Прямой эфир

Проехали: чем обернётся запрет для иностранцев работать курьерами и таксистами?

Светлана Коваленко
30 мая, 14:04
Уже с 1 июля в Петербурге для иностранцев могут ввести запрет работать курьерами в службах доставок и водителями такси. Между тем, зарплаты в этих сферах в Северной столице составляют 143 и 108 тыс. рублей при условии полной занятости. Разбираемся, польстятся ли на такую работу петербуржцы и к каким не лучшим сюрпризам теперь быть готовыми.
Коллаж 78.ru: Pogiba Alexandra; Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com, ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев, flaticon.com/Freepik

Большая часть проекта постановления, имеющегося в распоряжении редакции, касается введения новых требований к работе служб доставки. Так, например, курьерам теперь должны выдавать некие устройства, позволяющие отследить местоположение такого работника. Появится у него свой идентификационный номер, униформа.

Курьерам, перемещающимся на самокатах и электровелосипедах, запретят двигаться со скоростью более 15 км/ч, появится и перечень локаций, где такое движение будет запрещено. Перечень предстоит составить чиновникам Комитета по транспорту.

В отношении новых правил игры для рынка услуг такси конкретики содержится намного меньше. Но здесь делается особая оговорка в отношении запрета иностранцам работать, в том числе, водителями на машинах, которые арендуются клиентами. Этой хитрой схемой во многих регионах все чаще пользуются таксисты, чтобы избежать дополнительных расходов на КАСКО, страхование имущества и жизни пассажира, налоги и т.д. Теперь такую лазейку в Северной столице хотят закрыть. Разбираемся, к чему приведет реализация инициативы для горожан.

Умножаем надвое?

Отметим сразу, что официально комментировать документ большинство участников рынка не готовы. Но в беседах на условиях анонимности высказывают негативные оценки и предрекают рост цен на услуги в этих сферах на 20–30%, как минимум. Кто-то называет планку в 30–50%.

Как подсчитали аналитики Yandex, в доставке стоимость вырастет вдвое, для такси речь идет о 10–15%.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

В пресс-службе Wildberries ситуацию 78.ru прокомментировали кратко. В компании курьерами работают исключительно граждане РФ. Иностранцев нет априори.

— В настоящее время большинство наших курьеров пешие, однако мы внимательно следим за инициативами, связанными с использованием транспорта. В случае утверждения новых правил мы обязательно учтём их в работе сервиса и будем внимательно следить за их исполнением, — заверили там.

Совладелец «Теремка» Виталий Свидовский сослался на то, что в их компании нет собственной службы доставки, они взаимодействуют с агрегаторами.

— Мы прогнозируем рост стоимости услуг и сокращение таких возможностей для населения. Да, рост и сокращение однозначно будут, — эмоционально повторился он.

В пресс-службе «Ленты» тоже кратко заявили: у сети нет собственной службы доставки.

Как сообщили в пресс-службе hh.ru, в мае 2025 года медианная предлагаемая зарплата в вакансиях для водителей в Петербурге достигла 108 тыс. рублей, что на 6% больше, чем в аналогичный период 2024.

— В курьерских вакансиях предлагаемая зарплата выросла до 143 тыс. рублей при условии постоянной занятости, а не подработки, что на 26% больше, чем весной 2024, — отметили там.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Безусловно, удар будет

Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин разъясняет, речь идет не только о взаимодействии тех же ретейлеров с агрегаторами, но и о наличии собственных брендированных машин для доставки. Кто-то взаимодействует с «Купером».

— Назвать какой-то конкретный процент иностранцев, трудящихся курьерами достаточно сложно. Может выйти так, что тот же условный таджик или узбек уже получили российский паспорт. То есть, формально они уже являются россиянами. Хотя, чисто внешне, они и не выглядят как типичные представители славян. Безусловно, удар будет. Цены вырастут. На этом фоне кто-то примет для себя решение отказаться от доставки и станет чаще посещать магазины самостоятельно, — рассуждает Михаил Лачугин.

По его словам, также очевидно, что вопрос с четким и понятным регулированием отрасли давно настал. Часто выходит так, что непонятно на каких условиях трудоустроены курьеры, платят ли они налоги в бюджет в принципе.

Не меньше претензий у горожан к тому, как такие сотрудники служб доставки передвигаются по улицам. Об этом свидетельствует огромное количество инцидентов с теми же средствами индивидуальной мобильности.

— Другой вопрос, что и россияне могут передвигаться не самым безопасным способом, — подчеркивает Михаил Лачугин.

Стоит добавить, что 30 мая 2025-го сенатор Артем Шейкин попросил Минтранс создать в России единый реестр курьеров. В таком документе должна содержаться полная и достоверная информация о каждом работнике доставки.

Как считает Артем Шейкин это «значительно упростит процессы идентификации, повысит прозрачность в отрасли и обеспечит полноценный контроль со стороны органов власти и правоохранительных структур».

Фото: Alexander Legky/globallookpress.com
Фото: Alexander Legky/globallookpress.com

Собственно, в чем-то аналогичные положения содержатся и в проекте постановления губернатора.

Уйдут в тень?

Представитель общественного совета по развитию такси по Петербургу и Ленобласти Андрей Белов рассказывает, что примерно половина водителей в отрасли подпадут под запрет.

— То есть мы получили достаточно серьезную проблему. Необходимо также отметить, что эти люди, они с введением этого закона в силу, не исчезнут. Они не уедут на родину, они просто перейдут в тень, — уверен он.

Как считает Андрей Белов, в итоге спальных районах у станций метро и торговых центров могут появиться организованные группы серых водителей (или «бомбил» как их называли в 90-е годы прошлого века — прим. редакции), которые и захватят власть на рынке.

Чтобы этого не произошло, необходимо проделать колоссальную работу. Одних запретов мало.

— То есть, должны быть серьезные штрафные санкции, вплоть до изъятия автомобилей, как средства незаконной предпринимательской деятельности. Также необходимо отметить, что Оставшиеся водители, которые на линии останутся, нужно вопрос решить с ценой, потому что цена однозначно поездки вырастет. Это закон бизнеса. Чем меньше машин на линии, тем дороже цена на поездки. Для привлечения новых водителей, которые имеют право работать в данной сфере, нам необходимо будет повысить им заработную плату, — рассуждает Андрей Белов.

Как заключает эксперт, с одной стороны, участники отрасли всецело приветствуют данную инициативу по легализации рынка, но с другой стороны, нужно подготовить целый ряд комплекс мер, чтобы это не привело к необратимым последствиям.

Фото: Shatokhina Natalia/globallookpress.com
Фото: Shatokhina Natalia/globallookpress.com

«Алкотакси» едет в Петербург?

В схожем ключе документ комментирует автоэксперт Алик Кортиев. Как он подчеркивает, россияне всегда и ко всему приспосабливаются. Другой вопрос, что все такие нововведения, а с ними и дополнительные расходы, перекладываются на плечи конечных потребителей.

— То есть, если мы сейчас добираемся куда-то по своим нуждам за условные 800 рублей, то теперь через полгода это будет уже 1 300 руб. Хотя никто и не говорит, что это случится прямо 1 или 2 июля, — прогнозирует Алик Кортиев.

Как он считает, какие конкретно новые схемы появятся, как будут уходить в тень, конечному потребителю, в свою очередь, тоже не так важно. Ему нужно куда-то поехать и по оптимальной для себя цене.

— Тут встает вопрос, какую цель преследует «ноу-хау»? Повысить безопасность пассажирских перевозок в такси? Так я ни разу за последние 10 лет не чувствовал себя в какой-то опасности вне зависимости от того, кто был за рулем: россиянин или иностранец. При этом все же прекрасно понимают, что неадекватные люди есть среди всех, — констатирует он.

Примечательно, что как рассказывают участники рынка в регионах, где действуют жесткие временные ограничения на продажу алкоголя (например, Волгоградская область), появилось так называемое «алкотакси». Суть в том, что это по факту некий новый сервис по доставке горячительного в любое время суток, хоть и по более высоким ценникам, по звонку клиента, делятся собеседники. Теперь «алкотакси» может массово приехать и в Петербург.

Стоит также добавить, что именно запрет иностранцам работать в такси пока действует на 2025-й год. Между тем, согласно документу Комитету по труду и занятости Смольного поручено в срок до 1 декабря этого года подготовить предложения по аналогичным запретительным мерам и для других отраслей. О чём конкретно идет речь, пока неизвестно.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Одно время обсуждалась инициатива запретить мигрантам трудиться на стройках. Но застройщики быстро поняли, что тогда работать будет просто некому. В курьеры петербуржцы идут и пойдут охотно, другой вопрос, что это еще больше нарушит и так существующий дисбаланс на трудовом рынке.