Сюда не езди и это не носи: какие требования подготовил курьерам Смольный?

Два проекта распоряжений Комитета по транспорту размещены на сайте Администрации Санкт-Петербурга в разделе «антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов». В одном из документов подробно перечисляются локации, где курьерам в принципе запретят ездить на самокатах и электровелосипедах. Те или иные ограничения затронут 11 из 18 районов. Наиболее жесткие запреты ждут теперь центр. В районах, не попавших под ограничения, скорость передвижения ограничат до 20 км/ч.
Во втором проекте распоряжения представлены требования к внешнему виду курьеров, у которых теперь появятся на сумках читаемые идентификационные номера, а одежда должна быть опрятной без внешних загрязнений. Особые пожелания к тем, кто работает по ночам.
Где-то тотально, где-то локально?
Ограничения на передвижение курьеров на СИМ предлагается ввести, в частности, в Адмиралтейском, Василеостровском, Кировском, Колпинском, Кронштадтском, Курортном, Московском, Петроградском, Петродворцовом, Приморском и Центральном районах.
Здесь важно разъяснить следующий принципиальный момент. В документе не упоминаются «муниципальные округа» как таковые. Используется термин «зоны», в рамках которых идет длинное перечисление маршрутов. Они пролегают, в том числе, по неким «осям» улиц и набережных.
Причем для центра название этих зон совпадает с наименованием муниципальных образований. А для более отдаленных районов уже таких отсылок нет. Там речь идет о названии зон с привязкой к более или менее понятным конкретным локациям.
Например, на Васильевском острове перечисляются: «Муниципальный округ № 7», «Васильевский», «Гавань», «Морской», «Остров Декабристов».
Для Кировского района называется зона «Канонерский тоннель». Такого МО в Петербурге нет, затее в тексте есть пометка, что речь идет именно о Канонерском тоннеле.
В «Адмиралтейском районе» в списке «Адмиралтейский округ», «Сенной округ», «Семеновский», «Коломна», «Измайловское», «Екатерингофский». При этом, например, как следует из описания под запрет попадает зона около «Новой Голландии», на сам остров въезд теперь тоже закрыт,
В Московском районе под «зоной Победы» понимается территория музея «Монумента героическим защитникам Ленинграда». В Курортном районе указывается парк Дубки.
На Петроградской стороне в черном списке «Введенский», «Кронверкское», «Посадский», «Аптекарский остров», «Петровский», «Чкаловское».
Для Приморского района обозначена зона «Парк 300-летия Петербурга». Такого МО не существует.
В центре запрет предлагают распространить на «Дворцовый округ», «Муниципальный округ № 78», «Литейный округ», «Смольнинское», «Лиговка-Ямская», «Владимирский округ».
При этом в Петродворцовом районе есть опять же указание на ГМЗ «Петергоф», Дворцовую и Разводные площади, улицу Морского десанта.
Главное, чтобы костюмчик был опрятный?
В требованиях к внешнему виду курьеров много внимания обращается на идентификационные номера, вплоть до указания конкретного шрифта.
— Цифры и буквы идентификационного номера должны выполняться шрифтом ЖР5 по ГОСТ 3489.2-71. Шрифты типографские. Гарнитура Журнальная рубленая (для алфавитов на русской и латинской графических основах). Назначение. Рисунок. Линия шрифта, — отмечается в проекте постановления.
Номера должны быть читаемые, размещаться как на СИМ, где они разрешены, так и на сумке работника. В последнем варианте предусмотрено несколько мест размещения. Это верхняя часть крышки, вдоль бокового края, на обеих боковых стенках. Надо ли это все столько раз дублировать, из документа не следует.

Курьер должен обладать опрятным внешним видом, использовать одежду, сумку, СИМ при наличии, без «видимых загрязнений и повреждений». Что под этим подразумевается, разъяснений не следует.
При этом одежда должна обеспечивать возможность идентификации курьера «как лица, осуществляющего доставку, в том числе по цвету (сочетанию цветов), символике с обозначением характерных символов, личной идентификационной карточке (бейджу), иными способами, обеспечивающими достижение цели». Опять же прямой речи о введении некоей единой униформы в документе не идет.
В темное время суток курьерам придется носить одежду со светоотражающими элементами.
Каждый раз переодеваться?
Как пояснил заместитель председателя Комитета по транспорту Михаил Казаков, логика с предлагаемыми запретами на передвижение курьеров основывается на обращениях петербуржцев.
— Соответственно, это пожелания наших жителей и статистика по ДТП с участием курьеров. Здесь будет пересечение с запретами СИМов (для населения в целом — прим. редакции), потому что здесь как раз в этих зонах бывают наиболее резонансные случаи, — пояснил он.
Как добавил Михаил Казаков, в истории с внешним видом курьеров критично наличие идентификационного номера на сумке. Это необходимо для контроля над курьерами совместно со службами доставки и обеспечения безопасности для горожан.
— Например, нередко, к сожалению, случаются ситуации, когда те же курьеры пытаются скрыться с места ДТП. Теперь их можно будет идентифицировать и быстро найти. Мы считаем, что идентификационные номера должны выдаваться по аналогии с номерами для транспортных средств, — отметил он.
В перспективе в Северной столице могут появиться и «черные» и «белые» списки курьеров.
Опрошенные эксперты подчёркивают: требования к серьезным ограничениям передвижения курьеров на СИМ в центре вполне понятны. В центральных районах улицы и так узкие.

Эксперт транспортного развития территории ООО «Лабград» Илья Резников констатирует: регулировать ставшую теперь массовой историю с курьерами, конечно, надо, никто с этим спорить не будет. Вряд ли в Смольном предварительно не прорабатывали вопрос с конкретными зонами запрета на передвижения и не проводили какие-то расчеты. Конечно, они были.
По мнению эксперта, очевидно и то, что идентификационные номера тоже необходимо внедрить.
— Это, действительно, теперь вопрос всеобщей безопасности с учетом колоссального количества ДТП, да и не только.
Есть вещи, с которыми я не совсем согласен. Например, это запрет на передвижение на скорости более 20 км/ч. На территориях массового скопления людей — это вполне оправданная мера. Но если мы говорим о городских окраинах, особенно в ночное время, то такие ужесточения не вполне оправданы. Важно и то, что по-хорошему эта история не должна закончиться только теми или иными запретами. Она должна вылиться в комплексный подход к развитию инфраструктуры для велосипедистов и пользователей СИМ, — рассуждает Илья Резников.
Гораздо больше вопросов к требованиям по внешнему виду курьеров. Как напоминает независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин, иногда даже в крупных продуктовых сетях можно встретить работников без формы, либо в откровенно грязной одежде.
— Здесь должна быть какая-то справедливость тогда для всех. При этом надо понимать, что те же курьеры достаточно часто доставляют товары в плохую погоду, в тот же дождь. Остаться опрятным в такой ситуации крайне сложно. И что тогда, идти тут же переодеваться по несколько раз на дню, чтобы быть опрятным и во всем отглаженном? Не могут быть абсолютно чистыми и машины, СИМ. Они ездят по улицам. Но, конечно, они должны находиться в нормативном рабочем состоянии, — задаётся вопросом Михаил Лачугин.

Теперь в Смольном обещают в течение ближайших двух недель плотно работать с обращениями петербуржцев, выступающих за те или иные конкретные локации для ограничения движений курьерам.