём tg-канале депутат Законодательного собрания Петербурга Денис Четырбок.
Так, в списке сейчас значится 56 из 1600 точек общепита в многоквартирных домах (МКД) и торгующих алкоголем, отметил народный избранник. Речи о запрете реализации спиртного вне пределов МКД в точках общепита ночью не идёт, отдельно напомнил Четырбок.
В перспективе после проверки всех сведений и выездных мероприятий чиновники сформируют полноценный реестр заведений общепита, которым в итоге позволят торговать алкоголем с 22:00 до 11:00 в жилых домах.
В Смольном заверяют, что перечень будет «живым», регулярно актуализироваться и никаких конкретных сроков по внесению в него данных не существует. Попадание в такой реестр, находящийся в открытом доступе, полагают чиновники, выгодно и самому бизнесу. Любой желающий сможет лично убедиться, что заведение «чистое» и соответствует всем критериям, предъявляемым к организациям типа «ресторан».
При этом теперь утратят своё право торговать «горячительным» точки общепита, располагающиеся в МКД и имеющие общую площадь зала обслуживания менее 50 «квадратов» в любое время суток. Такие ограничения содержатся в многострадальном городском законе о «наливайках», вступившем в силу с 1 сентября. Этот документ, принятый со второй попытки, успел рассорить из-за своей скандальности многих представителей бизнеса, горожан, чиновников, депутатов.
Например, изначально, предполагалось что «наливайкам» запретят торговать «зелёным змием» только по ночам, но ко второму чтению концепция кардинально сменилась. К объектам, площадью менее 50 «квадратов» зашли достаточно хитроумно. Уже выданные лицензии на продажу алкоголя таким точкам аннулировать не будут, после завершения срока их действия новые документы не выдадут, а по факту с 1 сентября можно «напороться» на штраф на фоне обращения тех же общественников.
Всё это может привести к тому, что значительная часть таких заведений, прежде всего баров, рискует закрыться, предупреждают участники рынка. А в силу небольшой площади объекты менее 50 кв. м не интересны тому же продуктовому ретейлу. Разве что к ним может присмотреться малый бизнес в сфере услуг. Там тоже разводят руками. И для них «параметры мелковаты».
Ирландский акцент и креативные рюмочные?
Из заявленных 56 позиций половина приходится на точки сети ресторанов и суши-баров «Евразия». Как подчёркивают участники рынка, алкоголем в этих заведениях торгуют, но на спиртное никогда ключевая ставка здесь не делалась.
По словам президента Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонида Гарбара, можно выделить несколько пабов с выраженной «ирландской» направленностью, хотя и не всегда с полностью аутентичной атмосферой. Например, это в большой степени оригинальные Tower Pub на Невском проспекте и улице Куйбышева.
В эту же категорию попадает концептуальный пивной ресторан-бар «Бельгийский эль» на Каменноостровском проспекте и «Холи Молли» на проспекте Славы.
Типичным именно авторским баром, представленном в списке, собеседники готовы назвать «Полторы комнаты» на Маяковской, открытый ещё в 2010-х годах.
— Там концепция основывалась на том, что есть длинная стойка, туда приходили выпить уникальный коктейль без какого-то определённого рецепта, поговорить с барменом. На ней же основываются и многие другие бары при отсутствии официантов для подачи напитков. В этом и суть похода в бар — пообщаться с барменами, которые часто являются отличными психологами, возможно, с другими посетителями, если есть общие интересы. Для этого много места не требуется. Здесь важно в принципе понимать, что бары не ставят своей задачей кого-то накормить. Их прямая задача — напоить, — рассуждает Леонид Гарбар.

В эту группу входят также «Цветочки» и «Ипполит».
Наконец, в перечне имеется 6 точек «итальянской» сети «Марчеллис», родом из давно распавшегося Food Retail Grop, куда входили ещё когда-то закрывшиеся в 2022-м «Две палочки».
Есть в списке и то, что собеседники 78.ru называют креативными рюмочными, не указывая конкретных названий.
Добровольно, но с последствиями?
Соавтор концепций ресторанов «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури» Максим Кораблёв-Дайсон узнал о том, что объекты в МКД для торговли по ночам алкоголем необходимо регистрировать в реестре от 78.ru.
Здесь важно сделать принципиальную оговорку. Чиновники заверяют: регистрация носит исключительно добровольный характер. Но если её не будет, то… наступят определенные последствия.
Заместитель Комитета по промышленной политике Тамара Ломоносова разъясняет: заявление можно подать на электронную почту ведомства или в бумажном формате.
— После рассмотрения бумаг уполномоченными должностями лицами, проверки документов на достоверность, затем с согласия бизнеса будет проводиться оценка предприятия путем непосредственного выезда. Оценка это не контрольно-надзорное мероприятие, о чем многие пытаются сказать. Если всё хорошо, объект вносится в реестр.
Всех волнует, успеем ли мы внести все объекты. Для них предусмотрены разные статусы Это «объект на рассмотрении», «объект включён» либо «рассмотрение приостановлено», если сведения надо скорректировать и дополнить, — отмечает Тамара Ломоносова и добавляет, что работа непосредственно с реестром начнётся с 1 сентября и будет «проведена в необходимый нужный период».
Что подразумевается под этим, чиновники не уточняют, но заявляют, что на рассмотрение заявлений бизнеса уйдёт максимум 30 дней. То есть результаты могут появиться уже в конце сентября – начале октября.

Как предупредил Денис Четырбок, к заведениям, не включённым в реестр, начнут по несколько раз на дню приходить общественники с рулетками и затем жаловаться чиновникам и в правоохранительные органы. Первые пока протоколы составить не смогут, зато вторые на это способны и могут выписать штрафы в случае обнаружения нарушений.
По словам Тамары Ломоносовой, юридических лиц могут наказать на сумму от 100 до 300 тысяч рублей.
При этом торговать алкоголем с 1 сентября нельзя будет заведениям общепита с площадью менее 50 «квадратов» в принципе, и они должны сами это осознавать и избегать осознанно таких нарушений.
Кто же всё-таки выживет и под что приспособиться?
Глава Комитета про промышленной политике, инновациям и торговле Александр Ситов ранее сообщал, что под вопросом может оказаться существование порядка 300 объектов. Депутат ЗакСа Дмитрий Панов заявляет о нескольких десятках точек.
Собеседники 78.ru на условиях анонимности полагают, что закрыться могут половина тех, кто торгует в жилых домах с параметрами площади менее 50 «квадратов».
Как рассказывает Максим Кораблёв-Дайсон, в классических барах и ночных клубах продажи алкоголя генерируют до 80% всей выручки, в ресторанах и общепите — 30–40%, 60–70% — это выручка от продажи еды.
— Но есть и форматы, не связанные с принципе с продажей спиртного. Это, например, столовые, многие точки фасфуда. То есть говорить, что закроется всё и никто не захочет прийти на место ушедших, тоже не стоит. Сейчас набирает популярность такой смешанный формат, как классический продуктовый магазин, в котором есть возможность приобрести какое-то готовое блюдо, разогреть его и тут же съесть. Подобные заведения, часто как раз маленькие по площади, тоже никак не ориентированы на продажу алкоголя, — отмечает он.
Совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский констатирует: даже среднему ретейлу, не говоря уже о федералах, такие маленькие площади не интересны. В той же сети «Семишагофф» рассматривают варианты, начиная от 800 кв. метров, в «Дикси» — от 100, но не менее. Александр Мышинский предполагает, что объекты могут попасть в зону внимания малого бизнеса в сфере услуг.

Президент Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Ляля Садыкова разводит руками. В этой сфере такие «малыши» тоже не очень-то нужны и востребованы. Так, чтобы салон мог получить медицинскую лицензию, а это требуется для многих бьюти-услуг, площадь должна быть не менее 100 кв. м. По её мнению, такие локации теперь могут «захватить» аптеки и пункты выдачи заказов с маркетплейсов. Впрочем, последним уже тоже пригрозили на федеральном уровне изгнанием с первых этажей МКД.