Дальше меньше? Почему ЦБ пошёл на риск и опустил ключевую ставку 6 июня

Неожиданное решение
Ключевая ставка — один из главных инструментов, благодаря которым ЦБ может влиять на экономику и инфляцию. Фактически это процент, под который регулятор выдает деньги банкам, чтобы они дальше осуществляли свою деятельность и кредитовали население и предприятия. Поэтому, как только повышается ключевая ставка, сразу же повышаются и ставки по кредитам для обычных граждан и бизнеса, поскольку банки должны получать прибыль. Именно благодаря этому ключевая ставка позволяет тормозить инфляцию: кредиты дорожают, спрос на деньги падает и замедляется в целом по всему рынку, и в итоге инфляция приходит в норму.
Центробанк начал повышать ключевую ставку в середине 2024 года на фоне резкого скачка инфляции вслед за столь же резким ростом экономики. К концу 2024 года регулятор вывел этот показатель на беспрецедентный уровень в 21% — выше было только в турбулентные 1990-е годы, даже в 2022 году, после введения самых первых санкций, ставка подскочила ниже, до 20%. В декабре 2024 года все эксперты и даже банки, которые традиционно владеют инсайдерской информацией, ждали продолжения повышения, однако ЦБ принял неожиданное решение сохранить показатель на прежнем уровне.
С тех пор прошло полгода, и ставка на протяжении нескольких заседаний «стояла» на 21%. К июню Центробанк оказался в положении «витязя на распутье»: с одной стороны, ставку нужно бы удерживать, чтобы убедиться в устойчивости положительных тенденций, а с другой стороны — экономика уже начала задыхаться от слишком дорогих кредитов, и об этом всё настойчивее говорили и в бизнес-сообществе, и даже в правительстве. В таком же положении оказались и эксперты — большая часть считала, что ставку всё же удержат на 21%, меньшая же предполагала возможность снижения.
В итоге Центробанк снова, как в декабре 2024 года, принял решение, которое всколыхнуло экспертное сообщество: вместо удержания ставки он пошёл на её снижение сразу на 1%, до 20%. Доцент Финансового университета при Правительстве РФ, автор социального проекта «Финансовая грамотность: просто о сложном» Пётр Щербаченко в беседе с 78.ru назвал такое решение интересным и не очень ожидаемым шагом.
— Сегодняшнее снижение ключевой ставки является одновременно и ожидаемым, и неожиданным, мнения, что называется, разделились: чиновники чаще ожидали, что будет снижение, возможно, знали что-то изнутри. Вспоминается в этой связи самое яркое — обращение Костина (Андрей Костин, глава ВТБ. — Прим. ред.), который поспорил на десять щелбанов, что ЦБ снизит ставку. С точки зрения же финансистов, экспертного сообщества, это всё-таки было менее ожидаемое решение, — поддержал его в беседе с 78.ru кандидат экономических наук, доцент, руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко.
Причины сомневаться у экспертов были, так же как и у Центробанка. Основные показатели экономики, казалось бы, начали выправляться, инфляция снижается: с 10,3% в марте до 9,7% в мае, с 27 мая по 2 июня 2025 года она составила 0,05% после 0,06% с 20 по 26 мая, 0,07% с 13 по 19 мая, 0,06% с 6 по 12 мая и 0,03% с 29 апреля по 5 мая, сообщил Росстат. Снизилась и годовая инфляция, отметил Пётр Щербаченко — к 2 июня она замедлилась до 9,66% с 9,78% на 26 мая. Заметно замедлилось кредитование и в целом экономика затормозилась, а по некоторым отраслям уже даже наметилась рецессия. Тем не менее сложно назвать эту тенденцию устойчивой. Особенно ЦБ беспокоят инфляционные ожидания населения, и он на это обратил внимание в своём релизе по ключевой ставке.
«Инфляционные ожидания населения несколько выросли. В целом инфляционные ожидания сохраняются на повышенном уровне. Это может препятствовать более устойчивому замедлению инфляции», — отметил регулятор в релизе.
Пётр Щербаченко привёл цифры: в марте инфляционные ожидания находились на уровне 12,9%, а в мае — 13,4%. И раз они растут, то и у инфляции есть дальнейший потенциал роста, несмотря на все действия ЦБ.

Почему же всё-таки на этом фоне Центробанк пошёл на снижение ключевой ставки?
Не переохладить
Дмитрий Десятниченко предположил, что имеет место определенный политический аспект. На протяжении полугода, и уже весной многие чиновники говорили, что есть элементы не просто охлаждения экономики, а переохлаждения.
Возможно, поэтому, несмотря на спорные объективные показатели, регулятор всё-таки пошёл на снижение ключевой ставки.
— Показано, что ЦБ слышит коллег по экономическому блоку и административным службам и не может игнорировать их просьбы и пожелания, — отметил Дмитрий Десятниченко.
При этом способ реагирования Центробанк выбрал взвешенный: несмотря на вроде бы существенное снижение на целый процентный пункт, эксперт указал, что с финансовой точки зрения между 21% и 20% разница не слишком большая, если не сказать, что никакая. Совсем другой уровень — 15–16%, однако таких показателей можно ждать, по предположениям экспертного сообщества, в самом лучшем случае и при благоприятных обстоятельствах к концу года, а то и позже.
При этом опрошенные 78.ru эксперты отметили, что банки, так же как и в конце 2024 года, начали реагировать на движения ключевой ставки с опережением: Дмитрий Десятниченко указал, что, судя по динамике процентных ставок за последние три недели, банки ожидали, что ЦБ может опустить ставку и до 19%, а не до 20%, как сейчас.
— Сегодня средняя ставка по вкладу на 3–6 месяцев в топ-20 банков опустилась до минимума с октября 2024 года и составляет 19,3–19,4%. По годовым вкладам — 18,6–18,8%. Пик высоких ставок проходит, надо думать о последующих перемещениях средств при завершении срока вкладов, — констатировал Пётр Щербаченко.

Заранее на ещё не объявленное решение по ключевой ставке начал реагировать и фондовый рынок: так, Дмитрий Десятниченко обратил внимание, что сегодня в ожидании индекс биржи рос на несколько процентов. Однако после объявления о ключевой ставке ажиотаж спал, сгладились и пики роста — сейчас рост котировок в пределах 0,5–1%, что в целом является обычной практикой. Это говорит о том, что рынок не стремится переоценивать решение по снижению ключевой ставки.
— Он понимает, что это не повод полагать, что на каждом заседании ставка будет снижаться и в этой связи надо бежать и покупать финансовые инструменты. Снижение — это хорошо, но это ещё не конечная станция, — констатировал Дмитрий Десятниченко.
Эксперт отметил, что, судя по решению Центробанка, сейчас он выступает в качестве оптимиста и ждёт, что «дальше будет меньше», то есть ни ажиотажного спроса на товары, ни судорожной выдачи кредитов не будет. Сам Дмитрий Десятниченко предполагал, что снижение ставки произойдёт позже, к концу лета — началу осени. Тем не менее политика, вероятно, вышла на первое место и ЦБ, имея возможность снизить показатель, к которому приковано столько внимания, её использовал.
Однако больших результатов для экономики от текущего снижения ждать не приходится, предупредили эксперты.
Конечная станция ещё впереди
Чем обернётся для экономики России снижение ключевой ставки? На текущих значениях — ничем особенно серьёзным, отметили эксперты. Даже кредиты для бизнеса подешевеют не слишком сильно: как отметил Дмитрий Десятниченко, кредитуясь под 23–25%, бизнес вести крайне тяжело, но при 20% — не намного легче.
— Экономика почувствует это, когда ставка дойдёт до 15–16%. Вот это будет прямо новое качество ключевой ставки, — отметил Дмитрий Десятниченко.
В текущем же снижении больше важны тренды и намерения. Скорее всего, несколько оживится фондовый рынок, однако, как показал день 6 июня, не слишком сильно — скажется ещё и летний период, когда фондовый рынок в принципе не слишком активен. Могут ещё немного просесть ставки по депозитам для населения, обратил внимание Пётр Щербаченко.
— В ближайшие две-три недели ставки по вкладам могут немного снизиться, но их уровень будет зависеть от реакции банков на изменения ключевой ставки. Ожидается, что максимальные ставки по вкладам будут находиться в диапазоне 18–19%, а минимальные — около 14–16%. Во второй половине 2025 года возможны как фиксация ставок на текущих уровнях, так и дальнейшее снижение в зависимости от динамики инфляции и решения Банка России, — указал эксперт.

При этом к сентябрю, как предположил Пётр Щербаченко, ключевая ставка может понизиться ещё дальше, до 19%, а к концу года — дойти до 17–18%. Дмитрий Десятниченко не стал давать точных цифр, но отметил, что если оптимистичные ожидания ЦБ сбудутся и ухудшения показателей, ажиотажного спроса и роста кредитования не случится, то до конца года будет минимум ещё одно снижение ключевой ставки.
Однако если окажется, что с оптимизмом аналитики регулятора всё же поторопились, то никаких ограничений у него нет — ставка «отпрыгнет» обратно.
— Если регулятор увидит повышение инфляционных ожиданий и восстановление инфляционных процессов, если нынешнее снижение будет переоценено рынком, то, безусловно, он может повысить ключевую ставку ещё раз. Никаких ограничений по этому поводу нет: скажет, что переоценили, поспешили, поторопились. Прохождение одного пика не означает, что после некоторого снижения не будет нового пика, — предупредил Дмитрий Десятниченко.
Поэтому нынешнее решение ЦБ следует воспринимать скорее как символичное, оно очевидно выполняет роль сигнала: регулятор видит намечающиеся тренды и слышит мнение как правительства, так и бизнеса. Не исключено, что ЦБ хочет посмотреть, к чему приведёт такое, казалось бы, значимое, но в то же время не столь значительное для экономики снижение ключевой ставки, прежде чем предпринимать дальнейшие шаги.
Пик перегрева экономики России, кажется, пройден, фундаментальные проблемы, по всей вероятности, решены, но успокаиваться рано: впереди ещё долгий путь к инфляции в 4%, на котором шаги назад, к повышению ставки, совершенно не исключены.